Канны-2011: «Золотая ветвь» для украинского фильма

Самый авторитетный в мире кинофестиваль отметил отечественную картину. «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм была присуждена Марине Вроде за картину «Кросс» (Украина — Франция). Таким образом, Марина стала вторым молодым режиссером из Украины, добившимся столь значительного успеха: в 2005 году в короткометражном конкурсе Канн победил Игорь Стрембицкий с неигровой кинопритчей «Путники».
Как сообщает сайт фестиваля, получая приз из рук председателя жюри конкурса короткометражек режиссера Мишеля Гондри и актрисы Людивин Сенье, Марина Врода сказала: «Большое спасибо фестивалю, спасибо жюри и большое спасибо моим коллегам, девяти другим режиссерам, вместе с которыми я участвовала в конкурсе. И, наконец, спасибо тем, кто снял фильмы, представленные на фестивале».
Марина Врода родилась 22 февраля 1982 года. В 2007-м окончила Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Работала ассистентом в картине Сергея Лозницы «Счастье мое», участвовавшей в конкурсе в Каннах в прошлом году.
До «Кросса» она выступила сценаристом и режиссером короткометражек «Семейный портрет» (2006-2009), «Клятва» (2007), «Дождь» (2007), участвовала с ними в фестивале «Молодость». Уже тогда работы Марины (в частности, «Дождь» — история о взрослении и «Клятва» — о человеке, потерявшем свою жену) запоминались среди не только отечественных, но и зарубежных конкурсантов зрелой режиссурой, динамичностью и мастерской операторской работой.
Пятнадцатиминутный фильм «Кросс» — это воспоминания автора о занятиях по физкультуре. Хотя картина не сводится к простой пробежке. Лента «Кросс» является совместным проектом Украины и Франции. Съемки проходили в сентябре прошлого года и длились менее недели. Заняты только непрофессиональные актеры.
На следующий день после объявления каннских кинопобедителей, в понедельник, Марину поздравил Виктор Янукович. «Благодаря постоянному творческому поиску, таланту режиссера вы получили «Золотую пальмовую ветвь«[...], чем преумножили мировую славу украинского киноискусства», — цитирует слова главы государства УНН, ссылаясь на пресс-службу Виктора Януковича. Сообщается также, что Президент пожелал Марине Вроде «крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии, вдохновения и новых ярких свершений во имя Украины». Однако никакой поддержки молодому украинскому кинематографу со стороны государства Виктор Янукович не пообещал. А глава Государственной службы кинематографии Екатерина Копылова — по непонятным причинам — вообще отказалась от комментариев, направив нас, вместе с четким перечнем вопросов, в пресс-службу и настаивая на официальном запросе. Впрочем, возможно, причины не такие уж и непонятные: ведь радостная новость об украинской «Пальмовой ветви» ставит власть в довольно неудобное положение, потому что в то время как государство делает вид, что кино нет, оно берет призы в Каннах. О том, что будет означать победа короткометражки украинки Марины Вроды для нее самой и украинской киноиндустрии, «День» говорил с киноэкспертами.
КОММЕНТАРИИ
Андрей ХАЛПАХЧИ, генеральный директор Киевского международного кинофестиваля «Молодость»:
— Эта победа свидетельствует о том, что в Украине есть кино, потому что, когда говорят о том, что, мол, в Украине нет кинематографа, я могу возразить. И развивается как раз короткий метр. Новое поколение создает очень много интересных фильмов именно в коротком метре. А это дает надежду на то, что удастся вырастить новую генерацию украинских режиссеров. И Марина Врода принадлежит именно к этой когорте, ведь она дважды принимала участие в «Молодости» еще студенткой. Это ее первый короткометражный фильм, который она сделала в копродукции с Францией. И это тоже очень важно, ведь копродукция — весомый элемент современной киноиндустрии. Всего было отобрано девять фильмов, а победу получила именно Украина.
Короткий метр — это независимая часть киноиндустрии. Особенно она развита во Франции. Там короткометражки демонстрируются в обычных кинотеатрах, в основном в виде сборников. Вообще, есть немало режиссеров, в частности, Крис Маркер, которые чуть ли не всю свою жизнь посвящают короткому метру. Это отдельный жанр, например, как у писателей новеллы.
У нас, безусловно, ситуация искажена... Денег на полнометражные фильмы нет, зато короткометражные фильмы иногда можно сделать достаточно дешево, независимо от государства и крупных инвесторов. На протяжении года в адрес отборочной комиссии «Молодости» мы получаем до тысячи украинских фильмов. Некоторые из них, конечно, совсем любительские, но среди них выкристаллизовываются действительно талантливые люди.
Между прочим, на рынке в Каннах мы демонстрировали два короткометражных сборника — уже известную «Мудаки» и «Влюбленные в Киев», премьера которой еще состоится в Украине. Среди этих сборников есть очень интересные ленты.
Безусловно, я думаю, что после такой победы на Марину Вроду обратят внимание. Но это уже зависит и от нее самой. Ведь мы наблюдали, как, одержав победу несколько лет тому назад, Игорь Стрембицкий, к сожалению, не оправдал надежды многих, кто ждал какого-то «большого шага» от режиссера, по крайней мере, в коротком метре. Но режиссер почти ничего за это время не сделал, хотя Игорь работает на телевидении, и для него это что-то значит. Следовательно, дальнейшая судьба Марины будет зависеть от нее самой, в первую очередь, от того, появятся ли у нее новые идеи, новый интересный проект, потому что сегодня и частные инвесторы, и государство могут поддерживать именно интересные проекты. И это также непростая задача для режиссера — доказать, что твой следующий проект имеет шансы на успех. Хотя, безусловно, «Золотая пальмовая ветвь» — это уже определенная гарантия.
Василий ВИТЕР, режиссер, основатель студии «ВIАТЕЛ», доцент кафедры телережиссуры Национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого:
— Благодаря победе в Каннах фильм Марины Вроды «Кросс» привлечет к себе внимание в Украине. Можно надеяться, что его увидит большее количество зрителей и не обойдут своим вниманием критики, причем их мнение определенным образом будет откорректировано фактом победы в Каннах. В целом, Марина Врода очень способная как режиссер. Я слышал о ее фильме «Кросс» позитивные отзывы. «Золотая пальма» Каннского кинофестиваля дает в начале карьеры режиссера много возможностей для создания новых проектов. Марина должна использовать эти возможности не только ради развития своих режиссерских способностей, но и продюсерских, а также ради создания новых проектов, направленных на поднятие культуры в Украине. Единственное, чего хотелось бы ей пожелать, — это делового и прагматичного отношения к достигнутому успеху. Понятно, что эта победа сопровождается сильной эйфорией и эмоциями, но самое главное — чтобы эта энергия была направлена именно на дальнейшую продуктивную работу, трансформировалась в другие, более интересные и более масштабные по хронометражу проекты. А что касается вопроса относительно того, почему успешными среди украинских фильмов оказываются именно короткометражные, то это абсолютно закономерно. В Университете театра, кино и телевидения, где учат режиссеров, весь учебный процесс ориентирован на короткометражный формат. Далее выпускники, обученные профессии, по нормальной схеме должны приходить в киноиндустрию и продуцировать собственные полнометражные проекты. Но украинское производство фильмов большого формата для кинотеатров, которое должно использовать имеющиеся таланты, возможности и даже такое признание, как победа в Каннах, у нас, к величайшему сожалению, отсутствует. Более того, существующая индустрия очень вульгарно использует этих способных людей в довольно посредственных проектах. За то, что не работает система украинского кинопроизводства, ответственность несут, в первую очередь, Министерство культуры, Кабинет Министров Украины, а также парламент, который не разработал необходимого закона для развития кино.
Олег КОХАН, кинопродюсер:
— Победа молодого украинского режиссера демонстрирует, что Украина может заявить о себе не только как площадка для работы европейских съемочных групп, а также как равноправный творческий партнер, еще раз подтверждая наличие значительного творческого потенциала. Тем более, что именно в рамках 64-го Каннского МКФ между Украиной и Францией был подписан очень важный документ для развития международных связей в европейском кинопространстве — межгосударственное соглашение о совместном кинопроизводстве.
Я от всей души поздравляю Марину с этой большой победой. Это третья самостоятельная работа этой талантливой молодой девушки, с которой мне удалось ближе познакомиться на съемках нашего фильма «Счастье мое» Сергея Лозницы, где Марина уверенно дирижировала массовкой в 200 человек.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
Марина ВРОДА: это не так уж и сложно — быть в Каннах
Сейчас Марина Врода до сих пор находится во Франции. В Украину режиссер вернется 26 мая. Впрочем, «Дню» удалось дозвониться до Марины.
— Я не могу сказать, ожидаемой была для меня эта победа или нет, — сознается Марина ВРОДА. — Ведь на Каннском фестивале никто никогда не знает наверняка, какое решение примут судьи. В некоторой степени я победы ожидала, ведь фильм кажется мне достаточно интересным, прежде всего по форме, многое в нем удачно, есть какие-то «живые» вещи. Хотя были и сомнения, конечно. Так или иначе, я не думала о победе или поражении, я занималась производством фильма, для меня было главным, чтобы его показали.
— Вы были ассистентом Сергея Лозницы в фильме «Счастье мое», достаточно серьезном кино, которое, по сути, пытается осмыслить постсоветскую действительность. Ваша собственная короткометражка, которая одержала победу в Каннах, как я понимаю, имела другие задачи. Для вас как режиссера какие темы являются приоритетными? Что вас в первую очередь интересует?
— Я пытаюсь понять, в какое время я родилась и выросла, понять, что это такое — постсоветское время и постсоветская действительность. Какими были те советские времена, когда родились мои мама с папой и те времена, когда я родилась и взрослела, когда все уже было разрушено, но ничего не создано. Именно об этом я говорю прежде всего.
Кроме того, я лично пытаюсь разобраться в том, что важнее — заниматься художественным творчеством, быть художником или просто жить, ведь когда ты наблюдаешь жизнь, анализируешь ее, ты не живешь в этот момент. В целом в жизни ты можешь и то, и то делать, но не одновременно. Когда ты создаешь искусство, ты не живешь. Но времени не так много...
Я думаю, что в кино всегда одни и те же темы, проблемы бытия и взаимоотношений с миром. Я хочу найти определенную гармонию, ищу ее в человеке. В принципе, мне кажется, что я не потеряла веру в человека. Когда-то мой мастер сказал, что человек с экрана не исчезнет никогда, сколько бы ты его не снимал. И даже когда ты снимаешь пейзаж или интерьер, это все равно о человеке.
— По-видимому, вы уже получили много поздравлений. Поздравления поздравлениями, но надеетесь ли вы на какие-то более существенные шаги со стороны государства относительно кинематографии?
— Я об этом не думаю. Как будет, так будет. Я ничего не ожидаю со стороны государства. Хорошо, что отреагировали. Это уже приятно. Самые большие мои ожидания связаны с тем, что студенты увидят, что это не так уж и сложно — быть в Каннах. Ведь один фильм для такой страны как Украина — это очень мало. Их могло бы быть 15. Я надеюсь, что моя победа отзовется активизацией, которая должна начаться с творческих кругов, студентов, молодых людей. Это была бы для меня настоящая радость.
— Как думаете, возможно, наше телевидение заинтересуется вашей лентой? Были уже какие-то предложения относительно показа?
— Показ в Украине, думаю, будет на фестивале «Молодость», возможно, на других фестивалях, в клубах. Относительно телевидения — сомневаюсь. Вырезать куски, думаю, я не позволю. Возможно, смонтирую какой-то трейлер. Я бы хотела, чтобы фильм был показан в прокате. По крайней мере, во Франции он будет идти в прокате.
— Какими будут ваши последующие шаги? Что после «Золотой ветви»?
— Буду работать дальше. Такая странная профессия у меня, что кроме как снимать кино я больше ничего делать не умею.
Выпуск газеты №:
№87, (2011)Section
Панорама «Дня»