На кого разъярился Черемош?
Крым поможет Косовскому району в ликвидации последствий стихииКак уже сообщалось, группа членов и специалистов Совета министров Крыма посетила Косовский район Ивано-Франковской области, чтобы осмотреть последствия стихии и определить, как именно крымчане могут помочь косовчанам в восстановлении разрушенных объектов. Правительство Крыма пригласило в состав группы также собственного корреспондента «Дня».
Картина поражала своей трагичностью. Черемош уже утратил свою разрушительную силу и превратился в узкий и журчащий поток, однако все вокруг напоминало о ярости реки несколько дней назад. Все навесные мосты, которые прикарпатские гуцулы называют кладками (хотя иногда, как в Кутах, по ним даже машины переправляли с берега на берег), валялись в воде, беспомощно растянув черные, с руку толщиной, тросы вдоль берега по направлению течения. В русле Черемоша валялись вырванные с корнем толстенные деревья, которые бригады местных жителей распиливали на куски и с помощью коней, тракторов, каких-то тягачей вытягивали на берег и складывали в кучи. Все русло реки было завалено круглыми камнями, хорошо отшлифованными течением, которые вода несла, может быть, и десятки километров. Во многих местах посреди течения камни образовали острова, на которых лежали кучи деревьев, веток, какие-то железяки, мусор. Во многих местах река поменяла русло, стала течь слева или справа от обычного, выверенного десятилетиями, пути, и теперь людям придется возводить берегоукрепляющие сооружения на новых местах. Говорят, в те дни — с 23 по 27 июля 2008 года — Черемош напоминал водные ворота на тот свет: течение, поднявшееся от обычного уровня где на семь, а где и на десять метров, бурлило со страшным шумом камнепада, несло в неизвестность мертвых уже коров и овец, крыши и стены домов, выломленные окна и двери, деревья, доски и еще всякую всячину, которая «плохо лежала» на берегах горной реки.
На берегу Черемоша в селе Розтоки, именно там, где сорвало кладку, соединявшую Косовский район с Черновицкой областью, мы встретили опечаленных родственников Юры Боцвинюка, которые беспомощно ходили вокруг перевернутого, изуродованного водой и камнями микроавтобуса, занесенного илом, и время от времени крестились в небо, прикрывали лоб черными платками и заглядывали всем местным гуцулам в глаза: не слышали ли вы чего-нибудь о нашем Юре? А он в разгар стихии, рассказывают соседи, когда вода уже вознамерилась забрать и понести по течению, чтобы разбросать вдоль десятков километров все 700 кубометров его первоклассных досок, которые он приготовил для работы, принялся спасать свои пиломатериалы и перевозить их автобусом в безопасное место, подальше от Черемоша. Но вода — забрала и доски, забрала и самого Юру Боцвинюка, изуродовала его машину, вот она теперь лежит, заваленная илом и камнями. А Юры — нет...
С заместителем главы Косовской районной администрации Иваном Грималюком мы проехали десятки километров вдоль Черемоша: и везде люди жаловались — там дорогу забрала вода, там овощи вымыла, проглотила и понесла черный водоворот, там мост свалила. В Кутах, например, вода разрушила и завалила илом весь бывший рынок, засыпала дворы десятков жителей камнями и вымытыми деревьями, сорвала подвесной мост, вымыла огороды и сады, все берега, что впритык к гуцульским домам.
САМАЯ СВИРЕПАЯ ВОДА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 200 ЛЕТ...
В Косовском районе, рассказывал нам глава местной районной администрации Ярослав Шинкарук, стихия разрушила 106 мостов, размыла более 60 километров дорог, снесла полностью 11 и повредила в различной степени более 100 домов, уничтожила газопроводы, линии связи. Многие села остались без электричества, продовольствия, чистой питьевой воды, лишены медицинского и коммунального обслуживания. Многие села оказались полностью отрезанными от внешнего мира, и поэтому администрация вызвала на подмогу вертолет, и уже с его помощью доставляет в горные села продовольствие и воду. А накануне на вертолете доставили в Косов двух рожениц и переправили их в родильный дом.
— Масштабы стихии в нынешнем году самые крупные за последнее время, — рассказывает Иван Федорович Грималюк. — Как утверждают старожилы и подтверждают экологи, исследовавшие данные климатических наблюдений по книгам регистрации погоды, такой сумасшедшей воды не было лет 200. За четыре дня над Прикарпатьем выпало до трех месячных норм воды. Косовскому району не повезло. Через район протекают Черемош, Рыбница, Люча, Пистынька, Акра и еще более сотни мелких рек и водотоков, которые в конечном итоге впадают в Прут. Они переполнились и стали разрушать все на своем пути...
В селе Смодна мы наблюдали, как вода сорвала и полностью развалила железобетонный мост через реку. Над руслом Рыбницы вместо дороги образовалась восьмидесятиметровая пропасть, а на дне теперь тек узенький поток, который казался совершенно бессильным.
Над пропастью висела чудом уцелевшая, но уже теперь ненужная, толстенная газовая труба, которую сварщики готовились отрезать. А на берегу уже собирались подъемные краны, уже разгружали и складывали с обеих сторон дороги металлические фермы, из которых сегодня же начали строить временный мост рядом с разрушенным.
В селе Яворов мы стали свидетелями, как даже не речка, а поток, который в обычные времена и названия не имеет, размыл обрыв, метров 15 глубиной, и забрал с собой метров 30 дороги из Косова на Яремче. Причина в том, что под дорогой на глубине 15 метров для воды был устроен проток в виде железобетонной трубы. Однако вход в трубу не был достаточно защищен и вода собрала, и снесла к трубе ветки, доски, корни, стволы деревьев, которые «закупорили» вход. Прошло некоторое время, и напор воды стал таким сумасшедшим, что она прорыла дорогу и... понесла сотни тонн ила и камней дальше, собирая по пути другие деревья и другие дома. И теперь солдаты и специалисты МЧС пытались военным тягачом вытащить из трубы стволы деревьев, которые там застряли и не давали возобновить поток воды, но напрасно. То трос рвался, то тягач оказывался слишком малосильным, а люди снова и снова цепляли и тащили...
А на другом конце села вода подтолкнула сдвиг грунта и практически вся высоченная гора, находящаяся метрах в 10 от дома одного хозяина, вдруг пододвинулась к его стенам и стала толкать жилище на дорогу. Стены выгнулись, потрескались, люди перепуганы и теперь боятся заходить в хату, потому что она может внезапно завалиться...
КРЫМ ПОДАЕТ РУКУ ПРИКАРПАТЬЮ...
— Эти проблемы знакомы правительству Крыма, — рассказал в Косове для «Дня» первый заместитель главы Совета министров Крыма Азиз Абдулаев. — В прошлом году у нас во время дождей подобная стихия, только меньших масштабов, бурлила в Белогорском районе, где были снесены дома, прорваны дамбы. Подобные разрушительные явления случаются в горной местности Крыма — были селевые потоки в Гурзуфе, сдвиги грунта постоянно угрожают мостам и домам крымчан во многих горных районах. В этом плане Косовский район очень похож на наши Бахчисарайский или Нижнегорский районы. Поэтому Крым готов помочь косовчанам всем, чем сможем. Наша задача сейчас определить, какая именно помощь нужна от нас в Карпатах. Я предложил местным органам власти помощь в восстановлении мостов и дорог, берегоукрепляющих сооружений, ведь здесь работы не на полгода даже, а, возможно, на год.
После возвращения в Крым мы определимся, каких именно специалистов и какие именно технику и средства направить на помощь косовчанам. У нас есть проектные институты, есть опытные мостостроительные предприятия, они бы смогли помочь в восстановлении дорог и мостов.
Кроме того, мы объявили в Крыму номер расчетного счета для сбора благотворительных взносов на восстановление разрушенных объектов, и я думаю, что и предприятия, и отдельные крымчане заявят о своем желании оказать помощь пострадавшим жителям Косовского района, ведь они тоже хорошо знают, что такое стихия.
Выпуск газеты №:
№137, (2008)Section
Панорама «Дня»