Международный «Цыганский барон»
В Черкассах — снова театральный экспериментГоворят, что кто-то из предков Иоганна Штрауса был цыганом. Так кое-кто объясняет интерес композитора к венгерско-цыганской мелодике. Кстати, из-за этого интереса на протяжении трех недель актеры Черкасского драматического театра им. Т. Шевченко учились перевоплощаться в цыган во время репетиций оперы «Цыганский барон». Спектакль поставил режиссер из Нидерландов Марк Крон, главные роли исполняли иностранные актеры (черкасщанам достались роли второго плана, а также были задействованы хор и балет). Постановка исполнялась на немецком языке.
Что касается иностранцев, то мастерство кое-кого из них действительно впечатляет. Ведь даже не зная немецкого и не понимая, что именно говорит старая цыганка Чипра (Рита Люция Шнайдер) Баринкаю (Андреас Шагерл), «читаешь» все эмоции у нее на лице и проникаешься действом... Исполнительница роли очаровательной цыганки — венгерской принцессы Саффи (Кристина Хосрови) —прекрасная вокалистка с мощным голосом, но почему-то было сложно поверить в ее влюбленность в Баринкая. Зато Зупан (Берт Симхоффер) порадовал публику своей неисчерпаемой веселостью (этот актер уже 30 лет занимает почетное место в десятке лучших оперных певцов Нидерландов).
КОММЕНТАРИИ
Марк КРОН, режиссер-постановщик оперы «Цыганский барон»:
— В черкасском театре очень много было проблем с организацией этого проекта. Например, в Германии, если что-то не готово за две недели до премьеры, приходит директор и увольняет виновных в срыве графика. У меня создалось впечатление, что у вас люди не привыкли по-настоящему работать, но если актеры заинтересовались, то они работают по 15—16 часов в сутки. Они меня возненавидели, пока шли репетиции, но никто не ушел. И сегодня мы имеем результат — премьеру.
Сергей АРХИПЧУК, режиссер:
— Особенность этого спектакля в том, что одна нога твердо стоит в традициях и отталкивается от них, а вторая — в современном театре. Мы говорили с молодыми актерами, которых я привез в Черкассы на просмотр, о том, что часто наши актеры, работающие в музыкальном театре или в опере, много усилий тратят на то, чтобы показать, что они артисты. Актерам, играющим в «Цыганском бароне», не нужно ничего доказывать. Наша школа музыкальных актеров имеет тот недостаток, что они очень заботятся о тембре, отрывая звучание от осмысления высказывания, роли, действия. Во время просмотра мне интересно было наблюдать за нюансами, сосредоточиться на стилистике спектакля. Я бы мог сказать, что у Баринкая немножко дребезжит голос, а Соффи где-то недотягивает, но мне не хочется об этом думать. Поскольку то, что мы увидели сегодня — это современный музыкальный театр. Я двумя руками голосую за него.
Сергей ПРОСКУРНЯ, продюсер проекта «Цыганский барон»:
— Спектакль делали быстро. Я год назад был в Амстердаме на постановке «Борис Годунов» в Национальной опере. Там массовка — 780 человек, а спектакль сделали за 18 дней. Что касается украиноязычной версии «Цыганского барона», то репетиции начнем 7 марта, чтобы успеть до Международного дня театра. Планируем пригласить несколько сильных солистов из разных городов. Устроим кастинг.