Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Последний бой «Улянича»

или Рассказ о христианине, который пытался быть настоящим
26 июня, 16:41

Я не знаю, почему и в этот раз бывший боец «Айдара», коренной представитель Донецка Сергей Колос обратился ко мне. Ведь имел большой выбор. У него неплохое образование: закончил духовную семинарию и Высшую богословскую академию. Афганское прошлое... Майдан. Во время российско-украинской войны воевал в десантно-штурмовой бригаде. Казалось бы, такого на руках должны носить и в кино без конца снимать! Но в реальной жизни все сложнее. Кстати, несколько лет назад мы уже пересекались с ветераном, когда в узком кругу бойцов АТО обсуждали беспрецедентный случай, который произошел на Львовщине. Сергею Уляновичу местный «крутелик» сжег почти достроенный небольшой домик, поскольку тот участок он обещал кому-то из «своих». Сначала угрожал, требовал покинуть то место, даже определенные деньги предлагал (конечно, намного меньше, чем стоил дом), а затем все-таки сжег. И виновников поджога до сих пор не нашли. А стоило бы поискать, ведь это дело всеукраинское! Бывший воин-афганец покинул родной Донецк, чтобы защищать права и донетчан, и киевлян, и одесситов на Майдане. А затем отправился на фронт, где воевал под позывным «Улянич». Случилось так, что в боях потерял большинство побратимов. Поскольку дорога в родной Донецк для него навсегда закрыта, Сергей Колос хотел построиться рядом с тем местом, где когда-то жил его погибший на Майдане товарищ. Надеялся, что родственники последнего при потребности помогут... Ведь самому уже трудно обходить себя — на войне айдаровец полностью потерял здоровье.

Я тогда не выдержал и сказал: «А что здесь думать, «Улянич»? Берете раскладушку, приходите в местную церковь и живете там, пока благодарные галицкие христиане не вернут вам потерянное жилье...» Это прозвучало слишком радикально и категорично, по-видимому, потому Сергей Колос меня и запомнил. Конечно, я тогда  преувеличивал и возможности церкви, и христианскость галичан, но сказал то, что первое пришло в голову.

***

После завершения Майдана автор этих строк выражал среди друзей мнение, что украинское общество могло бы организовать своеобразное «шефство» над семьями героев Небесной сотни. Скажем, выделить по четыре-пять шефов на каждую семью. Это мог бы быть психолог, юрист, журналист местной газеты, предприниматель, преподаватель какого-то вуза... Чтобы и успокоили, и финансово помогли, и пригласили родственников где-то выступить. Ведь страна воюет, и нам очень нужно воспитывать новых героев! Но когда количество жертв украинско-российской войны достигло нескольких тысяч, стало понятно, что организовать подобное шефство будет непросто. Не такое уж и мощное у нас гражданское общество. Да и народ существенно обеднел.

***

Как дальше сложилась судьба «Улянича»? Поскольку укорениться в «національно свідомій» Галичине у него не вышло, пришлось жить бездомным в Киеве. Еду готовил на костре, облюбовав себе уютное место на Трухановом острове. За этим занятием его не раз заставала полиция. Друзья в это время били во все колокола, объясняя, где нужно, что не должен кавалер президентской награды «За мужество» и генштабовской «За образцовую службу» рыться на помойках. И надо сказать, что судьба бывшего афганца Сергея Колоса — это не тот случай, когда можно говорить лишь о негативе. Были и позитивные моменты: и в госпитале долго лечили, и деньги на жилье государство выделило. Не хватало разве что тех самых «тимуровцев», которые взяли бы на себя часть забот. Ведь больному человеку, который похоронил десятки своих побратимов, очень трудно разобраться во всех юридических тонкостях текущих дел. Скажем, нашел «Улянич» вариант с покупкой жилья. Человек, который навсегда покидал родной Львов и выезжал за границу, даже мебель готов был оставить. И санузел в порядке, и ремонт делать не нужно. Да что там говорить — подарок судьбы! Но беда в том, что государство не дает инвалидам войны «живых» денег, только переводит определенную сумму на счет. И очень много трудностей возникло именно в связи с этим. Юридическая волокита и здоровых людей не радует, а что уж там говорить о немолодом и израненном Сергее Колосе? Не стал долго ждать и нетерпеливый хозяин квартиры, который хотел эмигрировать. Сорвался тот львовский вариант... Пришлось остановиться на киевском: квартира в высотке, причем на двух этажах. И все бы ничего, если бы не одна мелочь: между этажами отсутствует один «пролет». Не хватает каких-то метров 12. Вот так в столице можно строить, оказывается. Как выйти из ситуации? Лазить с этажа на этаж, из одной комнаты в другую по стремянке? Так уже не та спортивная форма... Можно и разбиться. Кое-кто успокаивает «Улянича»: мол, отсутствие бетонной лестницы не беда. Все равно большинство владельцев делают себе деревянную лестницу. Но это удовольствие стоит около 40 тысяч гривен. А откуда такие деньги у пенсионера? Хорошо, что в квартире есть электропроводка, стоят батареи... Но пол, ванну, санузел нужно делать самому! А это еще деньги — и немалые. Непосильная задача для бедного больного человека. Поэтому снова и снова думаю о потребности в украинских «тимуровцах».

***

Долго говорим с Уляничем о духовных проблемах Украины. Сходимся на том, что «показуха» в церковной жизни поневоле влияет на все общество. Библию читают, но по ней не живут. Покропить что-то легче, чем воспитывать христиан. По тем же давним, проверенным лекалам живет и общество. В законе одно — в жизни другое. Привыкли уже, и никого это не удивляет. Компенсируется все имитацией и «показухой». С болью ветеран рассказывал мне, как однажды ожидал 1 час и 45 минут, пока медики закончат свое очередное совещание. А обсуждали они очень актуальную тему: как помочь раненным бойцам АТО. Странно только, что перед тем попросили явно заинтересованного человека «закрыть двери с той стороны». Засек время и ждал... А как досадно слышать от некоторых наших чиновников: «Мы вас туда не посылали» или: «Вы там людей убивали...» Христианин, который все время пытался быть настоящим и никогда не рассуждал, защищать Отчизну или нет, считает, что мерилом всего являются дела, а не ритуалы. «Когда вы живете с Богом, то зачем вам посредники? Живите по совести и следите, чтобы все так жили. — И дальше, с отчаянием: — В Киеве я нередко встречаю донецких судей и прокуроров, которые виноваты в разжигании войны, — говорит Сергей Колос. — Они хорошо видели, к чему идет, но не реагировали. А от земляков, с которыми до сих пор поддерживаю контакт, неоднократно слышал: «Ты почему воюешь на стороне укропов? Тебя что, бандеровцы в плен взяли?» Приходится отвечать, что в плен меня не брали, а воюю за правду и за Родину. А они: «Так и мы за это же воюем! Но мы хотим защитить наших детей от бандеровцев и правосеков. Чтобы не убивали наших детей, не насиловали наших женщин...» Видите, как им промыли мозги? И это же длилось не день и не два, а на протяжении многих лет. Там уже даже малыши знают, что Моторола герой, который погиб за людей Донбасса...»

                                 ***

Промолчал, потому что не знал, что ответить Уляничу. Только все больше убеждался в том, что в феврале — марте 2014 года я мыслил в правильном направлении. Не все из нас готовы воевать с оружием в руках. Не все умеют... Но не поддержать в тяжелую минуту своих защитников — это самое большое свинство, которое только может быть! Мы не выиграем эту войну, если не будем придерживаться детально прописанного кодекса чести.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать