Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О правильном отношении к «лаврам»

Богдан Ступка знает цену и славе, и власти. Знает ли власть цену ему?
06 ноября, 19:55

Нынешним летом Богдану Сильвестровичу Ступке исполнилось 65 лет. Но 27 августа актер всегда проводит во Львове с мамой, у которой в этот день также именины. И потому свой юбилейный бенефис Богдан Ступка перенес на осень и посвятил его супруге Ларисе Семеновне, которая 4 ноября отметила день рождения. Вечер состоял из двух частей: спектакля «Царь Эдип» и приветствия от коллег, друзей, его учеников из Университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, дипломатов, политиков и многочисленных почитателей таланта мастера, а завершалась программа специально подготовленным франковцами театральным капустником «65 мгновений».

Богдан Ступка был фантастичен на сцене, а трагедия древнегреческого Софокла оказалась во многом актуальной, и из истории рассказанной актерами, можно было провести параллели с сегодняшней действительностью. Вот только жаль, что наши нынешние правители не выкроили минутку и не пришли на спектакль. Поздравить юбиляра — актера, который ныне по праву считается гордостью и славой Украины, — Президент и премьер-министр поручили сотруднику Секретариата Маркияну Лубкивському и первому вице-премьеру Николаю Азарову. Указ о награждении Богдана Сильвестровича Ступки орденом «Ярослава Мудрого» пятой степени тоже вызвал недоумение многих присутствующих в зале. Видимо, внутренне все были убеждены, что именно Богдан Ступка и достоин звания «Герой Украины». Все-таки странно: за рубежом восхищаются нашим мастером, не жалеют слов на комплименты, называя «самым знаменитым украинцем нашего времени» и даже «иконой украинской культуры», а сановники с Банковой вроде и не замечают этого. Своим пренебрежением к кумиру страны они прежде обижают не лично Богдана Ступку, а нас, украинцев. Хотя сам именинник, принимая орден, с присущим ему юмором заметил: «Никогда не думал, что я такой мудрый, как Ярослав Мудрый». Ситуацию пытался исправить спикер Верховной Рады Александр Мороз (единственный из первых лиц побывавший на спектакле); вручая грамоту он признался, что тем, кто ныне при власти стоит многому поучиться у Ступки и, прежде всего, — успешно работать, не щадя себя… А вновь назначенный министр культуры и туризма Юрий Богуцкий признался: «Я очень люблю юбилеи Богдана Сильвестровича. Когда мы отмечали его 50-летие, — меня впервые назначили министром, и вот ныне ему 65 и я вновь стал министром... У Ступки есть много наград, и поэтому на память о юбилее хочу вручить расписную тарелку с символическим названием «Тайная вечеря»...

«Царь Эдип» — спектакль знаковый в судьбе Богдана Сильвестровича, т. к. благодаря этой работе состоялась его творческая встреча с легендарным грузинским режиссером Робертом Стуруа, специально приехавшим из Тбилиси на бенефис Ступки. Роберт Робертович не скрывал, что приятно удивлен выбором именинника.

— У Богдана Сильвестровича обширный репертуар, и мне лестно, что для своего творческого вечера он выбрал именно «Царя Эдипа», — признался Роберт СТУРУА. — Этот спектакль был создан три года назад, и сегодня я бы уже сделал новую редакцию. Сидя в зале, как зритель, я очень волновался: не устарела ли наша постановка, примут ли ее зрители? Ведь время сегодня такое стремительное, так быстро меняется жизнь, изменяя и нас с вами, и театр. Судя по реакции публики, спектакль не оставляет людей равнодушными. Постановка рассказывает о том, что власть обладает разрушительными качествами, и людям, наделенным ею, нельзя забывать, что есть нечто более сильное, чем их трон или кресло. А властители, как только поднимаются вверх, очень часто об этом забывают. Но ведь вожди, лидеры, цари такие же смертные, как и все люди, и когда-нибудь с Олимпа все же им придется спускаться. Важно, чтобы «госмужи» с миром спускались с тех заоблачных далей, не боясь, что сломают себе шею.

Во многом успех «Царя Эдипа» в полифонии игры Богдана Ступки. Он актер многогранный. Я вспоминаю, как непросто рождался наш спектакль. На мой взгляд то, что Богдан Сильвестрович был министром культуры, — мешало его актерскому таланту, и я рад, что он вернулся к творчеству. Именно сцена его Муза! Я убежден, что как актер он сделает еще много блестящих ролей в театре. Хотелось бы еще поработать с Б. Ступкой. У нас с ним есть некоторые задумки. Ступка — актер универсальный! Он может играть все: от фарса до трагедии. Очень важно выбрать хорошую пьесу, способную по-новому раскрыть потенциал этого мастера.

«ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ ТАЛАНТ»

Сегодня он является брендом не только украинского театра и кино, но и выдающейся личностью нашей страны. В чем магия его мастерства и феномен таланта, почему уже несколько поколений зрителей считают Богдана Ступку самым любимым мастером сцены и экрана?

— Когда я говорю Богдан Ступка, то сразу улыбаюсь, — признался академик, директор Института литературы имени Т. Шевченко НАНУ Николай ЖУЛИНСКИЙ. — У него талант светлый и веселый. Но веселый не в комедийном плане, это жизнерадостный талант, очень творческий, богатый, разнообразный. Спектр его творческих интересов меня поражает и увлекает. Я думаю, что нет таких ролей, которые бы он хотел и не мог сыграть. У Богдана какая-то удивительная жажда к работе. Мне кажется, что Ступка создан для сцены. Та творческая энергия, которую он демонстрирует в каждом спектакле — поражает. Его игра всегда приносит зрителям наслаждение. Богдан Ступка настоящий художник, который творит не для себя, а для людей. Манера перевоплощения, лицедейства у него фантастическая! Вот он вышел на сцену и сразу чувствуешь его походку, слышишь его такой знакомый голос, но это не Богдан, а герой, которого он играет. Он чрезвычайно колоритен в каждой роли. Я горжусь тем, что у нас есть Богдан Сильвестрович Ступка. Он сегодня является визитной карточкой Украины, нашего театрального и киноискусства.

Для бенефиса актер выбрал «Царя Эдипа». Этот спектакль — творческое прочтение античной трагедии, в которой зритель увидел проекции на сегодняшний день. Постановка напоминает о том, что человечество должно осознать: власть, которая достигается (пусть и не сознательно), путем преступления через моральные, этические принципы, которая нарушает законы рода, крови — эта власть обречена. А месть ляжет на того правителя, кто ее на себя взял и кто ею тешился. Когда мы смотрим на Эдипа в исполнении Ступки, то представляем различных диктаторов: Муссолини, Гитлера, Сталина. Хотя, казалось, очень трудно провести линию античного сюжета к сегодняшнему дню. Но мастер имеет право и на такое переосмысление классики. Я могу в чем-то не воспринимать такой сенсационной актуальности спектакля. Ибо если взять классическую трактовку «Царя Эдипа», то эти мысли и сами придут к зрителям без сценического моделирования на современные реалии. Впрочем, спектакль, как творческая работа — очень интересен.

— Очень приятно, когда ты видишь, как львовская школа, которую привнес Борис Тягно (ученик Леся Курбаса), получает новые крылья, расцветает и светит в киевском небе, — подчеркнул актер Театра имени М. Заньковецкой Богдан КОЗАК. — Мы горды, что Богдан Сильвестрович возглавляет Театр имени И. Франко, подхватив «штурвал» франковского корабля от Сергея Данченко. Ступка взвалил на свои плечи нелегкую ношу и при этом еще остался блестящим актером. Он актер трагикомического плана, которому подвластна античная трагедия, украинская и мировая классика, современные произведения. Чего он только не переиграл?

Отдельная часть таланта Ступки — работы в кино. Я думаю, что после Ивана Миколайчука — это вторая харизматическая фигура в нашем кино. В каждой роли он находит болевые точки, умеет обнажить нерв современности на сцене и на экране. Богдан Ступка всегда очень точный, конкретный, острый, выразительный. Дай Бог, ему здоровья и долгой- долгой творческой судьбы.

— Ступка всегда для меня неожиданный, — признался актер Александр БЫСТРУШКИН. — У него есть черта, которая присуща именно Богдану Сильвестровичу — он непредсказуем: ни в быту, ни в отношении к друзьям, ни на сцене, ни в кино. Эта его неугомонность в жизни и творчестве меня потрясает. Ступка — это фейерверк эмоций! О его работах в кино и театре написаны сотни рецензий. А я хочу сказать о Ступке-чтеце. Недавно состоялся творческий вечер Ивана Драча. Богдан Сильвестрович пришел поздравить юбиляра и его выступление стало украшением вечера. Он потрясающее читал стихотворения: каждое из них — сцена из спектакля, шарж, минитеатр. Он артист от Бога! Идут годы, столько наград и регалий Богдан Ступка имеет, а он совсем не «бронзовеет», не болеет «звездной болезнью», оставаясь очень человечным человеком. В каждой своей работе он становится еще на ступень выше. Ступка все время в творческом поиске. Он идет вперед, как актер и как художественный руководитель ведущего Театра им. И. Франко, приглашая к сотрудничеству различных режиссеров, не боится экспериментировать.

«АМПЛИТУДА ХАРАКТЕРОВ»

— Я счастлив, что родился под одним небом с Богданом Сильвестровичем, — сказал поэт Борис ОЛИЙНЫК. — Второго актера такого уровня, как он сейчас, у нас нет! Амплитуда характеров, которые играет Ступка безгранична. Он настолько высоко поднял творческую планку, что поражает зрителей. У актера огромная палитра образов, характеров. Казалось, что можно иметь несколько клише и прекрасно работать много лет, а Богдан Ступка каждый раз ищет и находит что-то совсем новое в ролях, которые играет в театре и кино. Он очень глубокий актер. На сцене играет так, что зрители убеждены — перед ними не актер, а именно тот персонаж, в который превращается Богдан Сильвестрович.

— Ступка — гениальный украинец, — считает политик Евгений МАРЧУК. — Он потрясающий актер, мастер, который уловил струны украинской души. Это артист, который может играть разнообразный репертуар и в каждой роли быть очень убедительным. У Богдана Ступки сотни ролей в кино и театре. Для меня самый любимый спектакль с его участием — «Украденное счастье», а его Мыкола Задорожный — одна из лучших актерских робот. Богдан Сильвестрович мастер перевоплощения. Я не знаю, как ему это удается, но на сцене и на экране он всегда создает образ героя, который запоминается. Даже в эпизоде он умеет показать характер персонажа. У актера такая сильная энергетика, убедительность, что благодаря блестящей игре он даже слабую картину всегда вытянет. Это гениальный актер, мастер высокого класса и незаурядная личность. И слава Богу, что в Украине есть такой великий актер!

— Для меня, прежде всего, Ступка был львовским актером, — подчеркнул поэт и сценарист Иван ДРАЧ. — Я сначала его воспринимал именно в львовском контексте, уважая за талант. А потом, когда в конце 1970-х Сергей Данченко с львовской «ордой» приехал в Киев, то я влюбился в Театр имени И. Франко. Богдан в любой компании является центром внимания. Но у Ступки есть не только почитатели, но и те, кто его не любит. Последних немного, но они свою ложку «дегтя» иногда бросают. Например, говорят, что актер иногда повторяется, как второй Мыкола Задорожный из «Украденного счастья» или как Богдан Хмельницкий из фильма «Огнем и мечом» — но это неправда! Взгляните на его Эдипа: трудная, трагическая роль! Он блестяще играет в интересной интерпретации трагедии Роберта Стуруа. У каждого режиссера Ступка разный. Он всегда такой виртуозный на сцене, на экране. Все время в поиске. Ради него я хожу в этот театр, смотрю фильмы с его участием. Я счастлив, что являюсь современником Богдана Ступки — блестящего актера и импровизатора.

«УМНЫЙ АРЛЕКИН»

— Сегодня праздник украинской культуры потому, что такая талантливая личность, яркая натура, как Богдан Ступка презентовал себя постановкой «Царь Эдип», — сказала искусствовед Нелли КОРНИЕНКО. — Роли, созданные этим прекрасным актером, огромного спектра: Король Лир, Фрейд, Мыкола Задорожный, Тевье-Тевель и другие стали достижением в украинской культуре. Киноработы Ступки представляют в мире нашу страну. Характеры, созданные актером очень эмоциональны, выразительны, импульсные. Если говорить о традициях украинского театра, то не так много актеров, которых можно отнести к «умному Арлекину». Богдан Ступка — актер «курбасовской школы», которая ему передана через его учителя Бориса Тягно. Когда я вижу, как играет Ступка, то убеждаюсь в этом. Он через внутреннюю трагедию, внутренний карнавал находит широкую актерскую палитру для раскрытия образа, который воплощает на сцене.

— Я с большим удовольствием прихожу в театр или смотрю фильм, если знаю, что там играет Богдан Сильвестрович, — признался композитор Евгений СТАНКОВИЧ. — Мы знакомы в течение очень многих лет. На моих глазах проходил его рост от талантливого актера в ведущего мастера сцены и экрана. Ступка не только прекрасный актер, а еще прекрасный человек, который всегда придет на помощь. Нечасто в нашей стране и истории появляются артисты такого масштаба, такой силы, такого таланта.

Богдан Сильвестрович очень любит музыку, прекрасно ее знает. Его отец пел в хоре Львовской оперы и Богдан с детства рос за кулисами. Ступка из тех актеров, которые имеют прекрасный слух, как у музыканта. Думаю, что Богдан Сильвестрович мог бы сделать неплохую карьеру и как певец. У него потрясающее чувство музыкального ритма. По-видимому, по этой причине он такой многогранный артист. У нас давно велись разговоры, чтобы поработать вместе. Ступка принимал участие, как чтец, в оратории «Голодомор» и в реквиеме «Бабий Яр». Когда я писал эти произведения, то представлял в роли декламатора именно Богдана Сильвестровича. Он принимал участие в премьерах и записях. В последние годы я немного отошел от театра, но мечтаю специально для Ступки написать музыкальное произведение.

«МАСТЕР-КЛАСС»

— Впервые я увидел Богдана Сильвестровича в фильме «Белая птица с черной отметиной» и был пленен его огромной харизмой, — сознался актер и режиссер Григорий ГЛАДИЙ (Канада). — Наша личная встреча состоялась уже в Киеве. Я благодарен судьбе, что нас связала давняя дружба: частная и творческая. Мы были партнерами в кино, театре, часто общались вне сцены и съемочной площадки. На всю жизнь мне запомнится совместная работа в фильме «Украденное счастье». Ступка — идеальный партнер. Это редкий случай, когда знаменитый актер никогда не тянет «одеяло» на себя. Он так перевоплощается и отдается роли, что обязывает партнера работать также с полной отдачей. Работая вместе со Ступкой ты получаешь своеобразный мастер-класс. Интересно мне было встретиться с Богданом Сильвестровичем уже в качестве режиссера (когда я ставил «Истерию»). Критики по-разному отнеслись к моей постановке, но все отметили фантастическую работу Ступки в роли Фрейда. В декабре я хочу сделать новую редакцию спектакля. Есть у нас планы о новых постановках, но я суеверен и не хочу говорить о том, что не родилось.

ОТ СТУПКИ К СТУПКЕ

— Богдан Сильвестрович — великий актер, — считает худрук Театра имени Леси Украинки Михаил РЕЗНИКОВИЧ. — Его талант — это явление не только в украинской культуре, но и в русской, и в европейской. Я считаю Ступку национальным достоянием нашей страны. Жалею лишь об одном: мы ни разу не встретились с ним в совместной работе в театре. Я люблю Богдана Сильвестровича как актера, восхищаюсь его талантом, обожаю его как прекрасного человека, обладающего тонким чувством юмора. Мне очень импонирует ступкинская человечность, ценю его мудрость.

— Очень немногие актеры способны к перевоплощению, не в смысле «техники актерского мастерства», а как продолжение воплощения определенного образа, — уверен худрук Театра «Сузір’є» Алексей КУЖЕЛЬНИЙ. — Он умеет воплотить в исторических персонажах такую правду, что становится порой белее реальным, чем сами герои, которых играет. Придя в Театр имени И. Франко, первым спектаклем, который я делал под руководством С. Данченко стал «Здавалось одне лиш слово», где Богдан сыграл Тараса Шевченко. В процессе работы мы пробовали грим, усы, парик, чтобы добиться портретного сходства, но все было не то. Тогда Богдан решил отказаться от внешних ходов, а он представил себя на месте Кобзаря и блестяще сыграл Шевченко. Произошла метаморфоза: на сцене был не Богдан Сильвестрович, а Тарас Григорьевич и даже портретно актер стал похож на своего персонажа. Как ему удается такое перевоплощение — загадка! Наверное, он обладает глубинной, божественной связью с тем персонажем, которого играет. Для меня очень дорог первый спектакль в «Сузір’ї» — «Сад божественних пісень» о Сковороде. В создании постановки нам помогла аура старинного дома. Когда начались репетиции — нам говорили, что перед ремонтом нам следует хорошенько поискать, и, возможно, мы найдем клад. Этот ход я использовал в постановке. В спектакле мы искали клад мудрости, которым обладал Сковорода, а также обладает Ступка. Богдан создал образ очень глубокий, и совсем не случайно в течение бенефиса он неоднократно цитировал Сковороду, ставшего на многие годы его любимым писателем.

Я рад, что свою первую роль на профессиональной сцене в «Саде…» сыграл и Ступка-младший, выступая вместе с отцом, его партнером. Я считаю, что у Остапа впереди блестящее актерское будущее. Хотя Богдан отлично понимает, как непросто сыну играть рядом с ним. Ведь зрители обязательно будут их сопоставлять. С одной стороны, он любящий отец, а с другой — высокий профессионал, строгий партнер. Богдан Сильвестрович может гордиться Остапом. Его сын выдержал сложнейший экзамен и сегодня он самостоятельная творческая личность. Я уверен, что зрителей еще ждут потрясения и открытия, а династия Ступок еще заявит о себе очень ярко и самобытно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать