Как могло случиться, что четыре миллиона украинцев отреклись от родного языка на земле отеческой?
Внимательно прочитал статью В. Крюкова «Вместо этнической государственности — гражданская нация». И охватили меня печальные размышления. Все было бы понятно, если бы речь шла о Франции или Италии. Там вновь прибывшие обязаны выучить государственный язык и сдать экзамен. Только тогда они «вписываются» в гражданское общество. Стали ли миллионы переселенцев из России патриотами Украины (в том числе и в 1933 г.)? Как могло случиться, что четыре миллиона украинцев отреклись от родного языка на земле отеческой? Разумеется, с такими гражданами не построишь национальное государство. И гражданское тоже. А на каких ценностях?.. Почему автор не указывает базовые ценности его гражданской нации? Понятно, что людей, к которым принадлежит Липинский, можно только приветствовать (Крымский, Вилинская, Антонович, Кравченко, Русова). С такими людьми можно и нужно строить гражданскую нацию. Мы помним, как Липинский призывал единоплеменников покаяться перед украинцами и влиться в это общество (как это сделали миллионы украинцев в России).
Почему автор в процессе государственного становления сознательно игнорирует языковой фактор? На мой взгляд, это решающий фактор: единый язык объединяет народ. Разве возрождение Израиля не началось с возрождения языка? Хотя в стране половина населения — русскоязычные, однако никто не требует второго государственного языка, а учит иврит.
А что же у нас? «Системный процесс разрушения украиноязычной среды продолжается много веков, но нынешний период (уже в независимой Украине) для украинского языка самый опасный. Агрессивной иноязычной интервенции не оказывают достойного сопротивления украиноязычные культурно-информационные средства... Московская идеология изуродовала и продолжает уничтожать национальный код украинцев» («Слово Просвіти» №31 за 2011 г. Леонид Мужук).
У нас ведь даже парламентарии нарушают 10 ст. Конституции и 15 ст. Закона о языках, где отмечено, что «языком съездов, сессий, конференций, пленумов, заседаний, совещаний, других собраний государственных, партийных, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций... является украинский язык».
Грицак об этом ничего не знает, допуская двуязычие? А федерализация Украины приведет к исключению из школьных программ предмета «украинский язык и литература» на востоке и юге страны.
Тогда с кем и как в Украине строить гражданское, а не этническое государство? С «Русскими культурными центрами», которые укоренились во всех крупных городах? Они ведь пропагандируют только русский язык, культуру и историю. Что-то подобное имеют украинцы России? Или, возможно, «с Русским миром» Гундяева-Кирилла? А может быть, с церковью, которая почему-то называется украинской, на самом же деле является московской? Или с «Известиями», «Трудами», «Комсомолками», «Крокодилами», которые продолжают обрусение украинцев и создают конкуренцию нашим русскоязычным СМИ?
Указанные выше факторы направлены на строительство России в Украине или же Украины без украинцев. С другой стороны, привел ли «разрушающий государство» национализм поляков, по Липинскому, к разрушению Польского государства?
Вне всякого сомнения, концепция Левка Григорьевича является единственно правильной: государство необходимо строить по этническому принципу.
Глава эстонской делегации ПАСЕ, депутат парламента Андрес Геркель в «Дне» №205-206 от 11 ноября 2011 г. заявил: «На постсоветском пространстве национализм часто считают препятствием демократии. Но я убежден, что этническое сознание народа — это, наоборот, одно из важнейших условий его существования».
М. ВОРОЖБИТ, Мариуполь, мысли автора разделяют члены местной «Просвіти»
Выпуск газеты №:
№66, (2012)Section
Почта «Дня»