Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Преодолены ли последствия Голодомора?

Мнения читателей и экспертов «Дня»
24 ноября, 19:28

В канун Дня памяти жертв Голодомора, который будет в эту субботу, «День» провел собственный опрос. Мы спросили читателей, насколько, по их мнению, Украина преодолела последствия Голодомора 1932—1933 годов. На момент подготовки материала, свое мнение на интернет-странице газеты выразили около 300 читателей. Большая часть участников нашего опроса (52%) считают, что Украина ни в коей мере не преодолела последствий страшной страницы нашей истории. Еще 30% читателей отмечают, что эти последствия страна преодолела частично, а «полностью преодолела» ответили лишь 11% опрошенных. Еще 8% респондентов затруднились ответить.

Что означает такая позиция граждан для Украины, мы попросили прокомментировать доктора исторических наук, профессора Станислава КУЛЬЧИЦКОГО.

— Последствия Голодомора абсолютно разные. Если взять демографические последствия, то трудно сказать, потому что мы подсчитываем количество жертв непосредственно под время и после Голодомора. Если прямых жертв — три с половиной миллиона, то резкое снижение рождаемости дает еще около миллиона человек в масштабе Украины. Если посмотреть в разрезе следующего поколения, поскольку нет уже тех людей в живых, то можно увеличивать количество жертв до бесконечности. Но это демографические последствия, и, как правило, их подсчитывают только в момент трагедии. А вот последствия психологические, ментальные — это намного сложнее. Понятное дело, что Сталин добился своей цели, когда организовал этот террор голодом, потому что прекратился саботаж хлебозаготовок, который был повсеместно, и который был вызван тем, что людям не платили за трудодни. Но мы живем в абсолютно другой реальности. То, что называл Джеймс Мейс обществом постгеноцида, проявляется не в отношении к труду, потому что, конечно, если не платят, то зачем работать, а в подавленности самого общества, в боязни государства. И я думаю, что эта боязнь государства преодолена на сто процентов. И преодолена даже неожиданно для общества во время оранжевой революции. То, что сейчас происходит, уже со стороны ограниченного количества людей, относящихся к классу мелких предпринимателей, свидетельствует, что ни для власти, ни для общества оранжевая революция не прошла зря, она оставила большие следы.

С другой стороны, другой власти, так же, как и другого общества, у нас сейчас и быть не может, потому что таковы законы развития социума. Если бы я отвечал на этот вопрос, я бы сказал, что постгеноцидная Украина еще остается, и, по-видимому, наиболее яркое проявление этого заключается в том, что к власти пришла политическая сила, отрицающая геноцид. При чем отрицает не по собственной убежденности в этом, а просто, чтобы не портить отношений с соседней страной. Я вижу очень большой смысл в том, что глава Украинской православной церкви Московского патриархата признает геноцид, он понимает, что хочет остаться вне политических разборок. Таким образом, он признает реальность, каковой она была в действительности. А эта реальность как раз и является смертью миллионов людей, вызванной не хлебозаготовками, а террором голодом, стремлением Сталина наказать саботажников.

Сейчас так много публикаций вышло о Голодоморе, более 15 тысяч во всем мире, настолько это приняло широкую огласку за эти 75 лет, что никто не собирается недооценивать Голодомор, любое правительство обязательно будет приглашать иностранных гостей в Мемориал. Так будет и в эту субботу. Но дело в том, чтобы убедить россиян, что это действительно был геноцид. И не потому, что это украинский геноцид, а потому, что та власть осуществляла геноцид и на Северной Волге, и на Северном Кавказе, кроме национальных его районов. И не только 1933 год был геноцидом, но и 1937-й, даже в большей степени, когда людей обвиняли в абсолютно диких преступлениях, заводили на каждого папку, расстреливали. Как это назвать? Мы должны переоценивать свою историю, при чем вместе с россиянами, как они и призывают. Единственное, что в этой переоценке почему-то решили писать общее пособие для учителей, и делают это москвичи. Потом они дадут эту рукопись нам на апробацию. Мне интересно, кто и как будет реагировать на это.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать