Перейти к основному содержанию

Последний козырь Крыма

Как уберечь лечебные санатории Крыма от «прихватизации» образца 90-х?
09 февраля, 12:35
ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

Скоро украинцам придется забыть об оздоровительных путевках в профсоюзные санатории. Государство намеревается приватизировать их и выставить на большую международную распродажу. Мол, полуостров должен наращивать туристическо-оздоровительный потенциал. А устарелая, совковая организация работы объектов рекреационной, в частности лечебной, инфраструктуры мешает это сделать. Нужен зарубежный опыт, иностранный собственник, а главное — иностранные деньги. Потому что наше хозяйствование за последние 20 лет продемонстрировало свою неэффективность.

На прошлой неделе, находясь с рабочим визитом на полуострове, вице-премьер-министр инфраструктуры Украины Борис Колесников заявил, что главным вкладом, который может сделать действующее правительство в развитие АРК, он считает помощь в проведении приватизации построенных в советское время санаториев через организацию международных аукционов. «В Крыму нужно создавать условия, провести эффективную конкурсную приватизацию через мировые (международные. — А.Д.) аукционы постсоветских санаториев с целью привлечения инвесторов и создания современных условий для мирового туризма. И в этом будет состоять вклад Украины в развитие Крыма», — заявил Колесников на пресс-конференции в Симферополе.

Таким образом, в правительстве фактически предлагают крымчанам выложить на стол последний козырь полуострова. И это правильно, считают отдельные эксперты. Мол, время уже наступило. Продолжать медлить с приватизацией — это значит вообще рисковать выйти из игры. Еще год-два, и туз в рукаве может превратиться в шестерку на плече, говорят сами крымчане. Ведь и Турция, и Россия в Сочи уже во многом опередили украинские санаторно-оздоровительные объекты в технологиях, а тем более в организации отдыха.

Впрочем, не рискуют ли проиграть украинцы, передавая крымский козырь в руки «частного» игрока? Ввиду того, как несправедливо прошла приватизация в других секторах украинской экономики, вопросы такого рода не кажутся надуманными и раздувающими из мухи слона. Кроме того, уже известны прецеденты присвоения рекреационных объектов, после чего простым украинцам вход туда запрещен. Не получится ли так — хотели как лучше, а вышло как всегда: собирались «оздоровить» Крым, а отдали его в «лапы» «диких» капиталистов?..

Алла ДУБРОВЫК, «День»

Модернизация крымских санаториев, невозможная без приватизации, — последний козырь стратегического развития Крыма на 2010-е. Вопрос уже не в том, нужна ли она. Если вывести за скобки эмоции и политиканство, вопрос в другом — не опоздала ли?...

КРЫМ — НЕ КУРОРТНЫЙ РЕГИОН

Для начала нужно развеять ряд мифов о Крыме. Распространенные представления имеют мало общего с реалиями, поскольку в экономическом смысле Крым — не курортный регион и никогда им не был.

До распада СССР главной функцией Крыма была военная — но она была так засекречена, что в это до сих пор мало кто верит. Она состояла из двух частей: военной базы (флот, береговая оборона, космические войска, ПВО и авиация) и военного машиностроения — приборостроение, судостроение. Третьей по значимости была функция консервного цеха СССР — рыбные, фруктовые и овощные консервы, вино. А курорт был даже не четвертым, а седьмым-десятым... Природа основных экономических процессов в Крыму не определялась (и до сих пор не определяется) курортом. Крым выглядел как край курортов, садов и виноградников, но всесоюзная здравница не давала особого вклада в экономику. Это была государственная социальная программа СССР. От курорта не требовали эффективности — отдыхающие оплачивали 15—20% стоимости отдыха.

Советская структура экономики Крыма в 1990-е самоликвидировалась, а современная контурно прорисовалась к 1995 году, окончательно сложилась к 2001 и с тех пор не изменилась. Формально первое место в ней занимает пищевая промышленность, на втором — химическая. Именно последняя сегодня и является основным драйвером крымской экономики.

К 2001 сложились примерные соотношения отраслей, которые наблюдались и в следующие 10 лет: промышленность — 15—17%; сельское хозяйство — 10—17%, транспорт и связь — 10—15%. Доля санаторно-туристической отрасли в «крымском ВВП» и в налоговых поступлениях — всего 5—7%. В период роста 2001—2008 гг. доля курорта в доходах сводного бюджета Крыма подрастала до 7—8%, а после кризиса 2008 снижается к 6%. Восстановление после 2008-го в Ялте, Алуште, Евпатории — медленнее, чем в регионах с меньшей долей туризма: посткризисные туристы более «прижимисты» — народу много, а тратят меньше.

Но курорт играет огромную роль в занятости (и особенно в самозанятости) населения. Пока в этом его главная роль. Видами деятельности, связанными с обслуживанием отдыхающих (Центр Разумкова, 2011), круглогодично занимается 4% взрослого населения Крыма (это около 1,6 млн чел.), а летом — еще около 18% в целом (в т. ч. 9% в сельских районах, 16% в промышленных, 32% в курортных). Сезонные доходы ощутимы для 21% взрослого населения непосредственно (это больше 350 тыс. чел.) и для 50—60% косвенно (это 0,9 млн чел.). Сезонная работа по обслуживанию отдыхающих — дополнение к основной для 70% взрослого населения, участвующего в этой деятельности. И короткий пляжный сезон генерирует не только бюджетную, но и социальную проблему.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ САНАТОРИИ СОХРАНИЛА «ВЕДОМСТВЕННАЯ ЖАДНОСТЬ»

Теперь о развитии и санаториях. Из примерно 650 крупных объектов размещения в Крыму 240 (37%) — санатории. Из них 140 (60%) — в государственной собственности! А среди круглогодичных их доля еще больше.

Как же получилось, что во время «земельно-строительного сумасшествия» 2003-2008 годов эти объекты не были разорваны и отданы под застройку элитными апартаментами (как это произошло с многими профсоюзными и заводскими санаториями)? Как ни странно, позитивную роль сыграла... ведомственность. По советским привычкам крупнейшие ведомства Украины — Госуправление делами, Верховная Рада, министерства (обороны, внутренних дел), налоговые и таможенные ведомства, прочие центральные и крымские органы власти — изо всех сил сохраняли летние дачи для сотрудников. Приватизация санаториев Минздрава была категорически запрещена. И потому эти уникальные по расположению объекты, особо не развиваясь, все же сохранились.

Да, получилось, что ведомственная жадность сохранила государственные санатории как козырную карту для туристического развития Крыма. И именно теперь, по профессиональному убеждению автора, пришло время этим разумно воспользоваться. Может получиться, потому что земельно-строительный бум (спасибо кризису 2008 г.) прошел надолго. Его бояться нечего — сегодня только невменяемые бизнесмены еще верят в быстрое возрождение рынка элитных апартаментов у моря. А вменяемые начинают понимать, что нужны хорошие гостиницы с медицинскими центрами. Правда, от модного «СПА-центр» к понятию «клиника» наш бизнес еще не дошел, но это поправимо.

НУЖНО СПЕШИТЬ

Однако нужно спешить. В последние годы в странах Черноморского региона (а именно они — главные конкуренты туристического Крыма), давно понявших, что не пляжем единым..., стремительно развивается медицинский туризм. А в Крыму, сохранившем полторы сотни государственных санаториев в виде устаревших стен, труб и дорог и нестареющих земельных участков с парками и пляжами, при 200-летних традициях курортного лечения в последние 20 лет происходило уничтожение курортной медицины. Это выглядело особенно дико, так как крымский климат благоприятнее для лечения, чем в Анталии, Батуми и Сочи.

Турция же совершила мощнейший рывок, на глазах становясь одним из мировых лидеров не только пляжного, но и (о чем мало говорят) медицинского туризма. Не в смысле «бантиков» в виде ванн с лепестками цветов. А в смысле сложных медицинских технологий — операций на сердце, глазах, суставах, конечностях. Для европейцев и даже американцев. Румыния и Болгария активно занимают на европейском рынке нишу косметологии и стоматологии, предоставляя качественные, но более дешевые медицинские услуги расчетливым и бережливым туристам из старой Европы. В русском Сочи уже задумались, что делать с 40 (!) тысячами новых гостиничных номеров после Олимпиады-2014. И, конечно, тоже начали вспоминать о медицине.

Крымская сложность, которая должна толкать в спину, вот еще в чем — у всех наших конкурентов не только лучшие условия для пляжного отдыха, но и зимний горнолыжный туризм. В Крыму его нет и не будет. Единственная возможность решить проблему сезонности, убивающую всю крымскую экономику, — заполнить пустующие санатории не только в два пляжных месяца... И это сделать не за счет конференций и концертов.

НАДО АБСТРАГИРОВАТЬСЯ ОТ «ПЛЯЖНОГО ТУРИЗМА»

Государство имеет в Крыму в собственности целую отрасль, которая может и должна определять его развитие и стать инвестиционным лидером. Но даже самые элитные госсанатории в Крыму не развиваются. И это понятно — большинство (100 из 140) находится в управлении непрофильных ведомств, которые не могут и даже не имеют права вкладывать в них инвестиции из бюджета — нецелевое расходование. А управлять санаториями по современным стандартам курортного бизнеса они не умеют и никогда не научатся. Да и не их это дело.

Другая сторона медали — 250 круглогодичных здравниц Крыма имеют единовременную емкость около 50 тысяч мест. И 8-9 месяцев простаивают. Потому что нет смысла туда ехать не в пляжный сезон. Их загрузка с октября по апрель потенциально добавляет Крыму ежегодно не менее 1 млн человек при средней продолжительности около 20 дней.

Надо абстрагироваться от «пляжного туризма». Автору приходилось писать, что летняя столица Украины — Ялта — самим своим существованием обязана... туберкулезу. Именно борьба с туберкулезом — заболеванием и членов царской семьи, и интеллигенции в XIX — начале XX веков — сделала Ялту городом-центром санаторного дела, отечественной медицинской курортологии и климатологии, сформировала у поколений убежденность в целебности ее климата.

В чем может быть современная медицинская специализация курортного Крыма? В неинфекционных заболеваниях, лечение которых пользуется массовым спросом в Украине и за рубежом и отвечает по медицинским показаниям климатическим и бальнеологическим особенностям Крыма. Врачи скажут, не задумываясь: это реабилитация после инфарктов, инсультов и хирургических операций, лечение женского и мужского бесплодия и т. д. А кроме того, население Европы стремительно стареет, везде растет пенсионный возраст, а с ним — спрос на здоровое долголетие. В развитых странах годами стоят в очередях на операции за счет медицинской страховки. А тот, кто не хочет ждать, ищет клинику, где не так дорого, как в Германии, но уже качественно — как в Турции. Впрочем, углубляться дальше — дело врачей, а не экономистов.

ФОРМУЛА БУДУЩЕГО = КЛИНИКА + ГОСТИНИЦА

Крым может и должен стать активным игроком на этом рынке. Упускать такой шанс нельзя. Нужно либо приватизировать государственные санатории по процедуре инвестиционных конкурсов под жесткие цели, либо использовать государственно-частное партнерство для программы строительства на базе санаториев сети медицинских центров и клиник разного профиля. Одновременно реконструируя и перестраивая спальные корпуса в нормальные гостиницы.

При любом варианте нужно вынудить ведомства, управляющие санаториями, начать их реформирование, рассматривая санаторий как клинику + гостиницу. Нужно было бы решением Кабинета Министров Украины установить, что лечебный корпус должен пройти лицензирование как медицинское учреждение, а спальный корпус — сертификацию как гостиница с присвоением звезд. Без этого не выйти на международную стандартизацию услуг. Ну а после модернизации, лицензирования и сертификации эти объекты должны быть переданы, согласно мировой практике, в оперативное управление профессиональным управляющим компаниям — в том числе известным мировым сетям.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Причины грандиозного обвала, который произошел в 1990-е в Крыму в отраслях, связанных с оборонной промышленностью, понятны. А вот в крымской пищевой промышленности причина в другом. Приватизация госсобственности в Украине происходила в основном в 1992—2000 гг., а интенсивная массовая приватизация — в 1994—1996. Приватизация же в Крыму началась лишь в 1996 после почти трехлетнего местного моратория. Но и после этого ее тормозили до 2000—2002. Пищевая промышленность за это время просто умерла.

Тогда — в 1990-х годах — политика сыграла злую шутку с крымской экономикой. Когда везде шла приватизация — вследствие которой в сельских районах Волыни и Причерноморья, других не самых богатых областях вместо совхозных консервных цехов появились заводы теперь уже самых известных торговых марок — в Крыму переводили стрелки часов на московское время и пытались вернуться в советское прошлое, принимали, отменяли и снова принимали Конституцию автономии.

В конце 2010 года курорты и туризм — да еще и с акцентом на возрождение санаторно-курортного лечения — впервые официально стали крымским приоритетом № 1. И не просто из моды — из-за того, что иные приоритеты в принципе возможны, но не сейчас, а через несколько лет. А медицинский туризм — дело вполне сегодняшнего дня. Только для этого нужен мощный рывок.

КОММЕНТАРИИ

Ответственный работник одного из профсоюзов сказал «Дню», что действующие сегодня в Украине профсоюзные и государственные санатории, пусть и не всегда наилучшим образом, но все-таки принимают людей и оказывают им услуги в соответствии с назначениями медиков. А если эти объекты будут переданы в частные руки, то еще неизвестно, будут ли они этим заниматься. Не исключаю, что частные санатории будут оздоравливать или развлекать исключительно элиту. Отдав их в Фонд госимущества, а следовательно, предназначив для продажи нашим или иностранным магнатам, мы рискуем просто потерять эти важные для всего нашего общества объекты. Например, народный депутат из Днепропетровска — Царев — купил доведенный до банкротства санаторий им. Лермонтова. Да, он сейчас достаточно хорошо отремонтирован и оборудован. Но туда простые люди не могут попасть, поскольку путевки доступны лишь элите. В этой связи хочу отметить еще одну проблему. Мы привыкли к тому, что Фонд страхования временной нетрудоспособности частично оплачивал трудящимся стоимость санаторных путевок, удешевляя их на 30 — 50%. Это также отрицательный момент приватизации. И такая ситуация может возникнуть очень быстро. Уже и в этом году Фонд соцстраха не оплачивал санаторные путевки. И не только потому, что не было тендера. Его руководителю было не до того. Дело в том, что сегодня социальными фондами, в которые перечисляют деньги предприятия и сами работающие, руководит практически триумвират из представителей государства, работодателей и профсоюзов. Но два друга — работодатели и правительство — всегда договорятся и объединятся против профсоюза и могут по своему усмотрению решать все проблемы. Например, Фонд временной нетрудоспособности раньше традиционно оплачивал содержание детско-юношеских спортивных школ. Теперь это возмутило работодателей. Но они правы лишь формально. Получается, мы выгоняем детей из спортзалов в подвалы? Здоровье подрастающего поколения нас больше не интересует?

Впрочем, принципиальность профсоюзного функционера исчерпалась, как только «День» попросил его представиться. Официальный комментарий ФПУ был на удивление сдержанный.

Сергей УКРАИНЕЦ, заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины:

— Сегодня в Украине уже больше частных санаториев, чем государственных и профсоюзных. И, по-видимому, этот процесс не остановить. Ценовую политику в санаторно-курортном обслуживании граждан страны во многом определяет и сглаживает пики серьезная конкуренция на этом рынке. А задача государства заключается лишь в том, чтобы в ходе приватизации этих объектов вносить в условия продажи сохранение специализации санаториев и перечня медико-оздоровительных услуг, а затем следить, чтобы эти условия не нарушались.

Михаил ВОЛЫНЕЦ, народный депутат Украины:

— При всем желании я не могу приветствовать намерение правительства продавать украинские санатории. Они строились для оздоровления трудящихся, для реабилитации после тяжелых заболеваний, они неплохо оснащены оборудованием, имеют квалифицированный лечебный персонал, находятся в экологически чистых зонах, располагают минеральными источниками, грязелечебницами. Но вокруг санаториев давно сложилась очень нехорошая ситуация. Профсоюзные бонзы, имевшие отношение к управлению этим имуществом, использовали его с целью обогащения (в ход шли откаты и все прочее), а также бесконтрольно использовали средства социального страхования. Наши власти сейчас воспользовались этой ситуацией и через Генеральную прокуратуру раскрутили скандал в связи с имевшимися злоупотреблениями. Новый председатель ФПУ Юрий Кулик был вынужден согласиться с тем, что санатории необходимо отдать. Не исключаю, что был какой-то торг, в результате которого возникла договоренность. Что-то, мол, может остаться. Что именно, мне неизвестно.

Но есть опыт других стран постсоветского пространства. Считаю ценным для нас опыт Литвы. Там государство приняло закон, в соответствии с которым объявило санатории собственностью государства. А когда появились и набрали силу еще два объединения независимых профсоюзов, это имущество было разделено на четыре части. Одну государство оставило себе, а остальные отдало трем профсоюзам, которые теперь продолжают оздоравливать в санаториях своих членов и их семьи. У нас же имущество санаториев, я могу предвидеть, будет разграблено. Ведь на балансе многих из них имеются десятки гектаров ценнейшей земли, которая стоит в тысячи раз больше, чем остаточная стоимость спальных и лечебных корпусов.

Игорь ГОЛУБАХА, глава Всеукраинской ассоциации туристических операторов:

— К сожалению, лечебный туризм в плане организации у нас еще на довольно отсталом уровне. А все из-за того, что большинство санаториев сегодня находятся в ведении непрофильных структур. Это профсоюзы, государственные структуры — министерства, ведомства и тому подобное. Кстати, ни в одной стране мира нет такого, чтобы непрофильные государственные органы занимались туристической и оздоровительной деятельностью. Исключением является лишь Украина. А следовательно, у нас сложилась очень искаженная ситуация. Оздоровление не является прямой обязанностью того или иного непрофильного ведомства, поэтому, содержа на балансе объект рекреационного целевого назначения, они не уделяют ему достаточно внимания.

Поэтому я лично вижу рациональное зерно в словах вице-премьера. Нужно проводить приватизацию. Можно даже за один доллар или одну гривну продать санаторий, но при определенных условиях. Например, при условиях обязательства инвестора вложить 5—10 или даже больше миллионов долларов в развитие этого объекта. Вторым условием является запрещение его перепродажи. И третье — в случае невыполнения обязательств, взятых на себя инвестором, государство имеет право вернуть его в свою собственность без возмещения средств с целью поиска нового более эффективного владельца. Более того, можно штрафовать «неэффективного» инвестора в дву-трехкратном размере суммы обязательств.

Что касается опасения слишком больших цен, которые станут не по карману простому украинцу, то они бесполезны. И никакого вмешательства государства в ценообразование на этих объектах после их продажи не нужно. К сожалению, когда государство вмешивается в формирование цены, то это, наоборот, вызывает либо ее повышение, либо же вообще разрушение отрасли. Нужно не в ценообразование вмешиваться, а создавать конкурентные условия. Чем больше будет санаториев, чем больше они будут конкурировать между собой, тем лучше будет качество и ниже цена. Это рыночные законы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать