Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сорокалетие киевской монорельсовой дороги

18 января, 18:57

В 1967 г. в окрестностях Выставки передовых достижений народного хозяйства Украины (называемой в народе ВыПерДос) энтузиастами Киевского политехнического института была построена 500-метровая кольцевая монорельсовая дорога с вагончиком на четыре места. В отличие от соседних каруселей, качелей и прогулочных электробусов, этот аттракцион обещал впоследствии выйти на широкие городские просторы, конкурируя с метрополитеном.

Бурные шестидесятые годы были временем прогресса и надежд на лучшее будущее. Каждые выходные просторные аллеи выставки наполнялись прогуливающейся публикой, которую многочисленные экспонаты вдохновляли к творческому труду. Энтузиасты мечтали, что вот еще немного — и можно будет промчаться по монорельсовой дороге. Деловые люди (которые были даже в социалистическом обществе) улыбались и не возражали. Лишь просили на совершенствование больше времени и средств. И можно ли было им не верить — ведь с наивысших трибун уверенно обещали, что тогдашнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Поразительно, для развития перспективного дела был отведен полигон в уединенной местности, на дамбе Киевской ГЭС. Там уже вагончик был почти как трамвай. Не единожды предлагалось подобной трассой пронзить живописные днепровские острова, от Березняков до самого Вышгорода, и не было сомнения, что прекрасные тамошние пейзажи круглогодично привлекали бы немалый пассажиропоток... Экспериментальный комплекс разместился среди ягодных и грибных опушек, на щедрых рыбой и раками водах. Не потому ли мечты не спешили воплощать в жизнь?

Как и любой транспорт, который вырвался с уличной тесноты, монорельсовая дорога позволяет существенно ускорить перевозку. В частности, в Шанхае поезд на магнитной подушке, разработанный немецкими специалистами, на пути к аэропорту достигает 400 км/час. Правда, в Москве трасса значительно скромнее.

Гоголь считал дураков и дороги главными бедами Руси. Между тем именно в Киеве в 1892 г. Аманд Струве внедрил первый в Восточной Европе (пятнадцатый в мире) электрический трамвай, изобретенный в 1874 г. полтавчанином Федором Пероцким. Нынче же улицы, словно сорняком, забиты маршрутками, доходы от которых идут в теневую экономику. Никак не удается для разгрузки забитых пробками мостов уговорить железнодорожников на внутригородские рейсы электричек с многолюдной Петровки на Дарницу.

Якобы был у нас не один мотоциклетный, авторемонтный, вагоноремонтный и даже авиационный заводы, но оказалось, что даже велосипеды выгоднее закупать за границей, не говоря уже о самолетах. В метро у нас российские поезда и эскалаторы, ремонтируют фуникулер швейцарцы, а канатки для сообщения между берегами предлагают австрийцы.

Киевский музей электротранспорта, как и другие заведения культуры, уже несколько лет гоняют с одного временного пристанища к другому. Вот и предстает перед молодежью вопрос: есть ли у нас прошлое? И есть ли будущее? Валерий ЛЫСЕНКО, автор частного

интернет проекта «1000-ліття української культури»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать