Об «Арене-Львов», «Заповіті» и родном языке
Несколько раз подряд, готовя колонку «Что хорошего? Что плохого?», я удивлялась, что львовяне, невзирая ни на что, крайне редко сетуют на жизнь. О чем не спроси у них, в ответ услышишь: «Все в порядке». Но, очевидно, и у толерантных львовян оборвалось терпение. В конце концов, судите сами.
Ирина КЛЮЧКОВСКАЯ, директор Международного института образования, культуры и связей с диаспорой НУ «Львовская политехника»:
— Для меня хорошего в последнее время больше, чем плохого. Хорошо то, что на греческом языке издали Шевченко. Говорю о сборнике «Заповіт», который выпустило Общество украинской диаспоры в Греции «Українсько-грецька думка» и в которую вошли стихотворения Кобзаря и статьи о нем. Это издание — признак того, о чем говорит профессор Римского университета «Ла Сапьенца», постоянный автор газеты «День» Оксана Пахлевская: «Нужно вводить украинскую классику в мировой контекст». Хорошо, что в Театре им. Марии Заньковецкой поставили спектакль Леси Украинки «Голубая роза». Охотно его посмотрела. Тем более что было с чем сравнивать — до сих пор помню постановку 1969 года при участии Анны Плахотнюк и Федора Стригуна. С удовольствием слушала ансамбль «Хорея Казацкая», который во Львов привез заслуженный артист Украины Тарас Компаниченко. С большим удовольствием посмотрела работы львовского графика Богдана Сороки, который несколько дней тому назад представил свою творческую наработку в Национальном музее. Хорошо и то, что во Львове открыли евростадион, и к Евро-2012 приводят в порядок дороги. А особая радость для меня — юбилей «Дня», с чем поздравляю и главного редактора газеты, и весь творческий коллектив издания.
Остап ДРОЗДОВ, автор и ведущий политической программы «Прямым текстом» (телеканал ЗІК):
— Основное позитивное событие за последнее время для меня — поездка в Алушту. Море — и ни души вокруг... Скажу откровенно: устал от людей, которые деградируют. А здесь вдруг — море, осень и ни единого человека. Однако отдыхать не пришлось — я был единственным западенцем-участником конференции, посвященной тому, как экспертные круги Востока и Юга оценивают достижения 20-ти лет независимости. Жители восточных регионов меня нисколько не удивили. Украиноскептизм процветает. Собственно, не украинофобия — украиноскептизм. Парадоксально, но я тоже почувствовал себя в рядах украиноскептиков, потому что считаю, что западноукраинское видение Украины окончательно умерло, а зловоние слышно уже по всей стране. Крым — утраченная территория для Украины. И это основной вывод, который я привез во Львов. Ну а здесь меня ждало открытие «Арены-Львов». На стадион я конечно же не ходил (боюсь массовых скоплений людей с пивом и «семками»). Вынужден поздравить донецких с их успехом: они сделали-таки то, что наши местные патриоты не способны сделать по определению. И потому меня не удивило, что львовские болельщики не могли попасть на открытие. Это не их праздник. Недостроенный стадион теперь будет во Львове вечным памятником импотенции львовской власти. А еще — никому не нужным расходным объектом. Козы и кони будут иметь, где щипать травку после Евро-2012. С чем их и можно поздравить. Лучшее же событие этой осени для меня — сама осень: на редкость солнечная и теплая.
Алексей КРАВЧУК, директор Львовского академического театра им. Леся Курбаса:
— Хорошей новостью для нашего театра является последняя премьерная постановка «Лісової пісні» Леси Украинки, которую мы осуществили при содействии фонда Рината Ахметова (режиссер — Андрей Приходько, музыкальное оформление — Марьяна Садовская). Для меня лично интересной была работа в Луганской русской драме, где я поставил спектакль «Тарелкин & Расплюев» по Сухово-Кобылину. Также важной была работа во Львовском детском театре, где я ставил спектакль «Оскар и розовая дама» Шмидта, который на фестивале «ТЮЗ-2011» в Макеевке победил сразу в нескольких номинациях. Чрезвычайно приятно, что очень хорошо восприняли наш спектакль «Между двух сил» Винниченко на фестивале «Славянские встречи», который только что финишировал в Чернигове. Радуюсь, что нашим актерам вовремя дают зарплату — пусть невысокую, но мы ее имеем каждый месяц! Относительно негатива... Я не понимаю, почему наш театр не финансируется в формате академии. Плохо, что до сих пор не имеют званий актеры, отвечающие высокой квалификации, Олег Стефанов, Олег Цена, Татьяна Каспрук. Мне кажется, что государство должно уделять больше внимания гуманитарной сфере — образованию, искусству. И только тогда Украина начнет жить полноценной жизнью.
Богдан КОЗАК, народный артист Украины, Шевченковский лауреат, актер Львовского национального академического украинского драматического театра им. Марии Заньковецкой:
— Поздравляю львовян с открытием евростадиона. Знаю из СМИ, что арена сдана в эксплуатацию с недоработками, но это уже проблемы руководителей. Праздник во Львове состоялся! Думаю, что открытие «Арены-Львов» — это праздник всех украинских любителей футбола. Приятно, что в нашем театре представили премьеру — «Голубую розу» Леси Украинки. Знаю, что на выходе премьеры и в других театрах. Но наибольшим духовным событием на Львовщине, несомненно, станет празднование 200-летия со дня рождения Маркияна Шашкевича — основателя украинской литературы в Галичине, пробудителя нашего, лидера «Русской троицы». Считаю, что такой праздник нужно отмечать в масштабе Украины, а не только Галичины. Удивляюсь, почему об этом не говорится на высших ступенях власти. Не могу не сказать о проблеме, с которой столкнулась моя семья в Киеве, — дочь не может найти для трехлетнего сына, моего внука, украиноязычного садика. Да, вывески — на украинском, заведующие говорят по-украински, но воспитатели и няни — русскоязычные, как, в конечном итоге, и дети. Не понимаю, что происходит в столице. Почему мой внук в своем государстве не может учить украинский язык?! Думаю, что тем россиянам, которые руководят Украиной, должно быть стыдно по этому поводу.
Вардкез АРЗУМАНЯН, ресторатор:
— Сфера моей деятельности очень тесно связана с тем, что в целом происходит в Украине. Львовом не интересуются инвесторы, потому что для того, чтобы открыть у нас ресторан с качественной, чистой, честной едой, нужно купить немыслимо дорогую недвижимость в центральной части города, приобрести качественное дорогое оборудование, завезти качественные, следовательно, очень дорогие продукты, пригласить поваров-иностранцев. Соответственно, цена еды будет очень высокой. То есть если коротко, инвесторам нужно вложить большие и «длинные» деньги. Львов — бедный город. Бумажник львовянина худеет с каждым годом. В то же время мы ожидаем открытия аэропорта, куда будут прибывать люди, которые, возможно, захотят потратить средства в таких ресторанах. А их во Львове нет, потому что нет потребителей такой дорогой пищи. Имеем бедный народ, соответственно, рестораны для бедных. Сколько это будет продолжаться? Наверно, долго. Хотя, надеюсь, появится все-таки поколение молодых людей, которые со знанием дела будут заниматься ресторанным делом, в частности воспитанием вкуса. Кстати, во Львове вкусная еда — на генетическом уровне. Здесь когда-то в ресторанах даже завтракали, любили пригласить друг друга в ресторан, потому что в ресторанах подавали честную, правильную еду. Хотя бы в этом плане Львову повезло больше, чем, к примеру, Киеву или Одессе.
Выпуск газеты №:
№200, (2011)Section
Почта «Дня»