Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сигналы Германии

Ульрике ГЕРОТ: Украине придется удовлетвориться политикой соседства
25 июля, 00:00
ФОТО РЕЙТЕР

Газета «Тагесшпигель» сравнила визит канцлера Меркель с движением по кругу в квадрате: с одной стороны, она якобы хотела приблизить Украину к Западу, с другой — держать ее на расстоянии. Какой цели достигла федеральный канцлер Ангела Меркель в результате визита в Киев, учитывая противоречия в отношении Германии к Украине? Связаны ли вопросы присоединения Украины к НАТО и газовой политики России в отношении Украины? Об этом рассказывает руководитель берлинского отделения Европейского совета внешней политики Ульрике Герот в интервью Би-Би-Си (www.bbc.ua)

— Прежде всего Украина — чрезвычайно важная стратегическая страна для Германии, для наших отношений с Россией, с востоком Европы. Тогда как ЕС углубляет отношения со странами-кандидатами в члены Средиземноморского союза, это очень важно — посылать сигналы на Восток, и также в Украину. Но должен заметить: как бы ни было важно то, что делает Германия, но политика может функционировать только в общем европейском направлении. Украина — это страна-шарнир между Россией и Европой. Политика в отношении Украины не может осуществляться только одной страной. Важно, чтобы все члены ЕС направили на Украину общий взгляд.

— Можно ли говорить об успехе визита?

— Я думаю, что да. Мы знаем, что на последнем саммите НАТО существовала напряженность в вопросе присоединения Украины к ПДЧ, а также углубленной политики соседства. Мы все также знаем, что Украина надеется однажды стать членом ЕС. Именно с учетом этого визит госпожи Меркель очень важен. Возможно, таким образом сделан шаг к реальности и ясности в плане действий не только двусторонних отношений Украины и Германии, но и, хочу подчеркнуть, в европейско-украинских отношениях.

— Каких последующих шагов в присоединении Украины к ПДЧ можно ожидать после визита Ангелы Меркель в Киев?

— Это будет зависеть от самой Украины. Если наблюдать за развитием событий за последние два, три или четыре года, а также проанализировать результаты опроса общественного мнения в самой Украине, то вырисовывается довольно неопределенная картина: насколько сама Украина желает решения этого вопроса? Создается впечатление, что процесс формирования общественного мнения еще не завершился. Принимая это во внимание, не надо спешить делать выводы относительно позиции Европейского Союза, и, в частности, Ангелы Меркель и Николя Саркози. Когда общественное мнение в Украине изменится, то НАТО, а не только сама Германия, будет решать, какие шаги предпринимать далее. Что касается НАТО, то европейские страны члены альянса такжедолжны играть общую роль.

— Можно ли надеяться на присоединение Украины к ПДЧ в декабре?

— В этом вопросе важнее было бы снять напряжение, которое возникло сегодня и которое создает сама Украина. Следует подождать окончания выборов в Соединенных Штатах Америки и сигналов, которые будет посылать новая администрация Белого дома касательно внешнеполитических вопросов. Нужно будет наблюдать за тем, как будут развиваться европейско-американские отношения. От этого будет зависеть также, какие предложения получит Украина от НАТО.

— Связаны ли вопросы присоединения Украины к НАТО и газовой политики России относительно Украины?

— Я не могу подтвердить это мнение, потому что не совсем информирована о деталях этого вопроса. Но понятно, что де- факто для России, если войти хотя бы на минуту в положение российской стороны, речь идет больше, чем об обычном членстве какой-то страны в НАТО. Речь идет о стране, которая имеет для России особый смысл. Поэтому можно понять, что такое развитие событий вызывает у российских представителей и политиков недовольство. Европейские страны пытаются приблизить Украину к Западу, к ЕС и НАТО. Если Украина также желает такого сближения, то оно должно происходить, но не вызывая в перспективе враждебного отношения России. Ведь Европа очень заинтересована в стратегическом партнерстве с Россией. Поэтому, развивая европейско- украинские отношения, следует учитывать эти интересы. Я считаю, что, конечно, есть связь между вопросом энергополитики и вхождением Украины в НАТО.

— Можно ли ожидать присоединения Украины к кругу стран-кандидатов на вхождение в ЕС?

— Кто задает неправильные вопросы, получает неправильные ответы. Если вы хотите услышать от меня четкий ответ на вопрос о вхождении Украины в ЕС, то вы его не получите. Ведь сегодня это вопрос, о котором Европейский Союз говорить не может. Не может говорить в первую очередь потому, что Украина не выполнила необходимых условий. По-видимому, причина в недостаточной коммуникации. Ведь вы знаете, что Ирландия проголосовала против Лиссабонского договора. К сожалению, сегодня ЕС находится в институционном кризисе, который следует преодолеть. Остались нерешенными вопросы вхождения Хорватии, балканских стран, а также Турции. Поэтому пока дискуссии об этом продолжаются, придется Украине удовлетвориться политикой соседства. Ситуация когда-то изменится, но она будет продолжаться наверняка три или четыре года. У Украины есть хорошее лобби — Польша. Было бы ошибкой требовать большего, ведь чем больше Украина будет требовать от ЕС, то меньше будет делать ЕС.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать