Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Марьян Панчишин – народный врач

Украина больше всего нуждается в последователях такого самоотверженного служения людям
04 октября, 20:00

75 лет исполняется с того дня, как Марьян Панчишин покинул земной мир, однако его пример не должен покидать нас.

Доктор Марьян Панчишин, наш выдающийся земляк-львовянин, — яркий представитель медицинской профессии, из когорты тех, кого называют врачами от Бога. Он еще при жизни получил общепризнанный титул «народного врача».

Волей судьбы я в юности проживала в доме на углу улиц Лычаковской и Кармелюка и не раз слышала, с каким пиететом вспоминали обитатели этой околицы доктора Панчишина, который жил в соседнем доме — доме Панчишина, как с гордостью называли его. Многие люди рассказывали о нем как о настоящем чудотворце и благотворителе.

Ребенок, который появился 6 сентября 1882 года в семье плененного львовского извозчика Ивана Панчишина, не имевшего средств, чтобы дать сыну образование, стал выдающимся украинским врачом-патриотом, общественным деятелем и меценатом, воспитателем большой когорты украинских врачей.

Благодаря своим способностям, Марьян получил возможность учиться бесплатно. Уже в первом классе школьное руководство напишет: «Освобождается от оплаты до тех пор, пока будет учиться на отлично». Поскольку Марьян учился «на отлично» все годы, то и не имел проблем с оплатой за обучение.

После гимназии он поступил на медицинский факультет Львовского университета, где учился в 1903—1909 годах. Там опять судьба, или точнее Божья помощь, улыбается ему — на шесть лет учебы он получает стипендию епископа Самуэля Гловинского. Кроме того, еще и получает финансовую поддержку фонда Кароля Суботы.

По окончании университета Марьян Панчишин получил диплом доктора медицины и обрел должность ассистента кафедры анатомии, которой руководил известный тогда профессор Генрик Кадий, основатель Львовской анатомической школы. Фактически, именно тот профессор первым обратил внимание на молодого и весьма талантливого медика. Одновременно с работой на кафедре анатомии Марьяна Панчишина назначают еще и руководителем первого рентгенологического отделения клиники.

Выполняя эти свои обязанности, молодой врач непрестанно расширяет, углубляет свои знания. Военное министерство Австро-Венгрии назначает его врачом в резерве. С началом Первой мировой войны Марьяна Панчишина мобилизуют в армию, в чине капитана он руководил противоэпидемическими госпиталями. За отвагу и обеспечение лечения воинов во фронтовых условиях он получает три военных награды.

Но наступил 1918 год. В Галичине провозглашают Западно-Украинскую Народную Республику. Начались военные противостояния украинцев с поляками. Перед каждым гражданином Галичины возник выбор, на какую сторону стать. И доктор Панчишин, хоть вышел из ополяченной семьи, хоть сотрудничал со многими поляками, сделал свой выбор — в пользу патриота-украинца. За это его отчислили из университета.

Во время уличных боев во Львове Марьян Панчишин возглавил группу общественной медицинской опеки Украинского мещанского комитета и наладил медицинскую обслугу украинской армии, создал перевязочные пункты, где оказывал помощь раненным солдатам. В эти тревожные дни ожесточенных уличных боев Марьян Панчишин познакомился с Ольгой Кривокульской, которая во время войны была санитарной подхорунжей Украинской Галицкой армии. Вскоре она станет верной спутницей его жизни, помощницей в медицинских делах и матерью двух его сыновей — Марьяна и Юрка.

В 1919 году Марьян Панчишин открыл свой частный медицинский кабинет, который быстро перерос в широко известную частную клинику, куда массово шли и ехали отовсюду люди, иногда и за сотни километров. Его чрезвычайная популярность предопределялась как тем, что он неоднократно вытягивал людей с того света, так и тем, что доктор не отказывал в приеме даже тогда, если человек не имел возможности заплатить за свое лечение. Он даже мог предложить кровать в своем доме, еще и одолжить денег на железнодорожный билет...

Поэтому не удивительно, что трамвайную остановку на улице Лычаковской недалеко от его дома (которую теперь объявляют «Медуниверситет») тогда кондукторы объявляли: «Доктор Панчишин», а его самого называли не иначе как «народным доктором».

Кроме такого напряженного и жертвенного врачебного труда, Марьян Панчишин был выдающимся педагогом-подвижником. Вступил в Украинское врачебное общество и в Научное общество им. Т. Шевченко, где непрестанно заботился об образовании украинцев.

В 1924—1925 годах доктор Панчишин был ректором Тайного университета. Он проводил занятия в собственном доме, где собирались небольшие группы студентов — по 5-7 лиц. А кафедра анатомии была обустроена в подвале дома НТШ. Иногда поляки совершали набеги на такие собрания в Панчишина, тогда студенты делали вид, будто они больные и лечатся у доктора, однако не раз приходилось испытывать и физические наказания от полицаев.

Став, как знаменитый врач, зажиточным человеком, Панчишин вовсе не тянулся к роскоши, а большую часть своих средств использовал для поддержки способных, но небогатых студентов. Он учредил несколько стипендий для продолжения учебы студентов Тайного университета в Чехословакии.

Также Марьян Панчишин основал Украинское гигиеническое общество и устраивал выезды по городам и селам, где проводил среди населения профилактические беседы. Понимая, что индивидуальными встречами ситуации не помочь, Марьян Панчишин начинает выпуск специализированных журналов: «Здоров’я», «Лікарський вісник», «Народне здоров’я». В них он опубликовал около сорока научных трудов из наиболее актуальных (и не только для своего времени) проблем.

Чтобы выявить туберкулез и правильно установить диагноз, доктор Панчишин за собственные средства покупает рентгенаппарат фирмы «Сименс» и монтирует его в собственном доме. Впоследствии он возглавил первый во Львове противотуберкулезный диспансер, который находился на нынешней улице Устияновича, 4.

Большую работу проводил Марьян Панчишин и в «Народній лічниці», построенной в 1938 году по замыслу своего коллеги и сотрудника Евгения Озаркевича и благодаря существенной организационной и финансовой поддержке Митрополита Андрея Шептицкого.

Свое врачебное служение Марьян Панчишин продолжал и с приходом на Галичину совитской власти. При этом оказался достаточно близко к этой власти. Теперь никто не может знать, поверил ли он, что это сбылась давняя мечта о воссоединении с Большой Украиной и будет это добром для галичан (потому что немало людей так понадеялось в первые дни новой власти), или просто хотел в дальнейшем иметь возможность служить людям. Во всяком случае, Марьян Панчишин наряду с другими представителями львовской интеллигенции был на Народных собраниях, где провозгласили включение Западной Украины в состав СССР.

В октябре 1939 года Панчишина назначили заведующим областного отделения здравоохранения и избрали председателем профессионального Союза врачей области, поскольку он был одним из самых известных врачей Галичины.

В феврале 1940 года медицинский факультет университета был реорганизован во Львовский государственный медицинский институт, и Панчишин стал заведующим кафедрой больничной терапии и советником первого ректора института А. Макарченко. Вскоре ему присваивают степень советского доктора медицинских наук и звание профессора (без защиты диссертации, что было неслыханным!).

Профессор Марьян Панчишин в составе делегации представителей Галичины встречался в Кремле со Сталиным. Вскоре он стал депутатом Верховной Рады УССР и Верховной Рады СССР. Не раз ему удавалось использовать это звание для спасения людей от советских репрессий.

В начале войны между Гитлером и Сталиным советская власть поручила Панчишину организовать эвакуацию медицинского института в Россию. Профессор не выполнил данное распоряжение.

После провозглашения в июне 1941 года Самостоятельной Украины, Ярослав Стецко именовал Панчишина министром здравоохранения своего правительства, которое немцы вскоре ликвидировали. Однако доктора Панчишина немецкая власть не арестовала, а назначила руководителем клиники мединститута, в которой тогда находилось ориентировочно 1200 больных. Марьян Панчишин попробовал возобновить медицинский факультет Львовского университета, поскольку фашистский «новый порядок» закрыл во Львове все высшие учебные заведения. Но удалось лишь открыть «государственные медицинские профессиональные курсы».

Доктор Панчишин был чуть ли не единственным, кто имел разрешение передвигаться по городу в комендантский час. На автомобиле «Мерседес» он днем и ночью спешил на помощь к больным.

Постепенно в оккупированном немцами Львове растет движение сопротивления — как украинского, так и польского. Так погибают доктора Александр Подольский и Андрей Ластовецкий, друзья Панчишина, а он сам начинает получать анонимные звонки и угрозы. Чтобы спастись, Марьян Панчишин прячется в митрополичьих палатах на Святоюрской горе. Однако постоянная нервная нагрузка пагубно отражается на его здоровье, и 9 октября 1943 года доктор Панчишин умирает от инфаркта.

Сегодня в доме по улице Кармелюка, в котором проживал Панчишин, действует музей галицкой медицины имени Марьяна Панчишина. Есть во Львове и улица Панчишина, и памятник ему.

Но больше всего нуждается Украина в последователях такого самоотверженного служения людям, которое осуществлял доктор Марьян Панчишин — поистине врач от Бога.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать