Белорусское зеркало для Украины
В течение нескольких дней подряд получаем информацию с жуткими видео из Беларуси о массовых избиениях протестующих силовиками и зверских издевательств над ними. Ситуация непростая. Последний диктатор Европы Александр Лукашенко готовился к этому. Поэтому в течение своего длительного правления всячески укреплял Комитет госбезопасности, милицию, армию, фактически устроил тотальную слежку за гражданами своего государства.
Мы, украинцы, кажется, это проходили, пережили два Майдана, другие протестные акции, когда разного рода «беркутня» не только била протестующих, но и убивала их. Другой вопрос, усвоили ли мы эти уроки?
Честно говоря, не очень... Нынешние события в Беларуси — это своеобразное зеркало для нас. И то, что видим в нем — особо не радует.
ТАКОЙ «ПРИЯТНЫЙ» ПОСТСОВЕТСКИЙ АВТОРИТАРИЗМ
Александр Лукашенко пришел к власти, став президентом Беларуси, в 1994 г. И стал им, судя по всему, не без поддержки России. Вообще «странный» это был год. У нас, в Украине, перед этим «проснулись шахтеры Донбасса», благодаря которым была восстановлена коммунистическая партия. Как донецкие шахтеры и с помощью кого «просыпаются», мы прекрасно увидели во время «русской весны» 2014 г. Украинская власть пошла на досрочные президентские выборы. И тогдашний президент Леонид Кравчук вдруг проиграл эти выборы. Правда, почему-то в восточных регионах долго считали бюллетени. Не занимались ли там масштабными фальсификациями? Но как бы то ни было, а президентом Украины стал Леонид Кучма, которого откровенно поддерживала Россия и который делал пророссийские заявления.
Создается впечатление, что 1994 год стал годом своеобразного реванша России после распада СССР. В «братских» Украины и Беларуси к власти пришли пророссийские лидеры. Прежнее руководство этих стран, которое для россиян было слишком «националистическим», от власти фактически отстранили.
Интересно обратиться к тем месседжам, которые использовал Лукашенко в своей предвыборной борьбе и которые обеспечили ему успех. Он говорил, что к власти должны прийти молодые люди. В 1994 ему было всего 40 лет! Лукашенко всячески развенчивал своих предшественников и заявлял, что искоренит коррупцию. Правда, многие обвинения предшественников оказались недоказанными. Но во время избирательной кампании они сделали свое дело.
Вам это ничего не напоминает?
Придя к власти и беря пример с «российских братьев», вновь избранные президенты Украины и Беларуси начали выстраивать авторитарные режимы. Они пытались сосредоточить в своих руках максимум власти, делали ставку на силовые структуры, преследовали и устраняли конкурентов и критиков-оппонентов.
У Лукашенко это получалось лучше. В Беларуси существовал низкий уровень национального сознания, сохранялись сильные советские стереотипы, которые умело использовал Лукашенко, не сформировалась сильная оппозиция. В 1996 г. он провел референдум, продлив свое пребывание на посту президента на два года. Русскому языку был предоставлен статус государственного, из-за чего белорусский язык был вытеснен из разных сфер и сейчас относится к исчезающим языкам. Фактически была возвращена советская символика. Почти за шестилетний срок своего первого президентского срока Лукашенко удалось создать авторитарный режим. Оппозиция была практически уничтожена. Лидеры недовольных где-то исчезали, оказывались в тюрьмах или эмигрировали. В 2004 г. он организовал еще один референдум, который позволил избираться ему на третий срок и более. Правда, чтобы удержаться при власти, Лукашенко пошел по пути создания своеобразного «социального государства», копируя советский опыт. Пытался сохранить прежние предприятия, колхозы и совхозы, которые обеспечивали людей работой (пусть даже без высокой заработной платы). Обеспечивалось относительно нормальное функционирование медицинских, спортивных и культурных учреждений.
Кучме, несмотря на то, что он тоже стремился стать авторитарным правителем, сделать этого не удалось. Хотя он и референдум провел, чтобы расширить свою власть, и некоторых своих серьезных конкурентов сумел нейтрализовать, и с неугодными журналистами, кажется, разобрался, но стать таким, как Лукашенко, «не сложилось». Почему — это уже отдельный разговор. Украина — не Беларусь.
Но, по большому счету, Лукашенко и Кучма — одного поля ягоды. Не зря ведь первый в лапидарном интервью Дмитрию Гордону перед выборами 9 августа этого года так хвалил второго. Родные души!
Конечно, Кучма не критиковал Лукашенко за нарушение прав человека в Беларуси. Не делали этого и другие президенты Украины. Причины этого были разные — экономические частности.
Народ Украины? К сожалению, в большинстве симпатизировал Лукашенко. Более того — воспринял подсунутый ему миф о «белорусском рае», построенном под умелым руководством «батьки», где существует порядок, стабильность, люди обеспечены работой, имеют качественные и дешевые продукты, нормальные пенсии, хорошие дороги, хорошее медицинское обслуживание и т. д. Причем этот миф культивировался у нас разного рода начальничками, которые тосковали по советскому прошлому, некоторыми политиками, масс-медиа и тому подобное. А что уж говорить о нашем простонародье, особенно на Востоке, который так и не может распрощаться с советскими временами.
Миф о «белорусском рае» имел и конкретное коммерческое выражение. В городах появились магазинчики «Белорусские продукты» (хотя там продавали не столько продукты белорусские, сколько украинские), фирмочки, которые предлагали «Двери Белоруссии». Даже украинские производители начали изготавливать продукты «под белорусской маркой». Есть на прилавках «белорусское мороженое», джемы, сделанные с «национальными (!?) белорусскими традициями», водичку «Вятрачок» и другие.
Даже сейчас, когда в Беларуси начались массовые протесты и стало понятно, что поддержка белорусами Лукашенко катастрофически низкая, многие украинцы продолжают верить в миф о «белорусском рае», распространяют разного рода информацию о том, какие большие достижения в Беларуси. В социальных сетях, похоже, боты «батьки» запускают различные манипулятивные материалы о том, что в Беларуси гораздо лучше жить, чем в Украине и в бедах украинцев виноваты «майданутые». Вот и белорусов ждет то же самое, если у них произойдет что-то такое, как Майдан в Украине. И многие украинцы «ведутся» на это, особенно задумываясь над тем, почему белорусы протестуют, если им так хорошо жить.
Социологические исследования показывают: среди зарубежных политических лидеров украинцы больше всего ценят Лукашенко. Его рейтинг составляет более 60 процентов. Вероятно, если бы «батька» баллотировался в президенты Украины, то мог бы вполне выиграть эти выборы — в отличие от современной Беларуси. Кстати, в упоминавшемся интервью Лукашенко Гордону последний договорился до того, что если бы «батька» был президентом Украины, то он бы не отдал россиянам Крым. И это учитывая то, что Лукашенко де-факто давно сдал Беларусь России, создав с ней союзное государство.
Все это говорит о том, что украинское общество так и не излечилось от «болезни авторитаризма». Многие наши люди и дальше мечтает о «сильной руке», диктатора-хозяйственника, который бы «навел порядок». Показательно, что украинцы считают среди своих президентов лучшим президентом Кучму, который так близок к Лукашенко.
КАКИМ ЯВЛЯЕТСЯ «БЕЛОРУССКИЙ РАЙ»? СУБЪЕКТИВНОЕ.
В 2005 г. (это было как раз после Оранжевой революции, когда «батька» отбывал свой второй президентский срок) меня один белорусский коллега подвозил на авто из польского Белостока в Брест. По дороге он заехал в продуктовый супермаркет в Белой Подляске (это польский город у границы с Беларусью) и хорошо затарился. Я его наивно спросил: как же так, говорят, в Беларуси продукты дешевые и качественные. Он пояснил, что это не совсем так. Поэтому лучше их покупать в Польше. Вообще, оказывается, белорусские продукты стараются не закупать европейские страны. Одна из серьезных причин этого — большая радиоактивная загрязненность белорусских земель после чернобыльской катастрофы. В конце концов эти земли не являются плодородными. Поэтому чтобы получить здесь приличный урожай, надо использовать много различной «химии». Но мы белорусские продукты охотно покупаем. Еще верим в то, будто они суперкачественные, потому изготовлены по старым советским нормам.
Когда мой белорусский коллега довез меня до Бреста, то, оказалось, что я уже не успеваю на последнюю электричку, которая направлялась в Украину. Пришлось ехать на автовокзал и ждать там ближайшего автобуса до Ковеля. Хотя было не так поздно (около 8:00 вечера), но найти какую-то харчевню, где можно было бы поужинать, оказалось сложно. Найдя такую себе палатку-забегаловку возле автовокзала, я, честно говоря, не был впечатлен качеством тех скромных продуктов, которые там мне предложили. Скорее — наоборот. Это была котлета с хлебом, которая совсем не понравилась. Чая не дали. Потому что, оказывается, не было электричества. Налили стакан апельсинового сока, где, похоже, было много химии и мало чего от апельсинов. Но это такое. Не хлебом же единым.
Автобус в Украину, на Ковель, шел в три часа ночи. Не очень хотелось ждать до этого времени. У автовокзала стояло несколько такси. Я поинтересовался, сколько будет стоить, чтобы довезти меня до границы с Украиной (это совсем рядом). Цена оказалась довольно приличной. Я решил отказаться. И вот тогда таксист сказал: «Не рекомендую вам ночью находиться на автовокзале». Я подумал, что он таким образом агитирует меня взять такси. Но оказалось, что таксист был прав. Ночью на автовокзале время от времени появлялись местные хулиганы и приставали к тем, кто там ожидал. Подебоширив немного, они исчезали. Затем появлялась милиция, которая тоже через некоторое время исчезала. Затем снова появлялись хулиганы. Затем снова милиция. Словом, было весело. Зато стены автовокзала были увешаны идейно правильными плакатами к 60-летию «Дня Пабеды». Словом, порядок.
Выбравшись из Бреста и приехав к украинскому Ковелю, я вздохнул с облегчением. Все-таки «дым отечества».
В Беларуси времен правления «батьки» мне пришлось не раз побывать — по разным причинам. Был и в составе неких делегаций, где нас вообще неплохо принимали, пытаясь показать «товар лицом». Хотя при этом иногда случались проколы и приколы. Мог бы об этом немало рассказать. Но приходилось ездить и неофициально. Однажды такую поездку совершил с одним известным сторонником Виктора Януковича. Разумеется, последний не мог не симпатизировать «батьке». Однако тот человек, побывав один день в Беларуси, все же в конце поездки честно признался: «Я бы не хотел там жить». Как-то так...
В последние дни 2010 года мне пришлось совершить довольно своеобразную поездку в Беларусь, а именно в Пинск. В то время между Острожской академией, где я работал проректором, и Пинским государственным университетом наладилось неплохая сотрудничество. Даже была небольшая обменная программа студентами-экономистами. Пять наших студентов ехало учиться в Пинск на один семестр, а пять их — к нам. Я должен был сопровождать белорусских студентов в Пинск и забирать наших студентов в Острог.
Как раз в то время, 19 декабря, состоялись президентские выборы в Беларуси. Оппозиционеры вышли на акции протеста. Существовала определенная напряженность. Были опасения, что у нас могут возникнуть проблемы при пересечении границы.
Я знал, что белорусские пограничники не коррумпированные и с ними непросто договориться. Вспомнилось, что раз, пересекая белорусскую границу, я забыл забрать из паспорта несколько долларов, которые вез для обмена на белорусские рубли. Бедный пограничник, увидев эти доллары, вдруг изменился в лице. Подумал, что я хочу дать ему взятку. Пришлось объяснять. Но коррупция коррупцией, а старый и добрый советский «блат» из Беларуси никуда не исчез. Пришлось позвонить одному своему знакомому, который работал в посольстве Беларуси в Украине, чтобы нам не создавали проблем на границе. Мой знакомый сказал, что я правильно сделал, позвонив ему, потому что в Беларуси «сейчас очень переживают за Лукашенко». Это и понятно — переживали прежде всего чиновники.
Правда, на границе белорусы нас «мариновали» где-то с час. Хотя очереди не было. Кроме нас, стояло еще одно авто белорусских бизнесменов-»челноков». Они везли из Украины разный товар. Однако имели право провозить его только на определенную ограниченную сумму. Поэтому бизнесмен-»челноки» оставили авто на украинской стороне. Взяли в руки узлы, пересекли белорусскую границу, поставили там товар с надзирателем. Вернулись обратно. Опять взяли узлы и пересекли белорусскую границу. И так несколько раз. И смешно, и грустно было наблюдать за этими вояжами.
Бизнесмены-»челноки» везли из Украины в Беларусь многие товары, вероятно, не меньше, чем в обратном направлении. Вот у нас, недалеко от Острога, есть ресторан «Хуторок». Долгое время перед ним висело несколько флагов — Украины, Евросоюза и... Беларуси. Почему Беларуси? Потому что здесь часто останавливались белорусы, которые ехали за покупками в город Хмельницкий.
Кстати, белорусские студенты, которых я отвозил из Острога в Пинск, тоже изрядно затоварились. Я видел, как они эмоционально прощались с нашими украинскими студентами — со слезами на глазах. Создавалось впечатление, что они не хотели покидать Украину. Здесь они чувствовали свободу. Уже на украинско-белорусской границе начали меняться, «брать себя в руки». А когда приехали в Пинск, к университетскому общежитию, то окончательно «овладели собой». Вахтерша грозно посмотрела на них и спросила: «Где ваши паспорта?» «Ну, вы же нас знаете», — отреагировали студенты. «Я вам сказала! Показывайте паспорта» — рыкнула вахтерша. После этого даже лица студентов изменились. Они вспомнили, куда попали.
Общаясь с преподавателями университета, я постоянно чувствовал их скованность. Они следили за своей речью, боялись сказать лишнее слово. Даже встретившись в Пинске с одним из своих знакомых, я был удивлен осторожности, с которой он разговаривал со мной. Встречаясь со мной в Украине, он вел себя несколько иначе.
Когда я забирал наших студентов из Пинска, то не видел, чтобы они грустили. Да и не очень много везли с собой белорусских гостинцев. По дороге мне рассказали кое-что о том, какой тотальный контроль установлен за гражданами Беларуси. Жить в «белорусском раю» им не очень хотелось.
В конце концов, около миллиона жителей этого «рая» работает в «братской» России. Для страны, где проживает около девяти с половиной миллионов человек, согласитесь, это много. К тому же молодые и активные белорусы часто ищут лучшую судьбу на Западе.
Так, внутренний валовой продукт (ВВП) на душу населения в Украине значительно ниже, чем в Беларуси. Но надо учитывать, что большая часть украинской экономики находится «в тени». Зато в Беларуси (об этом мне говорили даже белорусские экономисты) существуют, как и в старые советские времена, «приписки», то есть идет завышение продукции. Статистика статистикой, а реальность несколько иная. Я не раз интересовался у белорусов, которые бывают в Украине и знают украинские реалии, где выше уровень жизни — у них или у нас. Они, как правило, говорили, что он примерно одинаковый.
Но кроме ВВП, еще свобода. А с этим у белорусов дефицит.
Поэтому им не очень хорошо живется в своем «раю»...
(НЕ)МОЛЧАНИЕ УКРАИНЦЕВ
Как реагировала и реагирует Украина на нынешние события в Беларуси?
Если говорить о власти, то делает она это сдержанно. В принципе, власть можно понять. Белоруссия для Украины — важный экономический партнер, наш сосед, с которым имеем огромный участок границы. Ссориться с этим соседом негоже. Сейчас не совсем ясно, как будут развиваться события в Беларуси. Поэтому надо проявлять дипломатичность.
Хотя только ли это? Нет ли у нынешней украинской власти чего-то лукашенково-белорусского? И случайно ли Лукашенко в упоминавшемся интервью Гордону хвалил нынешнего президента Украины Владимира Зеленского? А то, что сейчас делается в Украине, когда идет преследование некоторых активистов, волонтеров, оппозиционеров, не вызывает особого оптимизма. Но поблагодарим власть хотя бы за то, что еще не поздравила Лукашенко с победой на президентских выборах, а то и даже проявляет определенный критицизм к тому, что он сейчас делает.
Хотя депутат Верховной Рады из правящей партия «Слуга народа» Евгений Шевченко все же поздравил белорусского диктатора. «Александр Григорьевич, — написал сей политик из монобольшинства, — поздравляю Вас с победой на выборах президента Республики Беларусь. Верю в углубление украинско-белорусской дружбы». И это как раз тогда, когда в Беларуси начались протесты.
Подобным поздравлением разродился в Фейсбуке еще один политик — бывший депутат Верховной Рады Олег Ляшко. Правда, впоследствии он его снял.
Эти поздравления по-своему симптоматические. Оказывается, сторонники «батьки» пребывают не только в лагере власти (что, в принципе, неудивительно), но и среди радикалов-оппозиционеров.
Симптоматическим было и неоднократно уже упоминавшееся интервью Гордона с Лукашенко. Честно говоря, не хочется говорить об этом медийном продукте, но приходится. Дело не только в том, что Гордон дал возможность «батьке» представить себя, любимого, в лучшем свете. Сей журналист дошел до того, что однозначно намекнул: мол, украинцам нужен такой руководитель. И обидно, что многие украинцы (а это несколько миллионов!), которые просмотрели интервью, «повелись» на такую манипуляцию.
Ведущие, по крайней мере парламентские, партии Украины в своем большинстве решили умолчать о событиях в Беларуси. Едва ли не единственным здесь исключением стала «Европейская Солидарность». Ее представители осудили репрессии в Беларуси, в частности это касается Петра Порошенко. Кстати, последнего в Гордоновском интервью Лукашенко среди всех президентов Украины охарактеризовал наихудшим образом. Показательно! И только через неделю после президентских выборов в Беларуси, когда, казалось бы, нельзя молчать, группа депутатов из фракции «Слуга народа» разродилась заявлением по поводу белорусских событий.
Нужно отдать должное, что репрессии в Беларуси резко осудил первый президент Украины Леонид Кравчук. Это прибавляет ему чести — особенно на фоне последних его заявлений по урегулированию на Донбассе.
Да, есть в Украине много людей, которые в той или иной форме поддерживают простестующих в Беларуси. Прошли акции солидарности в Киеве, в других городах. Но говорить о значительной активности не приходится.
Боюсь, что людей, поддерживающих в Украине белорусов, — меньшинство. Но это то активное меньшинство, которое является промотором революционных перемен. Итак, «Жыве Беларусь!» и «Слава Україні!».
Выпуск газеты №:
№154, (2020)Section
Подробности