Борьба за язык – это не миссия одиночек
Полиция или мотивированные энтузиасты?Темпы национального возрождения в значительной мере будут зависеть от языковых тенденций в столице и в других больших городах Украины. Для эксперимента решил изучить ситуацию с вывесками около станции метро «Академмістечко». Что выхватил взгляд, то и зафиксировал, пройдя каких-то 50 метров. Картина вырисовывается не слишком оптимистичная. Впечатление таково, будто находишься не в столице, а в Мариуполе или в Краматорске. Русский явно доминирует: «Шаурма. Чай. Кофе. Колбаска охотничья в лаваше». Следующий киоск: «Напитки. Табак», дальше «Парикмахерская на ходу. Есть маникюр». После этого натыкаюсь на первые признаки двуязычности. Правда, надпись «Изготовление ключей» на русском повторяется два раза, а «Виготовлення ключів» — только раз. Так что перекосы «налицо». Только они не в интересах украинского. Но и таким прецедентам несмелой двуязычности радуешься, потому что чувствуется, что владелец киоска о чем-то думал, прежде чем заказывать вывески. Значит, именно он может быть первым претендентом на начало диалога.
***
Приведу другой пример. Сразу при выходе из центрального железнодорожного вокзала предприимчивые киевлянки предлагают Сьемное жилье. Впечатление таково, что переносишься на Киевский вокзал Белокаменной. Повсюду слышишь: «ква-А-рцира, ква-А-рцира...» Для нашей столицы такое произношение не является характерным. Сказали бы: «квартира», или «квартыра», но точно не «ква-А-рцира». О чем это говорит? Жилье сдают исключительно выходцы из Московии, которые трепетно берегут родной говор? Совсем нет. Последних лишь небольшой процент, но они естественно доминируют. И в силу своего национального характера, и в результате мощной поддержки вездесущего «русского мира». А ниша для этого мира существует практически в каждом большом украинском городе. А от города русификационные волны расходятся по селам и городкам.
***
Мы слепо верим, что государство за нас сделает то, что должны делать мы сами. Существовала когда-то «Молода Просвіта» во главе с Владимиром Вятровичем, подавала надежды, креативила, сколько могла, но ее время прошло. Теперь у Вятровича другая работа и другие заботы. А кто теперь вместо Владимира и его прежних единомышленников? Постмайданная «С-14»? Она слишком радикальна для работы с массами. Кого-то защитит, но в то же время настроит против себя в 10 раз больше людей. Каждый наш промах используют, даже небольшой. Следовательно, существует большая ниша для уличного просветительства, но она, по иронии судьбы, до сих пор пуста. Воюют небезразличные одиночки — в Киеве, Харькове, Днепре, Одессе — идут на баррикады, судятся за язык и, как правило,.. проигрывают все суды. Потому что борьба за язык — это не миссия одиночек. Или научимся работать с массами, или проиграем битву за идентичность.
***
Рассказывая о вывесках, я будто наталкивал читателя на мысль о большой потребности в «языковой» полиции. В действительности же не уверен, что это кардинально решит дело. Да еще зная невысокий уровень национального сознания общества. Кто бы попал в такую полицию в условиях, скажем, Одессы? Неужели непременно это будет такой патриот, как Сергей Стерненко? А я не исключаю, что будут люди и из противоположного лагеря. Сознательно доведут ситуацию до абсурда, настроят электорат против «украинизации» или же элементарно будут переориентироваться на зарабатывание денег. С другой стороны, два-три языковых инспекторов на Киев точно не навредило бы. Другие города подождут, главное, чтобы в столице получилось. И дело не в штрафовании, а в том, чтобы показать Украине необратимость тенденции. Инспекторы должны быть в тесном контакте со средствами массовой информации, прежде всего с телевидением. Видеосюжеты должны транслироваться по всей территории Украины. Можно «по пути» рассказывать зрителям о том, какой процент украинских вывесок в Краснодаре, Ростове, Ставрополе... Вспомнить об оккупированном врагом Симферополе и Донецке. Там есть 80% украинского? То почему столько русского может быть в Бердянске или в Мелитополе? А то и все 90%, как в Измаиле?
***
«Если становление украинской нации состоится БЕЗ украинского языка и культуры, значит, оно состоится... с русским языком и культурой. Таковы реалии. Потому что становление нации в принципе невозможно без языка и культуры. Нация не может быть безликой и безъязыкой, хоть как ее не называй — гражданской, политической или суперкультурной...» Этими словами молодого писателя Андрея Бондаря я бы и хотел закончить свои размышления.
Выпуск газеты №:
№62-63, (2019)Section
Почта «Дня»