Как не потерять поколение?
Три года в Украине безрезультатно обсуждается программа развития молодежиПо исследованиям ВОЗ, украинская молодежь занимает первое место в мире в рейтинге потребления алкоголя среди детей и молодежи. По информации Минздрав Украины, более 20 тысяч молодых людей употребляют наркотики, ежегодно 25 тысяч подростков совершают преступления. Кроме этого, почти каждый сотый ребенок воспитывается без родительской опеки, а по данным Государственного института развития семьи и молодежи, 35% детей посвящает свободное время телевидению и компьютерным играм, вместо того, чтобы посещать кружки или спортивные секции. К тому же, у 5% подростков появилась игровая зависимость и почти у всех детей есть проблемы со здоровьем.
Когда это все станет интересовать государство? Чиновники из года в год откладывают утверждение Национальной доктрины молодежной политики (впервые о ней заговорили еще в 2005 году), ссылаясь на нестабильную политическую ситуацию. По мнению экспертов, такая важная программа нуждается в немедленном принятии, поскольку может стать основой общегосударственной программы поддержки молодежи на 2009—2014 годы.
Кроме перечисленных молодежных проблем, в ней должна идти речь о преодолении бедности среди этого контингента, обеспечении молодежи работой, семей — жильем, привлечении молодежи к здоровому образу жизни и тому подобное. В соответствии с доктриной, кроме разрешения этих вопросов, украинская молодежь должна получить европейские стандарты жизни в сфере медицины, образования, культуры, рынка труда и гражданского общества (студенческий обмен по международным программам, изучение мирового культурного наследия и тому подобное). Об актуальности принятия Национальной доктрины молодежной политики говорят эксперты «Дня».
Валерий ГОЛОВАНЬКО, ведущий научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины:
— В этом году заканчивается действие общегосударственной программы поддержки молодежи на 2004— 2008 годы. Но новая программа в Украине пока не принята. В этом плане доктрина является довольно важным документом, хотя она не вносит ничего нового в общегосударственную программу, поскольку направления государственной политики в молодежной сфере зафиксированы в других документах, но ее окончательное утверждение может сыграть не последнюю роль в развитии молодежной политики. Поэтому к июлю 2008 года, когда начнет разрабатываться бюджет на следующий год, необходимо разработать новую программу поддержки молодежи на несколько следующих лет, за основу которой можно взять именно Национальную доктрину молодежной политики, ведь во многих аспектах эти два проекта похожи. Единственное, что их отличает, это то, что доктрина предусматривает создание благоприятных условий для развития молодежи, а в государственной программе речь идет о конкретных мероприятиях помощи людям. Такой подход позволит выиграть во времени, ведь прежде чем принимать программу поддержки молодежи, нужно создать ее концепцию. Поскольку сейчас ее нет, существование Национальной доктрины очень уместно в этой ситуации. Если проигнорировать этот факт, молодежь может остаться без программы развития.
Я считаю, что в проволочке с принятием доктрины нет злой воли Верховной Рады, Кабинета Министров или Президента. Постоянная смена руководящих органов власти, состава Верховной Рады и других учреждений, причастных к этому, так или иначе тормозит процесс утверждения Национальной доктрины. Кстати, представители Программы развития ООН рекомендуют всем государствам обязательно принимать общенациональные программы для поддержки молодежи, ведь это является показателем того, насколько правительство страны демократично и какие перспективы оно ставит перед собой на будущее и, в том числе, указывает на его взгляды в вопросе развития молодежи.
Лидия СМОЛА, директор Государственного института развития семьи и молодежи:
— В Украине существует целый ряд документов, которые определяют и регулируют развитие государственной молодежной политики и приняты в Национальную доктрину. Один из первых документов, который определял основы государственной молодежной политики, был утвержден еще в 1992 году. Речь идет о Декларации об общих основах государственной молодежной политики Украины. Поскольку с тех пор общество существенно изменилось, появилась потребность в новых документах, соответствующих требованиям сегодняшнего дня. Теперь проект Национальной доктрины молодежной политики шире представляет развитие молодежной политики в Украине во всех социальных сферах жизни и содействует активизации участия молодежи в общественных процессах. Однако многое в стране зависит от политических событий. В 2005 году создание доктрины было инициировано Юрием Павленко, тогдашним министром по делам семьи, молодежи и спорта. По его планам, доктрина должна отображать проблематику, задачи для создания среды, в котором могла бы развиваться молодежь. Чтобы она не была декларативной и охватила все аспекты молодежной политики, ее передали на региональный уровень для обсуждения. Но очередная смена власти приостановила процесс ее дальнейшей разработки. Недавно произошла очередная смена руководства Минсемьи, и уже в начале своей деятельности рабочая группа снова начала работать над доктриной. Теперь Кабинет Министров Украины одной из приоритетных задач Программы правительства определил разработку проекта Доктрины молодежной политики. Работа над проектом «Национальной доктрины молодежной политики» продолжается.
Вопросы, которые поднимаются в Национальной доктрине, очень важны и актуальны, в частности, проблема активизации молодежного участия в общественной жизни. Молодежь не просто должна получить возможность улучшить свою жизнь материально и духовно, но непосредственно участвовать в этих процессах. Такая молодежь сможет в дальнейшем достойно стать у руля страны. Поскольку Национальная доктрина включает такие разделы, как «Свободный выбор», «Равный выбор», «Участие в принятии решений», это дает основания считать, что именно доктрина станет базой программы поддержки молодежи на 2009—2015 годы. Что касается окончательного срока утверждения Национальной доктрины молодежной политики, стоит отметить, что он зависит еще и от того, насколько активно будут участвовать в ее создании всеукраинские молодежные организации, которые привлекаются к разработке этого проекта. Благодаря их участию значительно легче активизировать молодежь в принятии общественных решений и создать фундамент для полноценного развития молодых людей в Украине.
Олег ДЕМКИВ, научный сотрудник Института социологии НАН Украины:
— Идея Национальной доктрины молодежной политики является хорошей, но исходя из собственного опыта (а я довольно часто общаясь с молодежью), мне еще не приходилось встречать молодых людей, которые благодаря определенной программе получили определенные позитивы и сдвиги в своей жизни. С одной стороны, государственные программы поддержки молодежи существуют, на них выделяются бюджетные средства, они активно внедряются в жизнь, однако ни общество, ни молодежь, да и все, кто нуждается в государственной помощи, реально ее не ощущают. Например, программу молодежного кредитования сделали недоступной для большинства молодых людей. И здесь не нужно изобретать велосипед или строить трансгалактические проекты, эту программу нужно всего-навсего упростить и приблизить к простым людям. В целом любая молодежная программа должна базироваться на сотрудничестве государственных и общественных организаций, в частности, на частичной передаче функций молодежным объединениям. Пока все эти задачи выполняют государственные органы, реализация молодежных программ будет неэффективной. Это должно стать стратегическим направлением молодежной политики.
Сейчас остается актуальной проблема интеграции сельской молодежи и молодежи из депрессивных экономических районов в полноценную жизнедеятельность, поэтому говорить об их свободном выборе и равном участии в общественной жизни, о чем речь идет в Национальной доктрине, сложно и даже безосновательно. Ведь городская молодежь имеет значительно больше перспектив для самореализации, нежели выходцы из аграрных районов.
Относительно активности молодежи в общественной жизни, то молодые люди проявляют инициативу чаще всего во время выборов, когда в рамках избирательной кампании проводятся определенные молодежные акции. Но ведь это не молодежная политика государства, ведь она подчинена определенным политическим целям. Еще одна проблема этой сферы такова, что государственные структуры через определенные законодательные ограничения не могут динамично реагировать на потребности общества, в первую очередь — молодежи. Опять- таки здесь не обойтись без передачи своих полномочий от государственных органов молодежным общественным организациям. Украина должна избрать именно этот путь, только тогда будут достигнуты позитивные и эффективные результаты.
Олесь ДОНИЙ, народный депутат Украины, политолог, директор Центра изучения политических ценностей:
— В любой сфере деятельности полезно иметь вещи не только практического плана, но и из расчета на их исполнение через 10—20 лет, то есть вещи, которые будут служить не только сегодняшним, но и будущим поколениям. В этом плане в украинской гуманитарной политике есть немалый пробел. Заметно, что нам не хватает серьезной гуманитарной политики, которая бы имела четкую стратегию для развития образования, культуры, медицины. Поэтому молодежную политику следует рассматривать именно в этом контексте государства, а не как отдельное ее направление. Требуется, чтобы она нашла точки касания с другими отраслями гуманитарно-политической сферы, но с другой стороны — это не должна быть программа ради программы. Часто программы партий и правительств бывают только отписками и составляются для галочки. Если удастся избавиться от этого, тогда от программ будет польза, ведь над ними дольше будут работать, подробнее будут изучать все аспекты, а не будут делать за неделю или месяц. Хорошо выписанная программа, то есть такая, к созданию которой привлекли представителей других ведомств, молодежных организаций, средства массовой информации, будет давать четкие инструкции к действиям и позволит следить за их выполнением.
После принятия молодежной программы нужно работать по четко налаженному механизму и брать на себя обязательства за ее выполнение. Кстати, это должно стать ключевым моментом программы. Другое дело, каким содержанием можно наполнить молодежную программу: затронуть проблемы образования, трудоустройства, семьи, досуга. Эти вопросы довольно сложно отделить от общественных проблем. Например, молодой человек, который учится в ВУЗе, обеспокоен тем, где в будущем ему найти хорошее место работы. Вместе с ним над этим же вопросом рассуждают его родители, родственники и, частично, знакомые. Поэтому все составляющие любой молодежной программы так или иначе волнуют все общество, и от этого только растет ответственность за ее содержание, выполнение и, в конце концов, — сроки ее принятия.