Воля, освобождение - вот тот конечный флаг, к которому тянется все, к которому стремятся и воины с мечами, и моралисты с заветами, и поэты со стихами.
Василий Липкивский, украинский религиозный деятель, церковный реформатор, педагог, публицист, писатель и переводчик, создатель и первый митрополит Украинской Автокефальной Православной Церкви.

Украинское кино: в поисках рецептов возрождения

16 ноября, 2002 - 00:00

Кино — особое, прекрасное, чудодейственное средство, в котором все необычно. Не выходя из кинозала, можно осуществить захватывающее путешествие в любой уголок планеты и в любую историческую эпоху, кино может возвратить нас на много лет и даже веков назад, поможет заглянуть в будущее, а главное — оно научит видеть и понимать жизнь.

Как это ни удивительно, но именно интеллектуальная способность и немалые усилия украинского механика-конструктора И.А. Тимченко, который еще в 1893 году создал аппарат для воссоздания на экране непрерывного движения людей и предметов, позволили понятию «кинематограф» впервые появиться в мире. Однако история не зафиксировала этого эпохального события, и уже в течение многих лет изобретателями кинематографа считаются французы братья Люмьер, которым удалось повторить изобретение украинца только 1895 году.

Прогрессивное развитие киноискусства в ХХ веке не прошло в стороне от нашей Родины, а наоборот — мы смогли продемонстрировать миру, что также способны снимать профессиональное, творческое, интеллектуальное кино и имеем плеяду талантливейших режиссеров и актеров. Шедеврами украинской и мировой культуры признаны фильмы «Тени забытых предков», «Белая птица с черной отметиной», «Пропавшая грамота», «В бой идут одни старики», «Захар Беркут» и многие другие. Не менее выдающиеся мастера режиссуры и актерского искусства Александр Довженко, Иван Миколайчук, Иван Мащенко, Сергей Параджанов, Кира Муратова, Леонид Быков, Богдан Ступка. Владея таким мощным кинопотенциалом мы просто обязаны и в ХХI веке продолжать этот список новыми творческими работами, воплощать нереализованные планы предыдущих поколений. Но что мы с вами наблюдаем сейчас?

На наших глазах в буквальном смысле этого слова умирает украинское кино, разрушается бесценный культурно-творческий монолит, который создавался и хранился десятилетиями в намного более сложных условиях. Самые большие украинские кинофабрики — Киевская киностудия им. А. Довженко, Одесская киностудия, Ялтинская киностудия, «Укртелефильм», «Укркинохроника» — оказались под угрозой закрытия. Нет средств, чтобы выполнить самые элементарные ремонтные работы, приобрести самую примитивную кино- и фототехнику, платить минимальную заработную плату работникам, которые хотят работать. Некоторые из этих студий превратились в съемочные площадки для дешевой видеопродукции — разнообразных клипов «попсовых» исполнителей. Лучшие режиссеры и актеры украинского кино вынуждены переквалифицироваться и менять профессию. Хорошо, что некоторые не расстаются с творческой сферой, совершенствуют свои навыки на театральной сцене, однако значительную часть артистов мы можем увидеть на экранах телевидения в роли ведущих разнообразных программ и шоу, или даже в роли рекламной звезды. Лично я вижу в этом и реальную вину телевидения, которому на протяжении последних десяти лет удалось «пленить» зрителей и поставить на колени индустрию украинского кино. Телевизионные сериалы, развлекательные программы- шоу стали для миллионов людей суррогатом настоящих чувств и переживаний, которые когда-то вызывали художественные, документальные и анимационные фильмы. Включите любой из украинских телеканалов, и вы не увидите там ни одного профессионального кинофильма, вместо этого вам предложат целый спектр дешевой, жестокой, кровавой, порнографической видеопродукции американского производства. Даже в таком достаточно примитивном жанре, как телевизионный сериал, за десять лет смогли создать только три телефильма — «Роксолана», «Черная рада», «День рождения Буржуя». Последний, по непонятным для меня причинам, получил всенародное признание, а главный персонаж — Буржуй — стал национальным героем.

Разве образ «нового украинца», у которого на первом месте деньги и месть, который сознательно не разговаривает на украинском языке, так пришелся по душе всем украинцам? Украинцы, что с вами, неужели вы забыли о своем этническом происхождении, неужели заменили духовные ценности на материальные? Телесериал «Черная рада» не достиг таких «эверестов», потому что был проигнорирован коммерческими телеканалами и демонстрировался не в прайм- тайме, а в то время, когда его могли посмотреть только безработные и пенсионеры.

Что следует сделать для того, чтобы украинский кинематограф вернул себе былую высокую цену и уважение в отечественном и мировом пространстве? В первую очередь — законодателям необходимо принять законы, которые бы финансово стимулировали и поддерживали киностудии, режиссеров, актеров, новые творческие замыслы, а исполнительной власти — проконтролировать, чтобы эти законы реализовались в государстве.

Руководству национальных, коммерческих каналов пора уже пересмотреть сетку вещания, увеличить в ней часть отечественного кинопродукта, вложить полученные от рекламы средства в съемки телевизионных фильмов на историко-патриотическую тематику, изъять из эфира примитивные и аморальные американские фильмы. Бизнесменам, меценатам, предпринимателям и просто богатым людям инвестировать собственные капиталы на съемки новых кинофильмов. А гражданам понять, полюбить и гордиться достижениями мастеров украинского киноискусства. Украинское кино не должно умереть!

ОТ РЕДАКЦИИ : Не во всем соглашаясь с мнением автора, мы публикуем его письмо в порядке дискуссии и приглашаем всех заинтересованных — в первую очередь, искусствоведов и экспертов — высказать свои взгляды на проблемы украинского кинематографа и пути его возрождения.

Владимир ТИРАВСКИЙ, Львов
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ