Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Борьба имиджей

Ирина БЕКЕШКИНА: «Никаких реальных программ не было. Люди определялись в зависимости от слоганов и общего впечатления»
06 ноября, 11:48
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / День

Досрочные парламентские выборы 2014 года завершены, голоса подсчитаны. О факторах, которые сыграли решающую роль в политическом выборе украинцев, нам рассказала специалист в отрасли политической и электоральной социологии Ирина БЕКЕШКИНА:

— Какие особенности парламентских выборов вы могли бы выделить?

— В этот раз особую роль сыграл имидж. Выборы были очень короткими, и пришли новые политические силы, о которых люди почти ничего не знают. Потому что, например, в демократических обществах существуют стабильные политические партии с какой-то программой, о которых знают. И люди традиционно за эти партии голосуют или меняют свой выбор, если кандидаты их разочаровали. А у нас на каждых выборах на место тех, кто потерял доверие избирателей, снова и снова приходят новые и новые партии, и все опять решается в основном спонтанно и стихийно, с решающей ролью рекламы и имиджей.

— По результатам проведенных выборов, наибольшей неожиданностью для всех стало первенство политической партии «Народный фронт». Соцопросы в сентябре показывали всего 4% сторонников, а за неделю до выборов — 11%. С чем связан электоральный прыжок партии Арсения Яценюка?

— Это, действительно, стало неожиданностью. И если кто-то будет говорить, что так и прогнозировал, верить ему не стоит. А причиной является, прежде всего, большое количество людей, которые еще не определились перед выборами, за кого отдадут свой голос — в нашем последнем опросе таких было 32%. И был очень удачный месседж «Народного фронта», который гласил: «Если хотите, чтобы Яценюк в дальнейшем был премьером, — голосуйте за его партию «Народный фронт»». Опросы показали, что 34% населения Украины хотели бы видеть Яценюка на должности премьер-министра. Процент «Блока Петра Порошенко» опросы давали просто заоблачный, тогда почему же не поддержать Яценюка на премьера?

А как вы оцените прорыв «Самопомочі»?

— «Самопоміч», действительно, начинала из ничего. В начале предвыборной кампании у них было всего 1,2%. Они даже обижались, что социологи их «не пускают» в парламент. Но результаты голосования можно было предусмотреть. Большую роль сыграло желание людей видеть новые лица. Именно по этой причине много партий и были вынуждены обновить свои ряды. Только «Батьківщині» это обновление не очень помогло, потому что Юлия Тимошенко замкнула избирательную кампанию преимущественно на себе.

Когда опросы стали показывать, что «Самопоміч» пересекает избирательный барьер, к ним перешли те избиратели, которые симпатизировали молодым политикам, но не хотели, чтобы их голос пропал. «Оппозиционный блок» имел бы еще больший результат, если бы избирательная кампания длилась дольше. Ведь осталось много «ничьего» электората, который никто не подобрал после «Партии регионов». Еще немного оппозиционеры «откусили» от «Сильной Украины», потому что у них электорат фактически один и тот же. С коммунистами тоже все понятно — они потеряли как минимум половину избирателей, потому что их основная электоральная база — это Крым и Донбасс.

— У кого из партий, по вашему мнению, была самая лучшая программа или стратегия?

— Никаких реальных программ не было. Программа — это не лозунги и обещания, а цель, средства достижения и конечные результаты.

На чем же тогда базировался выбор людей?

— Он отталкивался от имиджей, слоганов и общего впечатления. Кто возлагал надежду на Порошенко — голосовал за «Блок Петра Порошенко», а кто хотел министром Яценюка — голосовал за «Народный фронт». Те же избиратели, которые пожелали увидеть в Раде новые лица, проголосовали за «Самопоміч». И главное — какие новые лица? Молодые, умные, энергичные. На телевидение их постоянно приглашали. Ко всему прочему это электоральная группа интернета и соцсетей. А вот «Радикальная партия» Олега Ляшко, если бы избирательная кампания продлилась еще определенное время, наоборот — потеряла бы больше голосов. Потому что кривая поддержки Ляшко стремительно опускалась. В июле у него было 17% поддержки. Но постепенно люди рассмотрели, что за ним не стоит ничего, кроме общих фраз и популистских обещаний. Но все-таки процент избирателей, которые на это ведутся, оказался весьма значительным.

Какую роль на сегодняшний день играют СМИ в формировании политических взглядов украинцев?

— Решающую! Ведь как политик может дойти до людей, если его нет в СМИ? Если его нет в средствах массовой коммуникации, то его вообще не знают избиратели. У нас немало честных, умных, профессиональных людей, которые могли бы быть депутатами, но если их лица не светятся в «ящике», то о них почти никому не известно.

Каким же образом избирательные технологии влияют на принятие электорального решения?

— Многое зависит от технологий. С их помощью можно сделать из кого-то конфетку, а из кого-то — что-то совсем несъедобное. Но есть одно «но». Если у нас есть два более-менее съедобных сорта колбасы, то будут покупать ту, которая лучше прорекламирована. Однако если колбаса вообще невкусная, то никакая реклама не заставит вас ее есть.

С чем, на ваш взгляд, связано снижение явки избирателей по сравнению с предыдущими годами?

— Прежде всего президентские выборы всегда имели преимущество над парламентскими. Но если брать в целом, то раньше было больше энтузиазма. В настоящий момент есть определенное разочарование. Также прежние избиратели «Партии регионов» не увидели, за кого можно проголосовать. Часть из них отдала голос за «Оппозиционный блок», а часть просто не пошла на выборы. Тем более, на Донбассе объективно не везде смогли проголосовать, потому что значительным было запугивание.

Учитывая события, произошедшие в Украине за последний год, какие изменения в украинском обществе вы бы отметили?

— Оно успело трансформироваться. Из прежнего парламента, который обновился почти на 60%, у нас останется одна «Батьківщина». Украина уже не делится на приблизительно уровни по поддержке западного и восточного векторов а, потому что восточный рухнул. Теперь у нас страна и маленькая часть под названием «Донбасс». Резко выросла поддержка членства Украины в НАТО: два года тому назад это поддерживали всего 13% украинцев, теперь же — 44%. И если бы был референдум, то впервые за 23 года независимости Украина проголосовала бы за НАТО.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать