Налоговый консенсус
Вчерашний день можно в какой-то мере назвать налоговым. ГНАУ решила напомнить гражданам о начале кампании по декларированию доходов за 2006 год (с 1 января по 1 апреля). И, кстати, в этом году это напоминание вовсе не излишняя предосторожность, поскольку многим придется платить налог в связи с такими видами деятельности, которые в недалеком прошлом им не облагались. Это, в частности, доходы, полученные от нерезидентов, их еще называют иностранные доходы, от операций с инвестиционными активами (продажа ценных бумаг, корпоративных прав и т.д.), нецелевая благотворительная помощь от благотворителя-физического лица, доходы от аренды физическим лицам, от выигрышей...
Что получит страна в результате этой кампании? Мы узнаем, на сколько больше у нас стало миллионеров и даже миллиардеров (по итогам 2005 года первых добавилось 2600, а вторых оказалось всего трое) и где они живут. Можно будет также судить, есть ли пополнение в среднем классе, хотя тут финансовые границы в общем-то размыты и принимается в него любой желающий. По идее, в этой важной для общества прослойке, по мере роста гарантирующей ему все большую стабильность, должны бы быть и врачи, и учителя, и рядовые инженеры, не говоря уже о менеджерах среднего звена. Только вот первые три категории в большинстве случаев до этой золотой середины не дотягивают и очень близко примыкают к беднейшим слоям...
А в чем дело? Да все в той же налоговой системе, в отношении которой наши законодатели никак не могут найти общего языка. Но, похоже, лед тронулся. Не об этом ли свидетельствует то, что народные депутаты, члены фракции «Наша Украина» Сергей Бычков и Владимир Стретович разработали и, как вчера стало известно, зарегистрировали в парламенте законопроект, в котором предлагается усовершенствовать механизмы работы специальных экономических зон и территорий приоритетного развития.
Проектом, в частности, предусмотрено установление в территориях приоритетного развития, специальных экономических зонах и туристско-рекреационных зонах специального льготного режима налогообложения. Этот режим будет определять особенности начисления и уплаты субъектами отмеченных территорий налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость, ввозной пошлины, платы за землю и отдельных местных налогов и сборов. Принятие этого законопроекта, по мнению его авторов, будет способствовать привлечению иностранных инвестиций, активизации предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров, созданию новых рабочих мест, сохранению и эффективному использованию природных лечебных ресурсов курортов.
В принципе из этого законопроекта не стоило бы делать особого события, если бы Украина не имела в прошлом неосторожности отменить все преференции для всех без разбора СЭЗ и ТПР. И даже тогда, когда стало понятно, что это была ошибка, ее инициаторы вовсе не спешили исправлять ситуацию, которая освещала страну для инвесторов с очень плохой стороны. Оппозиция СЭЗам в рядах оппозиции и президентского Секретариата была столь мощной, что правительству даже пришлось исключить соответствующие положения из закона о бюджете и сопровождающих его экономических законов.
Тем более примечателен законопроект Бычкова и Стретовича, который, похоже, делает не просто шаг навстречу правительству и иностранным инвестициям, но и здравому смыслу. Но означает ли это, что страна наконец-то приближается к консенсусу в налоговых вопросах, отсутствие которого не дает нашим парламентариям возможности развивать эту сферу, приближая ее к мировым стандартам?
Отвечая на этот вопрос, народный депутат и глава Ассоциации налогоплательщиков Украины Бычков сообщил «Дню»: «Чтобы выработать консолидированную позицию в вопросах налогообложения, специалистам, работающим в парламенте, необходимо, независимо от политических преференций, системно ликвидировать «белые пятна», которых немало в налоговом законодательстве». А принятие Налогового кодекса, по мнению народного депутата, это, собственно, и есть консолидация всех налоговых вопросов. Но для ближайшей перспективы, для достижения немедленного результата, считает Бычков, целесообразно вводить отдельные законопроекты. Все это, по его мнению, будут шаги к Налоговому кодексу, который, безусловно, создаст основу для стабильной работы всей налоговой системы. Но делать прогнозы в данном случае, считает «главный» налогоплательщик, вещь неблагодарная. Уже в течение шести лет ведутся разговоры о Налоговом кодексе...
Выпуск газеты №:
№10, (2007)Section
Панорама «Дня»