Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, после долгих сомнений решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, украинский государственный, политический и общественный деятель, последний гетман Украины

Александр Рябченко: "Громких уголовных процессов в сфере приватизации не избежать"

5 июня, 2007 - 00:00


Беседу вела Ирина ГАВРИЛОВА, "День"

Предвыборная борьба инициировала попытки передела приватизационной сферы. Ряд разоблачений, связанных с незаконной приватизацией стратегических объектов, а также очередной скандал вокруг ФГИ, постановление парламента, лишающее В.Ланового служебных полномочий, только подчеркивают обнажившиеся противоречия.

Бывший председатель контрольной комиссии по вопросам приватизации Александр Рябченко в интервью газете "День" анализирует проблемы и перспективы приватизационной сферы:

- Александр Владимирович, комментируя решение ВР, В.Лановой заявил, что проект постановления, внесенный на рассмотрение парламента группой "Единство", - акт мести главе ФГИ, препятствовавшему в свое время попыткам незаконной приватизации ее лидерами объектов государственного значения. Значит, криминализованная в ряде случаев предвыборная борьба инспирирует и криминализацию приватизационного процесса в Украине?

- Конечно. Поскольку предвыборная кампания - лучшее время для масштабного и, главное, неконтролируемого расхищения государственной собственности.

Поэтому проект постановления о внесении изменений в перечень объектов, которые не подлежат приватизации - это реакция депутатов на очевидные факты разграбления. И смысл постановления - не отобрать у В.Ланового служебный автомобиль, а попытаться контролировать процесс приватизации.

- Но, принимая во внимание ряд пунктов данного Постановления, складывается впечатление, что не имея возможности действенного контроля, ВР проще вообще приостановить приватизационный процесс?

- Удалось убедить депутатов не голосовать за пункт, расширяющий перечень стратегических объектов до такой степени, чтобы это грозило почти полной блокадой приватизации. Иначе ВР, приняв такое решение, спровоцировала бы лишь нарушение законодательства. Ведь отчуждение имущества все равно бы происходило (это необратимый процесс), но уже другими - неприватизационными методами.

- В постановлении, в частности, предлагается Генпрокуратуре обеспечить соблюдение закона "О временном исполнении обязанностей должностными лицами...", неоднократно нарушаемом руководством ФГИ. Существует ли в других странах подобный нонсенс, когда Фондом госимущества управляют на общественных началах?

- Может быть, в Центральной Африке такое и происходит. Но там и каннибализм существует. Сегодня ситуация еще хуже, чем в начале 1997 года, когда народный депутат В.Лановой подписывал документы, договора, имевшие серьезные правовые последствия, но сам ни за что не отвечал.

Это вызывает отторжение иностранных инвестиций, нежелание инвесторов работать на приватизационном рынке Украины.

- Но, похоже, ситуация меняется? По итогам заседания Счетной палаты 20 марта, где рассматривались результаты проверок деятельности ФГИ, материалы направлены для расследования в Генеральную прокуратуру?

- Я уверен, что новый парламент потребует подобных расследований, и громких уголовных процессов в сфере приватизации не избежать. Тем более, что арбитражные суды уже начались, и арбитраж отменил, например, решение Фонда по Запорожскому заводу ферросплавов. Уровень нарушений ФГИ законов по приватизации объектов в Запорожской и Сумской области таков, что генпрокуратура в состоянии возбудить в ближайшее время уголовные дела по продаже двух стратегических заводов. Но главная трудность для депутатов нового созыва будет заключаться не в активизации приватизационного процесса, а в укреплении уровня доверия иностранных инвесторов. На доказательства нашей правовой и экономической стабильности в этой сфере уйдет не менее полугода...

- Смену правительства в России политологи склонны оценивать не как правительственный переворот, а как смену кланов, и, следовательно - передел рынков нефти и газа. Отразится ли это на приватизации нефтегазовых объектов в Украине?

- Наверняка. И передел сфер влияния в России, и поставку нефти на наши нефтеперерабатывающие заводы и другие объекты, которые у нас существуют, но не используются в нужном объеме (вроде ЛИНОСа), можно будет использовать к обоюдной выгоде. Я думаю, что такой поворот событий будет благоприятен для Украины, потому что в последние годы российский капитал вяло принимал участие в приватизации объектов нефтегазопереработки.

- Кстати, занижение стартовых цен на стратегические предприятия стало последовательной тактикой исполнительной власти. В подобных действиях можно усмотреть курс на разорение украинской промышленности. Кто инициатор такой политики?

- С 1997 года подобная политика была делом рук нового руководства ФГИ, которое ничего не продавало. А это и есть завуалированный, но продуманный способ разорения заводов. Если не проводить вовремя приватизацию, то искусственно создаются огромные валютные долги, и в результате предприятие идет за бесценок тому, кому задолжало. Такие же методы обесценивания предпринимаются и по другим стратегическим объектам.

- А.Мороз неоднократно высказывал мнение о возможности "реприватизации". Это что, грядущий передел приватизационного рынка, которого следует ожидать сразу после выборов?

- Итоги приватизации, если она была проведена с нарушением закона, могут быть отменены только решением суда. Нельзя допустить, чтобы одна из ветвей власти, в данном случае - законодательная, пыталась осуществить реприватизацию предприятий. Следует уважать законы и Конституцию.

- И тем не менее, подобные заявления спикера ВР, попытки премьер-министра В.Пустовойтенко воспрепятствовать расследованию по делу приватизации Запорожского завода ферросплавов, свидетельствуют о том, что борьба за передел приватизационной сферы ожесточается?

- Несомненно. Но предметом борьбы становятся не пересмотр перечня уже приватизированных объектов, а тех, которые подлежат приватизации. Разумеется, повышается роль органов власти в этих коллизиях, в том числе - и кадровая.

По сути - вся работа ФГИ в 1997 году была подготовительным этапом выборов-98 и имела целью придать приватизационному процессу псевдопрозрачную форму, а по сути - переориентировать приватизацию на продажу конкретным лицам, которые, предположительно, финансировали выборы. Случались прецеденты, когда ФГИ не утверждал итоги конкурса в случае приобретения пакета акций "не тем" покупателем. В то же время ФГИ практиковало одновременное выведение на торги качественно однородных пакетов акций, когда их количество изначально превышает возможности покупателей. Тогда стоимость пакетов падает, и их скупают за бесценок. Такую ситуацию мы сегодня наблюдаем в сфере энергетики.

- Александр Владимирович, кадровая политика ФГИ, вероятно, будет в какой-то мере определять ход и результат президентских выборов-99. Чью кандидатуру в этом случае предложит Президент Кучма на утверждение новому парламенту?

- Нет сомнений в том, что приоритетными вопросами обсуждение нового ВР станет сфера приватизации. И "наведение порядка" начнется с ФГИ. Тут выбор будет ограничен: либо процесс приватизации вообще остановят, и тогда государство должно забыть о приватизации как основном источнике инвестиционных ресурсов, либо появится человек, который наладит отношения с ВР, и парламент начнет принимать нормальные приватизационные законы.

- А кто будет этот человек?

- Скорее всего, решение по руководству ФГИ будет обусловлено новым составом ВР, который будет левым, а не реформаторским, и это определит автоматически кандидатуру главы Фонда. А через полтора года оценка деятельности Президента будет основываться на показателях восстановления отечественной промышленности. А если заблокировать процесс приватизации, что сейчас пытаются сделать оппоненты Л.Кучмы, то проиграет и страна в целом, и он сам.

 

Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ