Перейти к основному содержанию

«Бои» за Донбасс в... Раде

Об опасных особенностях законопроекта «О реинтеграции» оккупированных территорий
05 октября, 19:43
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Когда готовился номер, в четверг Верховная Рада как раз рассматривала два президентских законопроекта, касающихся оккупированной части Донбасса. Накануне было много дискуссий по этому поводу. Итак, названы ли события на востоке Украины, вокруг которых продолжается дискуссии уже не один год, своими именами? Как власть собирается решать эти вопросы? Что для этого нужно сделать? В первую очередь полное название законов: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» (№7163) и «Проект Закона о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (№7164).

Первый момент — нынешняя власть не хочет привыкать к открытости. Кулуарность стала ее неотъемлемой частью. Законопроекты были внесены буквально накануне голосования, наверное, чтобы меньше изучали и анализировали. Однако это не помешало тем, кто разбирается, выразить свои мнения. А они были как позитивные, так и негативные. Показательно и то, что «законопроект, который носит стратегическое значение для Украины» (слова секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова во время выступления с трибуны парламента) рассматривали по сокращенной процедуре.

Второй момент — за что проголосовали. Сначала отметим, что в оба законопроекта были внесены правки. Основной проблемой законопроекта №7163 (тот, который основной) была статья 7: «Во время осуществления органами государственной власти Украины, их должностными лицами политико-дипломатических мероприятий по восстановлению территориальной целостности Украины в пределах международно признанной границы Украины обеспечивается приоритетность выполнения положений по безопасности Минского протокола от 5 сентября 2014 года, Минского меморандума от 19 сентября 2014 года и «Комплекса мероприятий» от 12    февраля 2015 года с целью создания необходимых условий для политического урегулирования в соответствии с нормами и принципами международного права и законодательства Украины».

«Статью 7-ю законопроекта «о реинтеграции» в том виде, в котором ее предложил Президент, голосовать нельзя, — прокомментировал «Дню» накануне голосования народный депутат от НФ Дмитрий Тимчук. — Мы не можем давать в законопроектах ссылки на какие-то непонятные документы, которые подписаны главарями террористических организаций, и таким образом вводить данные документы в правовое поле Украины. Соответственно, при рассмотрении законопроекта в Раде будет озвучен вердикт комитета, где и будут указаны предложения в парламент отредактировать статью 7 с тем, чтобы в ней не вспоминались Минские соглашения».

«Кроме того, стоит остро вопрос верификации, — продолжает депутат. — Как мы вообще будем определять, ушли из Донбасса российские военнослужащие или нет. Процесс этой верификации ложится, в том числе, на плечи наших силовиков, как Генштаба, так и правоохранительных органов и спецслужб. Они должны отработать соответствующий алгоритм, ведь пока у нас нет порядка идентификации российских военнослужащих. Если в 2014 году они не стеснялись воевать с собственными российскими документами, то сейчас все намного сложнее — они всячески маскируются под местных. Поэтому, повторяю, этот порядок их идентификации после принятия закона нужно отрабатывать однозначно».

НЕ ПОЗДНО ПИТЬ «БОРЖОМИ»? ВОЗМОЖНО, ИЗНАЧАЛЬНО НУЖНО БЫЛО НЕ ДОПУСТИТЬ «МИНСКИЙ КОТЕЛ», О КОТОРОМ ПИСАЛ «ДЕНЬ». А СЕГОДНЯ УЖЕ НУЖНО ВЫХОДИТЬ ИЗ ТОЙ СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ СУЩЕСТВУЕТ ПО ФАКТУ, И ИСКАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «ДЕНЬ»

«Каждое соглашение при его применении должно объясняться, — комментирует ситуацию относительно статьи 7 юрист-международник Владимир Василенко. — Так вот в результате толкования Минских соглашений была договоренность о том, что приоритет имеют безопасностные положения. Безопасностные положения — это прекращение огня, выведение иностранных войск и их вооружений, установление контроля над границей. Такая договоренность существует между участниками Минского процесса. Если же прочитать «комплекс мероприятий» с 12 февраля 2015 года, то можно увидеть смесь, где в первых пунктах отмечается проведение выборов на оккупированных территориях, а уже потом выведение войск. Такой алгоритм лишен логики, потому что нигде в мире никогда не признавались выборы на оккупированных территориях. В международном праве нет ни одного стандарта, ни одной нормы и ни одного принципа, который бы касался выборов на оккупированной территории».

В результате было предложено внести правку в статью 7, которая бы предусматривала вместо упоминания о Минских договоренностях, прописать необходимость выполнения резолюции Совета безопасности ООН, которая признает Минск-2. Но в это время президиум парламента был заблокирован депутатами, которые были не согласны с соответствующим законопроектом, потому спикер Рады Андрей Парубий объявил перерыв в заседании.

Еще до голосования фракция «Самопомочі» призывала народных депутатов не поддерживать «так называемые «реинтеграционные» законы Президента». «Данные законы не дают того, что должны были бы дать — не защищают солдат, не помогают людям и уничтожают украинскую государственность. О Крыме вообще забыли. Это капитуляция и разрушение суверенитета Украины», — шла речь в заявлении партии. Не голосовать за законопроекты планировала и фракция «Батьківщина». А вот Радикальная партия решила поддержать частично — «за» законопроект о деоккупации Донбасса и «против» продолжения особенных условий самоуправления в ОРДЛО.

«В целом по своей философии законопроект «о реинтеграции» отвечает требованиям, которые мы выдвигали при работе над документом, — подчеркнул Дмитрий Тимчук. — Наши основные предложения, за которые мы боролись годами, были учтены. В частности это касается того, что РФ названа агрессором, а оккупация — оккупацией. В январе 2015-го года уже было Постановление Верховной Рады, где Россия называлась государством-агрессором, но тогда правовых последствий это не несло. В данном случае ситуация противоположна. В законопроекте не просто прописано то, что РФ является агрессором, но и указывается на соответствующие последствия — оккупация отдельных районов Донецкой и Луганской областей и ответственность РФ за то, что происходит на этих территориях и все такое».

Народные депутаты, которые призывали голосовать за законопроект № 7164, что предусматривает продолжение на год особенных условий самоуправления на части Донбасса, аргументировали свою позицию тем, что с этим связаны санкции Запада против России. По их словам, чтобы их не сняли — нужно голосовать. На самом ли деле это так?

«Относительно пролонгации так называемого закона «об особенном статусе», то я убежден, что этого можно было и не делать, — отмечает Владимир Василенко. — Аргумент относительно того, что без такой пролонгации наши позиции на дипломатическом фронте будут ослаблены, считаю неправильным. Напротив, если бы Верховная Рада не продлила данный закон, то у нас появился бы другой аргумент — депутаты не поддержали и все. Исполнительная власть не может диктовать свою волю парламенту, который избран народом. И это усиливало бы нашу позицию на международной арене, потому что была бы ссылка на решение парламента и что нужно искать такие формы, которые бы не вызывали у него отрицаний. Я всегда говорил, что не стоит использовать те же аргументы, которые использует Запад».

Следовательно, каким бы не был результат голосования (скорее законопроекты примут), если с самого начала власть нечестна с собственным народом, это всегда имеет негативную картинку и последствия для страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать