Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Адвокат Корбана»

Алексей ШЕВЧУК: «Процесс, который мы отыграли в Чернигове, войдет в историю адвокатуры. Это новая эпоха, ведь мы показали, что систему можно сломать»
17 ноября, 17:53
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Алексей Шевчук недавно прогремел на всю Украину, как не просто адвокат Геннадия Корбана, а прежде всего, как тот, кто сломал определенные стереотипы относительно профессии защитника. Назначенный государством, он вроде бы должен был исполнить пассивную роль формального адвоката в деле, за которым многие видели политический «заказ». Но Шевчук не просто влился в команду адвокатов Корбана, он приложил все усилия, чтобы загнать судейско-прокурорскую систему в тупик.

«ЭТОТ ПРОЦЕСС СТАЛ КАТАЛИЗАТОРОМ НЕОТВРАТИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

— Пан Алексей, ваша защита как адвоката Геннадия Корбана в Чернигове поразила, прежде всего, тем что общественность привыкла ждать от назначенного государством адвоката роли условного статиста. Что дело Корбана, в котором было много других составляющих, кроме непосредственно обвинения, возможно, открыло в системе правосудия?

— Этот процесс стал катализатором неотвратимых изменений как в адвокатуре и правоохранительных органах, так и в судебной системе. Процесс по делу Геннадия Корбана в Чернигове для общества стал лакмусовой бумагой. Ведь то, что происходит внешне, — это в действительности только картинка, буффонада, а в реальной жизни все иначе, даже для высокопоставленных должностных лиц и первых лиц государства, не говоря уже об обычных людях. Можно сказать, что есть надежда на то, что начнется новая эра адвокатуры. По крайней мере, мы почувствуем свежее дыхание, потому что многие адвокаты находились просто в отчаянии, ведь их не слышали. Нам на этом процессе было немного  легче, чем другим, потому что у нас была команда, у нас была поддержка СМИ и у нас была поддержка сообщества со всей Украины. В большинстве дел, адвокат в действительности находится один на один с системой. И система не всегда дает ему возможность реализовать замысел, иногда просто игнорируя его.

Но в этот раз эта система оказалась неготовой к реальному противостоянию. Правоохранительные органы привыкли к тому, что их процессуальные прихоти воспринимают как должное. Например, адвокат выступает полтора часа, а его мысли выкладывают в один абзац. Прокурор выступал три минуты, а его речь изложили на целую страницу. Если есть указание «закрыть» клиента, то никакие доводы и никакие доказательства адвоката не смогут обеспечить реализацию защиты прав и получения правосудного, справедливого решения.

На процессе Корбана мы увидели, что прокуратура настолько привыкла к той концепции, что им всегда подыгрывают, что они просто забыли прочитать... кодекс

Когда командная защита показала им на все их недочеты, то оказалось, что они банально с самого начала просто не готовы к процессу. Когда начинается процесс, адвокат всегда помнит, что он должен взять оригинал договора, оригинал свидетельства, оригинал удостоверения, все копии заверить, подписать, поставить мокрую печать. А ребята пришли с постановлением о составе группы прокуроров. Когда их спросили — где оригинал и мокрая печать, то прокуроры просто не знали что ответить. Судья хотел эту ситуацию сгладить, но не смог, потому что к нему было приковано внимание людей, СМИ, адвокатов. Получается, что судья не имеет права допускать этих людей на заседание, и начинается немая сцена. Прокуроры и судьи — классные специалисты в кабинетах, а о настоящем активном участии в процессе они просто забыли.

ФОТО С FACEBOOK-СТРАНИЦЫ АЛЕКСЕЯ ШЕВЧУКА

— Какие недостатки судебной системы обнажил этот процесс, кроме халатного отношения к процедуре?

— Он обнажил то, что не только прокуроры, но и судьи не должным образом читают кодексы и не полностью владеют процессом. Кроме того, процесс Корбана выявил отсутствие независимости судебной ветви власти. Она просто является одним из элементов правоохранительной системы.

«НАС ПОСТАВИЛИ НА ПРОСЛУШИВАНИЕ С САМОГО НАЧАЛА ПРОЦЕССА. СБУ, ГПУ НЕ МОГЛИ ИНАЧЕ»

— Как вам работалось в команде других адвокатов?

— Круто. Мы все чувствовали друг друга. Я раньше работал с большим количеством коллег, но именно с этими коллегами я никогда не работал. Так получилось, что роли расписались сами по себе. Кто пишет, кто подстраховывает, кто озвучивает, кто подает. Это была настолько командная игра, что мне лично никому не нужно было рассказывать, что именно нужно делать в конкретный момент. Честно скажу, что после этого процесса можно было с этими коллегами создать отдельную юридическую фирму, и мы были бы успешными. Хотя сначала было трудно друг друга понять, ведь мы волновались совсем по другим вопросам. Например, в момент, когда мы с вами общаемся, у нас трещит телефон. Мы привыкли к тому, что нас слушают, ведь нас поставили на прослушивание с самого начала процесса. СБУ, Генпрокуратура не могли иначе. Они получили решение апелляции и поставили нас на прослушивание. Прежде всего, мы переживали именно за клиента, как он себя чувствует в течение двух суток, ведь его не кормили, не давали ему пить и даже не давали ему ходить в туалет. И все это в ситуации, когда у Корбана было предынфарктное состояние, когда его забрали в Главное следственное управление, не предоставив надлежащей медицинской помощи. Когда мы увидели, что клиент почувствовал нас, адвокатов, мы с облегчением вздохнули и начали работать дальше.

— Политическая окраска этого процесса мешала защите?

— Я не особенно чувствовал эту политическую окраску. Для меня важнее  то, что именно политическая составляющая давала возможность защите работать открыто. Благодаря этому обвинение настолько проникалось  этим делом, что не могло раскрыться, как это могло быть, если бы процесс был более закрытым для общественности. Сами прокуроры не могли себе позволить раскрыться в полной мере, боясь затронуть политический момент. Опытные прокуроры находились от этого в определенном ступоре. Они не знали, как правильно себя вести. Возможно в другое время, без соответствующего запроса общества на открытость, так бы ситуация не развернулась.

«ЕСЛИ БЫ НА МЕСТЕ КОРБАНА БЫЛ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК, Я ТОЧНО ТАК ЖЕ ВЫПОЛНИЛ БЫ СВОЮ РАБОТУ»

— Почему на этот момент вас отстранили от процесса? Это техническая процедура или здесь кроется и другая причина?

— Прежде всего, это техническая процедура. Прошло 72 часа, и мои полномочия как адвоката закончились. Я был предоставлен Корбану как адвокат на этот промежуток времени, и клиент согласовал мое участие совместно с его защитниками. Вопрос в другом. Я думаю, что это были и планируемые действия Генеральной прокуратуры в части нового сообщения при задержании. Обычно они искали пути, как разбить сложившуюся команду адвокатов. Но это им все равно не удалось. Мои коллеги еще лучше сыграли уже в Печерском суде, куда доставили клиента.

— В настоящее время, когда вы сложили полномочия адвоката по этому делу, вы чувствуете за собой определенный шлейф?

— Я думаю, что теперь длительное время меня будут называть адвокатом Корбана. Вроде фильма «Адвокат Дьявола». Даже в интернете появляется этот мем.

— Как вы относитесь к демонизации Корбана?

— Я, честно говоря, не совсем понимаю, в чем заключается такая демонизация. Для меня это не имеет никакого значения, потому что это клиент. Это человек, которого я защищаю, и по большому счету я не смотрю ни на какой другой подтекст. Если кому-то интересно использовать этот подтекст и подогревать интерес к этому делу, то это их вопросы. Если бы на месте Корбана был другой человек, я точно так выполнил бы свою работу.

СПРАВКА «Дня»

Алексей ШЕВЧУК родился в 1985 году в Киеве. Имеет диплом магистра права Киевского национального экономического университета имени В. Гетмана 2007 года. Занимал должности, связанные с управлением финансами и юридической сферой на крупных предприятиях. С 2009 года является директором ООО «Юридическое агентство «Шевчук и партнеры». Член правления Ассоциации адвокатов Украины. Член Международной ассоциации адвокатов. Член Ассоциации юристов Украины. Глава комитета по трудовому праву Ассоциации юристов Украины. Член общественного совета при Государственной службе по вопросам защиты персональных данных. Член экспертного совета по вопросам защиты трудовых прав при Уполномоченном по правам человека.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать