Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О войне и мобилизации

Контрактники — это красиво, по-европейски, но еще лет 20-30 мы это не потянем
25 декабря, 19:34

Война и армия — сейчас это две самые злободневные и взаимоувязанные темы. Кроме всего прочего, война показала отсутствие четкого, устоявшегося понимания роли и места армии в обществе. Не в абстрактном обществе, а в нашем, украинском. Я не военный, но вырос в семье кадрового офицера, прошедшего всю войну с фашистской Германией. И как гуманитарий хочу высказать свое мнение по двум вопросам, касающимся армии. 

Более года тому назад я написал статью с критикой отказа от всеобщей воинской повинности. Статья не была опубликована. Тогда это было понятно. Сейчас о возобновлении призыва говорит Президент страны, Верховный главнокомандующий. А также о восстановлении начальной воинской подготовки в средней школе. Нужда заставила реагировать на реальность. Кстати, такая же нужда заставила Швецию (не члена НАТО) восстанавливать всеобщую воинскую повинность.

Для меня как для человека «раньшего времени» все понятно — речь идет о восстановлении старой, привычной и эффективной смешанной структуры армии: профессиональное ядро и ежегодно прибывающие новые  призывники. При возвращении на гражданку призывники составляют подготовленный, грамотный воинский резерв, готовый в любой момент встать под ружье. Но теперь пытаются изобрести какой-то трехколесный велосипед. Молодежь из АТО в Верховной Раде предлагает создать Украинскую военную организацию (?).

По слухам в Генштабе (!) Минобороны планируют организацию территориальных воинских структур. Это как же? За свое село, за свой район? А дальше ни ногой? Как в гражданскую войну?  С точки зрения финансов идея понятна. То, что сейчас формируются добровольческие отряды по территориальному признаку, так это от безысходности, вызванной развалом армии. Это же всем понятно. Но с точки зрения военной логики — абсурд. Как и то, что вся военная операция держится (практически) на волонтерах. Честь и слава им. Но  XXI  век, господа! Армия — это прежде всего жесткая вертикальная централизация. Это единый целостный организм. Причем общегосударственный. Мы видим, как отсутствие централизации оборачивается гибелью сотен наших бойцов на востоке Украины.

Предлагаемая смешанная система — наиболее оптимальный вариант. Профессиональное ядро:

— те, для кого служба в армии — их призвание, их жизнь. Это выпускники различных военных учебных заведений в первую очередь. Это офицерский корпус.

— контрактники: сержантский корпус; отслужил, заработал деньги, всевозможные льготы и перешел на гражданку. Нормально. Только, как говорит Валентин Бадрак (см. «День» №216 от 18.11.2014), для них «необходимо воплощать жилищную, образовательную программу, обеспечивать бойцов медицинским страхованием, решать вопрос пенсии». И зарплата не в 6 000 гривен.  И когда мы сможем это все реализовать?  Вспомните — сколько офицеров (!) сегодня не имеют собственных квартир. Контрактники — это красиво, по-европейски, по-американски. Но еще лет 20-30 мы это не потянем. 5% от ВВП? Так это смотря какой ВВП.

Лет 40 назад мой друг из Сирии страшно удивился, когда увидел в троллейбусе полковника. Я вначале не понял, чему тут удивляться, для нас дело привычное. «У нас в Сирии лейтенант после получения диплома получает от государства кредит на покупку собственного дома и машины. Он обязан поддерживать честь и достоинство офицера». Когда мы достигнем такого уровня возможностей? Вот тогда и будем говорить о контрактниках как об основе армии.

А пока что вокруг профессионального ядра — призывники. За 2-3 года они приобретут военную специальность и всегда будут готовы к немедленным действиям. Защита Родины должна быть, в конце концов, не делом небольшой группы профессионалов и любителей острых ощущений, а  обязанностью каждого дееспособного мужчины (по желанию — и женщины) после 18 лет. В статье «Какая армия нужна Украине» автор москвич Б. Соколов («День» № 199 от 24-25.10. 2014) советует: «В сложившихся условиях наиболее реалистичным сценарием является постепенное создание профессиональной армии при временном сохранении призыва». Вполне согласен с последним. Конечно, временно; мы обязательно отменим призыв тогда, когда, как говорил их предыдущий президент, каждый россиянин будет просыпаться с мыслью — а что я сегодня могу сделать доброго для украинцев?». Только тогда. Не забываем, что географию изменить нельзя. И народ тоже. 

Еще один важный момент относительно призыва. Мы много сейчас говорим об информационной войне как важной составляющей современной гибридной войны. За этим термином кроется, по существу, борьба идеологий. Мы почему-то недолюбливаем это понятие. А ведь речь идет именно о формировании в умах молодежи необходимых для нас, украинцев, моральных норм, ценностных ориентиров, понимания происходящих событий. Призывники представляют идеальный объект для целенаправленной идеологической работы: они организованы в постоянные компактные группы  (взвод, рота), 24 часа находятся под контролем, информационное пространство вокруг них легко контролируется.  Кому-то, зацикленному на так называемой толерантности, это может не понравиться. Хочу напомнить известные слова Бисмарка после победы во франко-прусской войне, результатом которой стало появление единой Германской империи: «Войну выиграли учитель и капеллан». Стройная воспитательная, идеологическая цепочка — от школы до армии. Ее результатом стало появление немецкой нации. 

Учителя у нас есть. Только нужно значительно повысить их общественный статус. Хотя бы как в Мексике — зарплата 40 000 долларов в год; стать учителем — только по большому блату, потому что место учителя передается по наследству. Не знаю, кто у нас может быть вместо капеллана. В СССР это были комиссар-политрук-замполит. Система, однако. Какой-то аналог должен быть и у нас. Грамотные, культурные, широко образованные офицеры. Если информация стала полем битвы, значит, ее должны вести профессионалы. В Министерстве информации должен быть специальный департамент, ориентированный на работу для армии. И не надо сводить все к телевидению. Если через такую армию пройдет все подрастающее поколение, мы будем иметь другое общество. Мы будем иметь сильную армию, опирающуюся на мощный общественный фундамент. Николо Макиавелли говорил: «Кто имеет хорошую армию, тот имеет хороших союзников».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать