«От свободной торговли выиграют и ЕС, и Украина»
Жозе Мануэл ПИНТУ ТЕЙШЕЙРА, посол, глава Представительства ЕС, специально для «Дня»:
— Задача написать что-то о свободной торговле между ЕС и Украиной подобна задаче объяснить какую-то проблему молекулярной физики. Они не принадлежат к «драйвовым» вопросов, которые способны привлечь публику. Для подавляющего большинства граждан они слишком технические: чтобы в них разобраться, надо прочитать горы документов. Конечно, ни одна знаменитость или активистка движения FEMEN не будет призывать политиков разобраться с очередным раундом переговоров о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
Это плохо. Страх и недостаток понимания вопросов свободной торговли могут привести к тому, что мы потеряем те чрезвычайные преимущества, которые она предлагает. Свободная торговля — это благо не только для крупных корпораций. Ведь она приносит хорошие вещи для каждого гражданина. Она является взаимовыгодным проектом и для ЕС, и для Украины. И даже больше: настоящей победительницей будет именно Украина, ведь ЕС является ее крупнейшим торговым партнером, в то время как на Украину приходится лишь 1% от всех объемов торговли ЕС.
Несколько столетий назад люди верили, что торговля — это игра с «нулевой суммой». То есть, что одно государство может выиграть от обмена лишь за счет другого. Потом появились такие крупные мыслители, как Адам Смит или Давид Рикардо, которые совершили революцию в экономике, подобную революции Ньютона в физике. Как они считали, в любом добровольном обмене что-то выиграть должны (или, по крайней мере, могут) обе стороны. И в самом деле, опыт успешных реформаторов — Польши, Чехии или Южной Кореи — свидетельствует о том, что либерализация торговли сразу — и на много лет — повышает темпы годового экономического роста на несколько процентов.
ЕС заинтересован в расширении пространства стабильности и благосостояния на своих соседей и в укреплении своих отношений в этом регионе. ЕС и Украина договорились, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) — базовый документ, который на правовом уровне регулирует отношения между двумя сторонами, — следует заменить новым и более амбициозным. Даже перед началом переговоров ЕС указал, что готов предложить Украине усиленное соглашение. Это означает, что даже без признанных перспектив членства Украина получит доступ к внутреннему рынку ЕС и возможности для более активного политического сотрудничества и экономической интеграции.
Раздел о свободной торговле, которую мы на нашем брюссельском жаргоне называем «глубокой и всеобъемлющей зоной свободной торговли» (DCFTA), является важной частью этого нового соглашения. Но что означают слова «глубокая и всеобъемлющая»?
Для того чтобы их объяснить, мы должны вернуться на полтора столетия назад. 150 лет назад Великобритания и Франция подписали так называемый Договор Кобдена-Шевалье, который также известен как англо-французский договор 1860 года. Он уменьшил или отменил большинство тарифов, существовавших между двумя странами. Отпала необходимость нелегально завозить французские вина в Британию; британская шерстяная одежда стала доступной для многих французов, которые раньше не имели к ней доступа.
Этот договор был началом наиболее распространенной, классической формы свободной торговли, которая предусматривает отмену экспортных и импортных пошлин. Но торговлю ограничивают не только тарифы. За эти 150 лет были изобретены самые разнообразные квоты, субсидии, технические и санитарные нормы, которые сами по себе оправданы, но могут трактоваться как преграды для торговли. Если бы Украина хотела подписать с ЕС классическое соглашение о свободной торговле, подобное франко-британскому договору, она не нуждалась бы в осуществлении весомых институциональных и законодательных изменений. Однако вследствие этого соглашения не было бы и серьезного позитивного влияния на рост торговли между двумя партнерами. И это соглашение не стало бы локомотивом интеграции в ЕС.
В противоположность обычной зоне свободной торговли, ЗСТ+ идет дальше и отменяет все элементы, искажающие торговлю. Речь идет о том, что Украина будет гармонизировать свои правила, регуляции и нормы с соответствующими стандартами ЕС, а также будет еще больше либерализовать свою сферу услуг. Хотя усиленная версия соглашения потребует значительных финансовых и человеческих ресурсов, а также институциональных и законодательных изменений, она вполне реалистично способна трансформировать саму модель экономики страны и придать импульс интеграции Украины в ЕС.
Конечно, этот процесс потребует затрат. Если вы приходите в ресторан и заказываете себе обед, вы должны за него заплатить. В краткосрочной перспективе адаптация к новым стандартам и правилам никогда не будет для украинских производителей легкой. Реформа может заставить определенные отрасли экономики уменьшить объемы производства или даже исчезнуть. Вместе с тем немало других секторов расширят свою деятельность; возникнет много новых отраслей. Эта адаптация будет иметь и социальную цену; для некоторых людей и некоторых сообществ переходный период будет сложным.
Итак, в краткосрочной перспективе адаптация потребует определенных затрат — но не надо их преувеличивать! В Украине существует немало ошибочных оценок той цены, которую надо будет заплатить за построение глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Один из наибольших мифов — это миф о ее негативном влиянии на доходы бюджета. Сегодня доходы от таможенных тарифов, собираемых на границе, составляют 4,4% всего государственного бюджета Украины. Опыт свидетельствует, что краткосрочная потеря импортной пошлины (из-за отмены импортных пошлин в рамках ЗСТ) будет более чем компенсирована ростом доходов, полученных государством от косвенных налогов (например, НДС). Эти налоги будут платить компании, которые обретают новые рыночные возможности благодаря общим импульсам, полученным экономикой.
В дополнение к этому стабильному доходу, который, как мы надеемся, принесет связанный с торговлей рост, ЕС продолжит предоставлять Украине помощь для ускорения модернизации. Это важно, ведь торговля и инвестиции крайне зависят от доверия и восприятия партнеров, поэтому Украина, которая стремится реализовать свой экономический потенциал, должна развивать прозрачные и эффективные государственные институты. На осуществление бюджетных затрат для внедрения правовых и институциональных реформ в сферах, связанных с торговлей, Украина уже получает — или будет получать — поддержку от ЕС в рамках программы Всестороннего институционального развития, к которой будут также добавлены деньги международных финансовых институтов. Общий объем технической помощи ЕС для Украины за 2011—2013 годы обогатится 552 миллионами евро.
Многие бизнес-игроки в Украине также опасаются, что создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли только откроет двери для потока импорта из ЕС. Однако эти опасения не имеют под собой почвы.
Во-первых, соглашение взаимное. Более близкая интеграция в ЕС откроет украинским товарам доступ к рынку, который в 13 раз больше, чем украинский внутренний рынок, — рынку, который состоит из 500 млн. потребителей.
Во-вторых, товары из ЕС уже широко присутствуют на украинском рынке, ведь уже сейчас они сталкиваются с малым количеством барьеров. Средний уровень тарифов, которые Украина сегодня применяет к импорту из ЕС, довольно низкий. А потому в любом случае влияние либерализации торговли будет незначительным.
В-третьих, Украина не является ключевым рынком, на который нацелены товары из ЕС.
В-четвертых, ЕС стремится открыть свой рынок сразу, а Украине дать переходные периоды. На самом деле украинский рынок не может быть полностью открыт сразу после подписания соглашения, ведь украинские производители в основном не готовы к серьезной внешней конкуренции. Именно поэтому ЕС готов обсуждать с Украиной вопрос переходных периодов для конкретных сфер. Украина будет постепенно создавать глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли (в частности, относительно открытия ее рынков), и украинские бизнес-правила будут изменяться постепенно. ЕС здесь предлагает установить десятилетний переходный период, если в этом существует необходимость. Поэтому у украинских бизнес-игроков будет время для адаптации своих действий. Кроме того, гармонизация законодательства, адаптация стандартов и норм и построение необходимых институтов требуют внешней поддержки. Учитывая это, ЕС уже пообещал увеличить техническую и финансовую помощь Украине.
В любом случае, преимущества от успешного внедрения глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли будут, скорее всего, в несколько раз больше, чем ее стоимость. В долгосрочной перспективе она должна повысить конкурентоспособность товаров, производимых в Украине, а значит повысить объем экспорта Украины на всемирных рынках. Кроме того, с ростом качества украинских товаров укрепятся позиции украинских производителей на внутреннем рынке. Вместе с тем украинские потребители получат доступ к более качественным и дешевым товарам и услугам. Зона свободной торговли с ЕС должна повысить уровень доверия внешних инвесторов к украинской экономике и стимулировать как приток прямых внешних инвестиций, так и интеграцию страны в мировую экономику. Исследования свидетельствуют о том, что в длительной перспективе создание зоны свободной торговли с ЕС повысит уровень благосостояния и заработных плат в Украине.
Сам термин DCFTA («глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли») может показаться слишком техническим. Однако по сей день ее создание является наиболее разумным ответом на недавние вызовы, с которыми столкнулась Украина. Устранение субсидий и торговых барьеров будет означать, что Украина сможет использовать свои ресурсы эффективнее, а потому получит больше возможностей для уменьшения неравенства и бедности, социальной напряженности и упадка окружающей среды. Все это может, вполне реалистично, стать основой новой экономической стратегии страны.
Несомненно, глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли открывает хорошую перспективу. Я бы даже осмелился назвать эту перспективу крайне привлекательной.
Выпуск газеты №:
№197, (2010)Section
Панорама «Дня»