Перейти к основному содержанию

«Геннадий Петров — человек, который открыл мне Украину»

К 75-летию краеведа-фольклориста, историка и общественного деятеля из Сумщины
02 июня, 20:52
ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ

Геннадий Петров (1936—1996) принадлежит к числу истинных украинских патриотов, о которых говорят, что именно в творчестве и жизненном подвиге таких людей сохраняется народ, его национальный облик. Не ошибусь, если скажу, что вместе с Николаем Данько они были духовными лидерами национально-патриотической интеллигенции Сумщины второй половины ХХ века.

Накануне своего 60-летия в интервью с журналисткой Аллой Федориной Геннадий сказал: «Щоб народ зрозумів цінність свого, треба відкрити йому її, щоб знав і розумів історію, знав своїх діячів, культуру, мистецтво, традиції... Ми погано вчили все: історію, літературу — усе було спотворене і перепаплюжене... Приїхав у Сумщину і вирішив займатися краєзнавством, розплющувати таким, як я, очі — на якій землі вони живуть». И он сдержал свое слово — не только открыл глаза своим сверстникам, но и личным примером и подвижничеством показал, как нужно служить Родине, которой он дышал. Благодаря его смелому письму в высшие инстанции у нас сохранился Воскресенский собор, гордость и ровесник Сум, с которого начинаются все экскурсии по городу и от которого и «есть пошел наш слав-град». А сколько материалов собрал Геннадий Терентьевич о пребывании у нас и творчестве Александра Олеся в Белополье, Степана Васильченко в Глухове, Леси Украинки в Косовщине!

Геннадий и мне открыл Украину, свою Украину, ставшую для меня второй Родиной. Он был поистине библейской личностью. Крупнейший философ ХХ в. Мераб Мамардашвили как-то сказал: «Чтобы стать человеком, надо приложить усилия». Геннадию не надо было прилагать усилий, он был человеком, заданным в генах, гуманистом-подвижником, духовным светочем, показывающим, каким должен быть настоящий патриот.

...Геннадий лежал в больнице, я посещал его. В коридоре спрашиваю у дежурной, как пройти к Петрову. Вдруг из соседней палаты слышу знакомый голос: «Вазген, заходи, я здесь. Хорошо, что пришел, а то умру и не смогу сообщить тебе нужный материал!» И он, преодолевая нестерпимую боль, в течение целого часа рассказывал об исследованиях Климента Квитки, мужа Леси Украинки, в области армянской народной музыки. Затем подсказал, где этот материал можно найти — во Львове, назвал фамилию сотрудницы библиотеки и тут же продиктовал письмо к ней. Позже я написал статью «Климентий Квитка и армянская народная музыка», посвятив ее памяти Геннадия Петрова.

Мне не стыдно признать, что Геннадий относился ко мне с уважением. И не для того, чтобы удовлетворить свое самолюбие, а чтобы подчеркнуть другое: он относился ко мне с уважением, так как понял, что я неравнодушен к моей далекой Отчизне, много лет живя вдали от нее, я не только не забыл ее, но активно интересуюсь ее судьбой. А теперь, уважаемые читатели, прошу внимательнее взглянуть на свое окружение — много ли найдете там людей, с уважением относящихся к чужестранцу лишь за то, что он не забыл свой край?

Г. Петров был энциклопедистом, обладал колоссальной эрудицией и глубокими знаниями. В одном лице сочетал качества краеведа-фольклориста, журналиста и эссеиста, музыко- и искусствоведа, общественного деятеля и театрала, историка и языковеда. Символическими являются слова, сказанные сумским краеведом Ладой Сапухиной: «У Вас є щось від Григорія Сковороди, і хоч ви навіть не кандидат наук, але зробили для рідного краю більше, ніж будь-який академік. Досі ви писали дослідження про видатних людей, а нині настав час, щоб статті писали про вас».

При жизни Геннадию не удалось выпустить хотя бы одну книгу, но он оставил огромное журналистское и публицистическое наследие. Его исследования творчества композиторов-земляков Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского, писателя и историка Пантелеймона Кулиша, поэтов Александра Олеся и Леси Украинки, Павла Грабовского и Мыколы Данько, драматургов Антона Чехова и Степана Васильченко, меценатов Александра Палицына и Ивана Харитоненко и других корифеев украинской культуры вошли в золотой фонд духовного наследия Сумщины.

За два дня до кончины вновь я посетил его в квартире Яковенко. Он был слаб, говорил медленно, старался быть бодрым и даже пытался шутить:

— А, пришел навестить меня сам Наири...

— Ты и это знаешь? Что прародину армян называют Наири!

— В ассирийских источниках Армению называют страной Наири, — ответил он, а я подумал: «А ведь даже не каждый армянин знает это», — и сказал вслух:

— Геннадий, я сделаю тебя популярным в Карабахе.

И я сдержал свое слово. Написал книгу о нем, несколько экземпляров послал в мой родной Степанакерт, они теперь хранятся в краеведческом музее.

Также пламенно любил он свою Отчизну. В своей статье, посвященной Сумскому искусствоведу художественного музея им. Никанора Онацкого Вере Донченко, Г. Петров, в частности, писал: «Українськість була органічною часткою її єства. Ні в чиїх вустах не звучала так чарівно українська мова. Її наче послав до нас Господь Бог, наділивши і степовою вродою, і добротою душі, і любов’ю до національних святинь». Эти слова в полной мере относятся и к нему самому.

Весной прошлого года по ходатайству руководства Хотеньской средней школы и поселкового совета заведующий Сумским районным отделом народного образования Николай Охрименко издал приказ о присвоении школьному историко-краеведческому музею Хотени имени Геннадия Петрова.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать