КСТАТИ
Какую историю вам рассказать ?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080506/480-4-2.jpg)
Написать приемлемый для всех европейцев текст конституции, наверное, намного легче, чем написать единый учебник по истории. Например, по истории Второй мировой войны для средней школы. А надо ли его писать? Единое — это обычно усредненное. Но зачем нужна усредненная история? Кардинальных разногласий в школьных учебниках стран Евросоюза и так нет. Они — продукт западной демократии и смотрят на мир ее глазами. Однако, как говорит мой сосед-историк, разница в учебниках истории стран Евросоюза лишь на первый взгляд небольшая. Она кроется в мелочах или даже только в расставленных акцентах, так сказать в ретуши, но в итоге школьники одной страны, бывает, вообще не знают того, чем непомерно гордятся в другой. А если бы учебник был единым, может быть, история той же Второй мировой войны получилась бы в нем все- таки не усредненнее, а справедливее?
Не будем заниматься цензурой, но полистать учебники и попытаться сравнить и оценить их содержание никто не запрещает. Австрийские дети, например, узнают из своего учебника много подробностей о Второй мировой войне. В нем все строится в основном на воспоминаниях свидетелей, а идеологические оценки в последнее время все больше близятся к тому, что присоединенная в 1938 году к нацистской Германии Австрия была не одной из первых жертв Гитлера, а его преступной правой рукой. Немецкие учебники, осуждая нацизм и его преступления, конечно, указывают число пропавших в конце войны беженцев и погибших горожан во время бомбардировок немецких населенных пунктов американской и английской авиацией. А английские учебники огромных цифр жертв этих бомбардировок не дают. Английским школьникам учебники толково и объективно преподносят ход боевых действий особенно после открытия в 1944 году «второго фронта» на западе Европы, но — непонятно почему — молчат о движении сопротивления в оккупированных странах Европы, о немецком терроре против мирного населения на территории Чехии, Польши, Украины, Белоруссии и России. И почти не рассказывают о восточном фронте и потерях среди армии и гражданского населения в СССР. Итальянским школьникам учителя упорно внушают, что именно в Италии, как в никакой другой стране, евреи тогда чувствовали себя «особенно защищенными». Авторы французского учебника, видимо, стыдясь, вообще решили не рассказывать детям о временном подъеме, с которым народные массы после сдачи Гитлеру Парижа встретили поддерживавший нацистов режим маршала Петена. Да и у американцев не все идеально. Как пишет занимающийся этой проблематикой известный французский историк Марк Ферро, ни в одном из учебников вы там не найдете изображение разрушенной Хиросимы...
Книги, как и люди, иногда бывают интересны не тем, о чем они рассказывают, а тем, о чем они умалчивают...
Выпуск газеты №:
№80, (2008)Section
Панорама «Дня»