Крымские депутаты подтвердили свою «русскость»
Депутаты ВР АРК просят Киев признать независимость Абхазии и Южной Осетии и «считают недопустимым» выполнение приказов об изучении государственного языка
Верховная Рада Крыма, собравшись вчера на первую сессию после летних каникул, снова бурлила, как в прежние времена. Перед зданием Верховной Рады автономии крымскими организациями Партии регионов, Русского блока, Русской общины Крыма, Компартии, ПСПУ, партии «Союз», СДПУ(о), Русско-украинского союза, Союза левых сил и Соцпартии был собран митинг; его ораторы выступали в поддержку России, а участники держали лозунги «Слава Великой России!», «Слава русскому народу-победителю!»
Несмотря на то что председатель Верховной Рады Анатолий Гриценко предупредил депутатов, что вопрос об обращении к парламенту Украины не прошел установленную процедуру, депутаты внесли его в повестку дня первым. В обращении к Верховной Раде Украины, принятом по информации депутата от Партии регионов Петра Запорожца, за которое проголосовали 79 депутатов из 90, говорится: «Верховная Рада АРК выражает поддержку народам Южной Осетии и Абхазии в их праве на самоопределение и поддерживает действия Российской Федерации по обеспечению безопасности республик Абхазия и Южная Осетия. ВР АРК обращается к Верховной Раде Украины с призывом признать независимость Абхазии и Южной Осетии». Выступая по этому вопросу, депутат от фракции Натальи Витренко Валерий Иванов назвал обращение «мягким и консолидированным», и добавил: «Вот если мы перестанем платить налоги в бюджет Украины, вот это будет резко». Именно с таким предложением он выступил в разделе повестки дня «разное».
Следующим на очереди был вопрос об использовании языков при организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях АРК. И хотя накануне сессии крымская газета «События» опубликовала статью о том, что учитель Александр А. в Симферопольском городском государственном лицее № 1 фактически воспитывал в крымских учениках ненависть к Украине, не этот вопрос стал предметом обсуждения. Суть дела там состояла в том, что этот учитель истории излагал предмет довольно своеобразно. Мама одного из учеников 8 класса написала жалобу и предоставила редакции конспект урока «Введение в историю Украины», проведенного Александром А. Там говорилось: «Слово «Украина» появилось в ХIХ веке. Его придумал Михаил Грушевский. До этого эту землю и народ называли Малороссия. Существует единый русский народ, а понятия «малороссы», «великороссы», «белороссы» обозначают географическое место рождения русского человека. Слово «Украина» является позорным словом, оно обозначает «окраина». Слово «Украина» узаконили, чтобы разделить пополам. Мы живем не в Украине, а в России. Было крещение Руси, а не Украины. Киев — мать городов русских, а не украинских. Поэтому ради сохранения единства русского народа мы не должны признавать такое государство, как Украина. Украинского народа и украинского языка не существует...» Причем это не самый «безумный» отрывок. Журналисты редакции рассказывают, что конспект в полном объеме производит гнетущее впечатление. Но когда родители разоблачили этого «учителя», то выяснилось, что в школу его прислало Министерство образования и науки Крыма и характеризовало как хорошего педагога. На вопрос, почему он это делал, горе-учитель ответил: «Потому, что я историк». Значит, такой истории, извращающей истину, его учили в вузе?
Но депутаты сосредоточили свое внимание на приказах министра образования Украины Ивана Вакарчука об утверждении Программы улучшения изучения украинского языка в школах для национальных меньшинств и письме министра здравоохранения Князевича о реализации языковой стратегии в медицинских учебных заведениях («День» писал об этом в предыдущих номерах). Депутаты подчеркивали, что согласно статьям 11, 25 Закона Украины «О языках в Украинской ССР» выбор языка обучения осуществляется на основании волеизъявления граждан. Поэтому депутаты посчитали, что данные решения министерств «ограничивают конституционные права граждан и дестабилизируют общественно-политическую ситуацию в Крыму», и направили специальное обращение премьер-министру Украины Юлии Тимошенко, в котором просят ее «принять соответствующие решения по поводу превышения служебных полномочий» этими министрами.
В своем комментарии газете «День» депутат от фракции «Курултай-Рух» Леонид Пилунский сказал, что депутаты сами не поняли, что именно они приняли. Так, в пункте 2 принятого постановления Верховная Рада обязывает Совет министров АРК и органы местного самоуправления, районные государственные администрации в АРК «обеспечить в учебных заведениях реализацию конституционного права граждан на получение образования на родном языке». При этом в преамбуле постановления говорится, что на сегодня (в 2007—2008 году) в автономии на русском языке обучалось 170 302 учащихся, или 90,6% от общего числа учеников, на украинском языке — 11 707 учащихся, или 6,2%, на крымскотатарском языке — 5 903 учащихся, или 3,1%. При этом известно, что в Крыму, согласно последней переписи, проживает 58,8% русских, 24,8% украинцев и 12—14% крымских татар. Следовательно, Верховной Раде Крыма, чтобы выполнить свое же постановление, надо не протестовать против расширения обучения школьников и студентов на украинском языке, а наоборот, увеличивать количество школ с обучением на украинском и крымскотатарском языках именно за счет непомерно раздутого количества русских школ. Для выполнения этого постановления завтра Совету министров Крыма, говорит Леонид Пилунский, чтобы выполнить решение депутатов Верховной Рады и «обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение образования на родном языке» следует принять решение о преобразовании части русских школ в школы с украинским и крымскотатарским языком обучения, чтобы свести их соотношение с процентным составом крымского населения согласно переписи...
Но депутаты не думали об этом. За «считать недопустимым выполнение приказов» проголосовали 82 депутата, против — один, воздержались — трое, не голосовали — семеро, всего — 93 народных избранника. Крым снова подтвердил свою истинную «русскость»...
Выпуск газеты №:
№167, (2008)Section
Панорама «Дня»