Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Антинаучная Украина

09 декабря, 19:37

Наша Украина находится сегодня в особом состоянии. Лишь правильно определив это состояние, мы можем выйти на путь социального прогресса. Все те существующие сейчас неурядицы следует определить как Большую Социальную Драму. И выйти из этого драматического состояния можно, лишь выявив и устранив его корни.

Как бы ни была развита этническая культура народа, она не может компенсировать неразвитость другого вида культуры — некой социальной культуры граждан, то есть культуры социальных отношений между людьми. Именно социальная культура человека является мерой согласованности его воли и сознания с естественными законами социальной жизни.

В связи с распространением в нашей стране социального бескультурья граждан напрасны ожидания на прогрессивную роль так называемого гражданского общества. Его институты из-за этого так же становятся заложниками злоупотреблений, как и учреждения государственной власти. И если бы граждане имели социальную культуру, то они не допустили бы тех проявлений политического, экономического, правового, морального произвола, которые истощают Украину сегодня.

Как свидетельствует исторический опыт, лишь с развитием политической, экономической, правовой и нравственной культуры граждан появляется возможность преодолеть такое социальное зло, как эксплуатация человека человеком, получившая в настоящее время чрезвычайное распространение. Такие граждане способны различать, кто есть кто и кому следует доверять власть. Поэтому каким бы образом ни решался вопрос о национальной идее, он может быть верно решен лишь с помощью прогрессивной социальной науки, реально способной окультурить граждан. По моему мнению, в любом случае в основе национальной идеи должно быть развитие социальной культуры граждан во имя социального прогресса. Итак, социальная культура является радикальным фактором, определяющим все сферы общественной жизни.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить социальную (политическую, экономическую, правовую, моральную) культуру украинского гражданина и, например, гражданина Финляндии или Японии. Поучительным может быть также опыт прибалтийских стран. А разве пример государственной деятельности Бисмарка, Наполеона, Томаса Джефферсона, Махатмы Ганди, Вацлава Гавела не заслуживает внимания? Эти государственные деятели, поддерживая просвещение в своих странах, очевидно, исходили из того, что просвещение — выше политики, а просветители — выше политиков. Наполеон, в частности, никогда не расставался с книгами известных философов и говорил так: «Единственная партия, которой я доверяю — это партия философов».

Общественными учреждениями, которые специально приспособлены для обеспечения просвещения народов, являются, в частности, университеты. Мировой опыт свидетельствует, что народы процветают именно благодаря университетам, а не, как кое-кто иллюзорно считает, благодаря партиям, правительствам, президентам или парламентам. Из этого явствует следующий тезис: «Судьбу народов определяют университеты, а не партии, президенты, правительства или парламенты!» Поэтому в Украине университеты должны стать просветительскими центрами, приспособленными для обеспечения развития социальной культуры наших граждан.

На кого же в современной Украине выпадает миссия социальной «культурификации» граждан? Исходя из исторического опыта и современных обстоятельств, очевидно, эта миссия должна принадлежать настоящей украинской элите, то есть тем, кто вооружен передовой социальной (политической, экономической, правовой, нравственной) культурой и имеет возможность путем просвещения распространять эту культуру в массах. Сегодня самое большее, что нужно гражданам Украины, и самое большее, что может сделать настоящая украинская элита для своего народа, — это выполнить надлежащим образом указанную миссию. Будет у украинцев надлежащая социальная культура — будет у них общественный порядок и социальный прогресс.

Так что же может сделать настоящая украинская элита во исполнение своей миссии? Она должна начать новейшее просветительское движение в Украине, реализовав, в частности, просветительскую идею Тараса Шевченко, который так прозорливо выявил значение социальной культуры для народа Украины, по-отцовски укоризненно сказав украинцам: «Якби ви вчились так, як треба...». Следует вспомнить заповедь этого Великого Просветителя для нас: «Учитесь, читайте, чужого навчайтесь, й свого не цурайтесь».

Следует также иметь в виду, что единственный путь «возвращения» Украины в современную Европу — это развитие социальной культуры наших граждан до европейского уровня. Иначе «европеизация» украинского общества не возможна.

Поэтому еще раз следует подчеркнуть, что выполнение миссии модернизации социальной культуры нации — это наибольшее, что может сделать украинская власть для своего народа! А граждане должны поддержать ее в этом, так как это единственный путь к процветанию народа и благополучию граждан.

Отсюда следует, в частности, что одной из важнейших задач государства является содействие развития социальной культуры граждан. И не только в политике, но и в экономике просвещение играет роль фактора экономического прогресса. Выдающийся предприниматель Г. Форд, например, писал об этом так: «...работодатели и рабочие далеко не всегда мыслят последовательно; привычку поступать близоруко трудно сломать. Что можно сделать? Ничего. Законы и предписания не помогут, лишь просвещение и понимание собственных интересов могут привести к цели».

Очевидно, что это больше всего касается именно социальной науки. Как свидетельствует исторический опыт, именно эти науки эпохи Просвещения стали идеологической основой для выхода Европы XVII—XVIII веков из состояния социального кризиса на путь социального прогресса.

Достаточно доказательств незаменимой роли упомянутых наук в обеспечении прогресса, особенно тогда, когда общество оказывается перед необходимостью реформ, как это имеет место сегодня в Украине.

В данное время есть все основания утверждать, что одной из причин неудач в осуществлении политических, экономических, правовых, моральных и других реформ в Украине является их антинаучный характер, вследствие чего они стали проявлением реформаторского волюнтаризма и утопизма. Прогрессивные ученые всего мира все больше убеждаются в том, что политика, как сказал в свое время А. Эйнштейн, «намного сложнее физики» — поэтому сегодня политик-реформатор, который не опирается на социальные науки, напоминает «всадника без головы».

При этом следует отметить, что в Украине имеет место разительный научный нигилизм, а также политическое, экономическое, правовое, моральное невежество. Поэтому о современной Украине можно образно сказать: «антинаучная страна». На этой почве процветают разнообразные социальные химеры, популизм, псевдолиберализм, псевдодемократия, злоупотребление демократическими инструментами, злоупотребление законодательством и судебной властью, псевдоморальность, воинствующая бездуховность и т. д. Как свидетельствует история, все это — факторы социального регресса, и потому являются препятствиями на пути нормального развития страны. Опыт эпохи Просвещения XVII—XVIII веков подтвердил, что эти социальные болезни не могут быть преодолены без помощи социальных (и гуманитарных) наук.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать