Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Современная и античная Турция

28 сентября, 11:53
ФОТО РЕЙТЕР

Когда девушка-гид в трансферном автобусе по дороге из аэропорта до гостиницы извинилась за качество дорог и объяснила это тем, что сейчас ведется их сплошная реконструкция, воспринял это не более чем форму вежливого введения в заблуждение людей, которые через неделю-две выедут из Турции навсегда, потому не смогут проверить правдивость этих слов. Однако быстро убедился, что сказанное — таки правда. За два экскурсионных дня проехал всего лишь 700 километров, чтобы иметь полное впечатление. Говорю «всего лишь», поскольку площадь Турции на 25% больше от территории Украины, потому 700 километров — капля в море турецких магистралей. Но и увиденное поразило.

Большинство увиденного — горные дороги. Высота гор в районе Денизли, Памук-кале или Мугли приблизительно такая же, как и в Карпатах. А теперь представьте себе подъем на перевал, когда в каждую сторону идет две широкие гладкие полосы, между ними еще и разделительная полоса. Сравниться с этой дорогой даже приблизительно не может наша лучшая магистраль в Карпатах Стрый — Мукачево, об остальных и говорить нечего. Это при том, что Карпаты или Крымские горы составляют не такую уж большую долю площади Украины, Турция же почти полностью укрыта хребтами и плоскогорьями, поэтому таких перевалов и горных дорог в стране нужно построить немало. Это правда, что дороги у турков еще далеко не все в идеальном состоянии. Приходилось проезжать и участки, где полностью сорвано покрытие до почвы, где полотно ограничивалось до двух узеньких полос. Но почему? Потому что на них ведется интенсивное строительство или капитальный ремонт. В этих местах работают или стоят десятки единиц мощной техники, виден разгар работ по расширению дороги, когда десятки метров равнины буквально выгрызаются из гор, укладывается толстый слой асфальта и тому подобное. Только региональные, сельские дороги выбоинами напоминают украинские, но и они с асфальтовым покрытием. Почему-то верится, что очень быстро магистрали в Турции станут если не немецкими автобанами, то достигнут качественного европейского уровня. Видимо, дойдет очередь и до региональных дорог.

Еще с первых шагов в Турции привлекает внимание невероятное количество государственных флагов страны. На каждом возвышении, на государственном учреждении, просто на зданиях (и вовсе не в праздники, а постоянно) виднеется красное полотнище с полумесяцем и звездой. И все они довольно большого размера, даже на далекой вершине их поэтому хорошо видно. А если на какой-то площади стоит еще и памятник (чаще всего — Мустафе Кемалю, Ататюрку — «отцу турков»), тогда уже весь периметр обставлен флагштоками с государственными флагами.

Очень часто разные факты и явления существуют в нашем сознании как будто параллельно, не налагаясь друг на друга. Неожиданным открытием становится то, что они оказываются между собой тесно связаны, даже странно становится, как не соотносил раньше такие очевидные вещи.

Галикарнас (Бодрум), Эфес, Гиераполис (Памук-кале) открыли неожиданную Турцию. Выяснилось, что на территории Малой Азии сохранились остатки тысяч античных крупных и малых поселений. Похоже, что долгое время турки не очень интересовались этими остатками, разве что активно использовали их для строительства новых помещений. Немало артефактов было вывезено в лучшие музеи Европы и США, потому что власть Османской империи не считала их государственными культурными ценностями. Теперь ситуация в корне изменилась. Археологические раскопки ведут научные работники разных стран, по-видимому, еще интенсивнее, чем в предыдущие десятилетия, но все добытое из земли становится достоянием Турецкой Республики. Как следствие, чтобы почувствовать дух Эллады или Древнего Рима (я уже молчу, разумеется, о Византии как римской наследнице), не обязательно ездить в Грецию, для чего нужно проходить процедуру получения Шенгенской визы.

Даже руины храма Мавсола и амфитеатра в Галикарнасе (Бодруме) дают много информации об античных временах, крепость святого Петра — о средневековой Византии. Гиераполис состоит преимущественно из мелких фрагментов (поражает разве что более-менее хорошо сохраненный один из самых больших, более 10 тысяч зрителей, театр), но эти фрагменты занимают довольно большую территорию и дают представление о градостроительных особенностях древних Греции или Рима. Но неизгладимое впечатление производит то, что можно увидеть на улицах бывшего Эфеса. Чего только стоят скрупулезно собранные из отдельных фрагментов известная библиотека Цельсия, ворота Адриана и особенно два театра, малый и большой, который вмещал до 25 тысяч зрителей, и еще десятки других достопримечательностей!

Создается впечатление, что сейчас турецкая власть взяла курс на мультикультурность, пусть и турецкую в основе. Все, что связано с историей и культурой Малой Азии, даже если оно не турецкое или не мусульманское, объявляется частью истории и культуры Турецкого государства. Это также касается и религиозно-конфессиональных взаимоотношений. Сегодня христиане на территории Турции найдут немало мест для паломницких поездок, и за этими местами старательно ухаживает местная власть. Правда, власть не забывает также пополнять казну за счет входных билетов для посетителей и транспорта, но в целом толерантное отношение, уважение к религиозным чувствам представителей других конфессий ощутимы. Жаль, что далеко от Бодрума находятся Миры в Ликии, потому не удалось съездить в места своего покровителя Николая Чудотворца. Итак, есть весомая причина еще раз побывать в Турции, в этот раз в Сиде, например, где сохранились здания античных времен, или в другом городе на Средиземноморском побережье.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать