Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Поведением водителей будет руководить кошелек

Новая система штрафов должна быть дифференцированной, настаивают эксперты
07 октября, 00:00

24 сентября Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». В нем говорится о том, что с октября нарушители правил дорожного движения будут платить в десять раз большие штрафы, чем сейчас. В частности, за превышение скорости движения больше чем на 20 километров в час установлен штраф от 255 до 340 гривен, а больше чем на 50 километров в час — до 680 гривен. По мнению экспертов, такая система поможет приучить водителей к дисциплине на дороге. Большинство экспертов считают, что это необходимо было вводить несколько лет назад, при этом адаптировать размеры штрафов к доходам населения: чем больше зарабатываешь, тем больший штраф платишь. Но для этого каждому водителю в обязательном порядке нужно возить с собой справку о доходах. А это дополнительная бумажная волокита и возможность злоупотреблений. Поэтому сегодня в Департаменте Государственной автоинспекции надеются, что внедренные меры наказания помогут снизить аварийность на дорогах, ведь на дорогах у нас погибает больше девяти тысяч людей в год. А в целом за последние десять лет мы потеряли 62 тысячи наших граждан. Смогут ли все-таки высокие штрафы приструнить водителей, рассуждают эксперты «Дня».

Михаил БЕРЛИН, президент Всеукраинской ассоциации безопасности дорожного движения:

— Законодательные изменения в сфере безопасности дорожного движения нужно вводить в Украине немедленно, можно сказать, что они были нам нужны еще лет пять-семь назад, когда транспортных средств на дорогах не было так много. Учитывая, что в Украине ежегодно на 30% растет количество транспортных средств (в 2008 году зарегистрировано более 800 тысяч новых автовладельцев, а через три года эта цифра может превысить миллион), у водителей нет времени для практики, им нужно выезжать на дорогу, имея определенный опыт и умение, тогда как автошколы сосредоточивают внимание только на знаниях. По нашим данным, водителями со стажем до двух лет совершено 27% всех ДТП, произошедших по вине водителей, а со стажем до пяти лет — 40%. Поэтому ошибочно полагать, что экзамен на права по вождению — гарантия того, что автомобилист не будет представлять опасность на дороге. На самом же деле, получив удостоверение, водитель вступает в период повышенного риска, в течение которого приобретает опыт. Поэтому повышение штрафов научит водителей осторожнее вести себя на дороге. Во всяком случае, мы на это надеемся. Если сравнить нашу ситуацию на дорогах с заграничной, то там количество аварий в несколько раз меньше. А достигается это благодаря тому, что к водителям применяют значительно более жесткие санкции, чем у нас. Так, за превышение скорости в Европе платят 60—70 у.е. В Украине же до недавнего времени эта сумма была чисто символической — до 30 гривен. Вскоре управление автомобилем в нетрезвом состоянии будет стоить водителю две с половиной тысячи гривен. За такое нарушение в Германии могут лишить прав на всю жизнь. Теперь ситуация изменится. Если раньше за нарушение правил проезда перекрестков или правил обгона максимальное наказание составляло 8,5 гривни, то сейчас эта сумма может достичь 510 гривен. Забывать дома водительское удостоверение теперь тоже будет невыгодно. Вместо 17 гривен за это придется заплатить в 20 раз больше.

Юп ГУС, президент Международной организации безопасности дорожного движения:

— Самая большая проблема всех водителей мира — превышение скорости. Чтобы с этим бороться, в Великобритании, например, действует система штрафных баллов. Кстати, как мне известно, вскоре такая система заработает и в Украине, но с несколько иными правилами начисления баллов. Так, в Британии, если водитель превысил скорость, он сразу получает три штрафных балла, а как только набирает 12 баллов, у него отбирают водительское удостоверение. Ликвидировать штрафные баллы можно только одним путем — сдать новый экзамен на права. Поэтому для таких горе-водителей у нас действуют курсы переобучения, 50% их выпускников больше не нарушают правил дорожного движения. Чтобы приблизиться к европейским стандартам, Украина внедряет новую систему штрафов. Если сравнить с Нидерландами, где за превышение скорости на 20 километров в час платят штраф 60—70 евро, то Украина почти приблизилась к этой отметке — у вас предусмотрено 340 гривен. По сравнению с Украиной в Европе все ровно выдвигаются более жесткие требования к водителям. Так, если водителя дважды поймали на превышении скорости, у него сразу отбираются права, а чтобы их забрать, нужно идти в полицию. Если у водителя дважды за пять лет обнаружат в организме алкоголь, у него также изымают права, но чтобы их вернуть, нужно пересдать экзамен на получение водительского удостоверения. Сегодня на дорогах Великобритании ежегодно погибают до трех тысяч человек, в Украине — втрое больше. Чтобы снизить аварийность на дорогах, нужно в корне менять систему подготовки водителей и инструкторов. Мы готовы поделиться своим опытом. Например, чтобы получить права, водители в Великобритании сначала подают заявку на получение временного удостоверения, потом проходят курс обучения: 42 часа практического вождения и экзамен на дистанции 10—11 километров на проезжей части, и только после этого получают постоянные документы. А первые пять лет вождения им даются на приобретение опыта управления автомобилем, то есть на протяжении этого времени они имеют статус молодого неопытного водителя. Но это не освобождает их от ответственности. Сегодня мы работаем над тем, чтобы наказывать за нарушение правил дорожного движения еще большими штрафами, но лучше, чтобы люди стали более осмотрительными и ответственными на дороге.

Сергей ЛЕВЧЕНКО, заместитель начальника ГАИ МВД Украины:

— Повышение штрафов, на наш взгляд, должно не только дисциплинировать водителей, но и заставить их ответственнее относиться к управлению автомобилями. Так, за нарушение правил перевозки пассажиров предусмотрены штрафы от 170 до 340 гривен. Средняя сумма штрафа составляет 300—400 гривен — за проезд на красный свет, превышение скорости и другие незначительные нарушения. Если в течение года водителя несколько раз поймают за ведение автомобиля в нетрезвом состоянии, его лишат права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет (с оплачиваемым изъятием транспортного средства). Другой вариант наказания — общественные работы на срок от 50 до 60 часов или административный арест на 10 или 15 суток. В соответствии с новым законом, за нарушение правил предусматривается не только штраф, но и изъятие водительского удостоверения, которое автоинспектор вернет лишь после судебного заседания. На рассмотрение суда дела будут передавать только в случае грубых и систематических нарушений, за которые предусмотрен значительный штраф. Например, если в течение года водитель дважды станет виновником дорожно-транспортного происшествия и при этом оставит свой автомобиль без присмотра на месте аварии, его ждет штраф от 255 до 306 гривен (или общественные работы, или административный арест), а также его лишат права управлять автомобилем на 10 лет, опять же, с оплачиваемым изъятием транспортного средства. Инспектор имеет право забрать у водителя права, приобщить их к делу об административном нарушении и вернуть их только после решения суда. Но забрать назад свое удостоверение водителю будет непросто — в зависимости от судебного решения, он должен заплатить штраф или отработать определенный срок на общественных работах, например, убирать улицы в течение нескольких дней. Мы ожидаем, что именно такой вид наказания будет вызывать наибольшее сопротивление у водителей, поскольку многим правонарушителям легче заплатить определенную сумму штрафа, чем отрабатывать на общественных работах или отбывать срок наказания под административным арестом... Еще одна новация от закона — водителей-новичков, только что получивших удостоверение, будут ограничивать в скорости, а их автомобили будут маркировать специальными значками, чтобы обратить внимание других участников движения, рядом с ними неопытный водитель. Также закон запрещает курить за рулем и разговаривать по мобильному телефону.

Андрей ХОРОЛЬСКИЙ, вице-президент Автомобильного клуба Киева:

— После повышения штрафов поведение водителей будет регламентировать кошелек. Для кого-то 200 или 300 гривен за превышение скорости будет существенной суммой, а для кого-то — нет. Правильнее было бы разработать дифференцированную систему штрафов для водителей. Например, в Финляндии тот, кто нарушил правила дорожного движения, платит штраф в процентном отношении к своим доходам. Если у человека прибыль тысяча долларов в месяц, то, соответственно, он платит штраф, скажем, 100 долларов. Так, два года назад один иностранный бизнесмен заплатил штраф 100 тысяч долларов, поскольку его прибыли составляли более 10 миллионов долларов. Именно такая система уплаты штрафов является правильной, потому что для человека, который зарабатывает 10 тысяч долларов, штраф не будет стимулирующим фактором, чтобы не нарушать правил дорожного движения. Чтобы ввести такую систему и у нас, нужно бороться со всеми государственными структурами, что при нынешних условиях нереально. Наши бизнесмены начнут ездить со справками, что их доход всего тысяча гривен. Поэтому нужно легализировать доходы населения, прежде чем вводить такую систему штрафов. Если же человек не в состоянии заплатить штраф и управляет «Запорожцем» (хотя такие граждане редко нарушают правила), для них предусмотрены более мягкие санкции — административный арест или общественные работы. А для кого-то это станет хорошим уроком. В принципе, идея о новых штрафах довольно хорошая и соответствует мировым стандартам в борьбе с нарушителями на дорогах. Но, опять же, через призму нашей страны и нашего менталитета все это выглядит сумбурно, и сомневаюсь, что это эффективно заработает. Такие санкции можно было бы ввести намного раньше. Но для этого нужно решить много попутных задач, ведь принять закон — еще не означает, что он будет работать. Кроме того, нужно создать все условия, чтобы он соблюдался, — неизвестно, кто будет контролировать закон, как уплачивать штраф, ведь не каждый человек возит с собой в дороге по 400—500 гривен. Однако такие санкции снизят аварийность на дорогах. Мне кажется, что 40% водителей хорошо подумают, быстро им ехать или нет. Например, автомобили с белорусскими номерами, которые иногда ездят по нашим дорогам, обычно соблюдают правила движения: если разрешено ехать 90 километров в час, значит, водитель так и едет. Смогли же в Беларуси привыкнуть к таким правилам, значит, и у нас так будет. На это потребуется немного времени — и на то, чтобы люди привыкли, и чтобы прошла первая шоковая реакция от таких нововведений. Все же западная демократия строилась 30—40 лет, а мы пытаемся сделать ее у себя всего за какое-то десятилетие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать