Перейти к основному содержанию

Чего ожидать от украинской «полиции»?

Эксперт: «Успешность нынешней реформы зависит от политической воли руководителей государства, руководства МВД, а также от давления общества на власть»
12 ноября, 10:40
ПОСЛЕДНИЙ СОЦОПРОС ЦЕНТРА РАЗУМКОВА ПОКАЗАЛ, ЧТО МИЛИЦИИ В УКРАИНЕ ДОВЕРЯЕТ ТОЛЬКО 22,7% УКРАИНЦЕВ. 10 НОЯБРЯ В МВД ПРЕДСТАВИЛИ ДАВНО НАЗРЕВШУЮ РЕФОРМУ ВЕДОМСТВА. КАК БУДЕТ НА ПРАКТИКЕ? / ФОТО МАРИНЫ ГОЛОВНЕВОЙ

Вопрос относительно реформы МВД в Украине поднимается не первый раз. Но каждая попытка провести изменения в украинской милиции имели грустные последствия и отдаляли органы внутренних дел от выполнения ими их непосредственных функций. Кроме этого, события последнего года в Украине засвидетельствовали потребность коренных преобразований в Министерстве внутренних дел. В сентябре глава ведомства Арсен Аваков на своей странице в Facebook представил короткий концепт реформ для МВД Украины, которые предусматривали сокращение кадров, четкое распределение функций органов внутренних дел (ОВД), определение министра как политической фигуры, переформатирование ОВД в шесть видов полиции — местную, административную, уголовную, финансовую, пограничную и военную (Подробнее об этом — в материале «Дня» «Что делать с «ментом»?», №178 от 25.09.2014). Теперь глава МВД опубликовал тексты документов о реформах подконтрольного ему ведомства. Сам Аваков отметил: «Это первые официальные документы, которые определяют направления реформирования Министерства внутренних дел. В том числе — базовый документ — Стратегия развития органов внутренних дел Украины. А также — Концепция первоочередных мер по реформированию МВД, и какие из этих документов первые практические шаги».

Данные документы разрабатывались представителями МВД вместе с общественными активистами, учеными, экспертами международных организаций. Какой будет украинская «полиция»? Какая основная цель реформы МВД? Какая судьба ждет добровольческие батальоны? Обо всем этом «День» пообщался с Евгением ЗАХАРОВЫМ — председателем Экспертного совета при МВД,  председателем правления Украинского Хельсинского союза по правам человека и директором Харьковской правозащитной группы:

— В документе расписаны стадии введения — с 2014 до 2018 г. Мы обсудили нововведения в экспертной среде в Львове и Киеве и собрали различные замечания. Дальше была разработана концепция первоочередных шагов реформирования МВД, которые охватывают нынешний и следующий год. Фактически, сразу подготовлено несколько постановлений. Одно из них — введение жетонов с идентификационным номером сотрудника МВД. Второе постановление одобряет данную концепцию и стратегию. Третье предусматривает изменения к законам, с которыми реорганизовывается УБОП, транспортная, ветеринарная милиция и уголовная милиция по делам несовершеннолетних. Четвертое — проведение эксперимента по реформированию ГАИ и ППС в Хмельницком на 3 месяца.

— Среди основных понятий, которые используются в Концепции реформ в МВД, значатся «демилитаризация», «децентрализация», «деполитизация», «переход от карательного к социально-сервисному содержанию деятельности органов внутренних дел» и др. Что вы вкладывали в данные понятия, разрабатывая данный документ?

— Сегодня наша милиция — это «военизированный отряд народа» — еще по ленинскому определению. Но должна быть гражданская сервисная служба, направленная на защиту прав и интересов граждан. Эта новая полиция должна быть ориентирована на потребности населения, а не государства. Именно это имеется в виду под «демилитаризацией».

«Децентрализация» — создание местной милиции там, где местные общины считают это необходимым. В деятельности муниципальной полиции не может быть уголовного блока — только в работе Национальной полиции. Но для этого необходимы средства в собственном бюджете. Некоторые богатые города, где уже есть муниципальная охрана, хотят ее легитимизировать, ведь существует проблема отсутствия исполнителей решений местной власти. И в этом вопросе должна быть гибкость и для каждого региона своя модель муниципальной полиции, ведь то, что есть в Львове, может быть плохим для Харькова. Но этот вопрос до сих пор является предметом дискуссий.

Направленность на население предусматривает открытость, которая достигается разными средствами. Это регулярные публичные отчеты руководителей органов внутренних дел о работе их отделов, изменение системы оценки эффективности деятельности полиции. Сегодня она оценивается по статистическим показателям, которых около 400. Ежемесячно штаб каждого отдела органов внутренних дел собирает эти показатели и главное — их выполнение, потому что от этого зависят три звена зарплаты. Это приводит к постоянной фальсификации показателей, фиктивным уголовным делам и коррупции. Поэтому нужно ввести двухзвеньевую зарплату с отменой надбавок — нужна базовая зарплата и начисление за выслугу лет. Работу же милиции нужно оценивать по нескольким статистическим показателям, которые являются индикаторами уровня преступности. Но главный критерий — оценка населения, которое определяет качество работы милиции. С этой целью мы разработали опрос и провели пилотное исследование общественного мнения в Львове и области. Это также дает понять, чего ждут люди от новой реформы МВД. Райотделы также должны быть более открытыми, чем сейчас.

Деполитизация предусматривает, что основной и руководящий состав полиции должен быть профессиональным, и не связан с политикой. Политиком должен быть лишь министр, который отвечает за деятельность министерства. В модели, которую мы предлагаем, предусматривается объединение нескольких органов исполнительной власти, один из которых будет Национальной полицией — тем, чем ныне является МВД. Другие — Нацгвардия, Миграционная служба, Пограничные войска и Государственная служба чрезвычайных ситуаций. Их руководителями должны быть не политики, а профессионалы. Полицию нельзя будет использовать для политических задач, что всегда было при режиме Януковича и Кучмы.

Должна быть реструктурированная система органов внутренних дел, чтобы 70% личного состава было направлено на защиту общественного порядка. При этом нужно отменить дублирование функций и работы полицейских.

— Насколько реальным является введение вашей концепции реформы в жизнь? Ведь в Украине есть большой грустный опыт неудачных реформ.

— За все время существовало 9 концепций реформ МВД, ни одна из которых не была воплощена. И удачность нынешней реформы зависит от политической воли руководителей государства, руководства МВД, а также от давления общества на власть. Важным является и то, найдутся ли средства на проведение этих реформ. Например, чтобы реформировать ГАИ и установить видеокамеры на национальные автострады, нужно 120 млн грн. В сегодняшних условиях войны, когда ежедневно на военные потребности тратится 30 млн грн., достать эти деньги трудно и бюджет на это может не согласиться. Можно надеяться на техническую помощь ЕС, но раньше эти средства шли на евроремонты и автомобили руководителей органов МВД. Но если тратить эти средства по назначению, то ввести реформу будет реально.

— Учитывали ли вы во время подготовки документов сложные военные условия и потребность проведения широкомасштабных реформ во всем силовом блоке?

— Наша реформа МВД разработана в пределах министерства без рассмотрения его связей с другими правоохранительными органами. Мы на них не влияем, поэтому ограничили себя одним министерством. Да и в самом МВД многое нужно изменять, независимо от всего другого.

Но, бесспорно, нам нужна общая реформа системы уголовной юстиции, органов Службы безопасности, прокуратуры, пенитенциарной службы, судопроизводства. Уже создано Антикоррупционное бюро, нужно создать Государственное бюро расследований. Все это нужно рассматривать и реформировать вместе, что будет намного эффективнее, чем реформа каждого ведомства отдельно. Например, необходимо избегать дублирования деятельности органов. Сейчас с организованной преступностью борются 4 государственные органы власти, поэтому мы решили реорганизовать хотя бы УБОП.

— Сегодня внимание широкой общественности приковано к добровольческим батальонам в зоне АТО: как сложится их судьба, будут ли они полностью узаконены и включены в систему органов внутренних дел. Решили ли вы этот вопрос?

— Добровольческие батальоны должны составить основу Патрульно-постовой службы на отвоеванных территориях Донбасса, где уволены около 4000 милиционеров. Их уволили за предательство, халатность, невыполнение собственных обязанностей. Таким образом, на этих территориях милиция обновилась почти полностью, и именно добровольческие батальоны занимаются охраной общественного порядка. Элитные же части этих батальонов, которые хорошо научились воевать, переводятся в Нацгвардию, где ставятся сугубо военные задачи и предоставляется соответствующее оснащение.

— Недавно председателем МВД в Киевской области был назначен заместитель комбата «Азова» Вадим Троян. Как вы относитесь к таким кадровым решениям?

— Это сложный вопрос и относительно этого я говорил непосредственно с Арсеном Аваковым. Министр абсолютно искренне считает, что это правильное назначение. Но я был бы более спокоен, если бы был назначен профессионал, ведь есть много достойных людей с большим опытом, готовых работать. Кроме того, бывший глава МВД в Киевской области Ярослав Голомша был люстрирован. Но это был хороший руководитель «на своем месте». Так же мне досадно за руководителя МВД в Тернопольской области Василия Облещука. Оба этих милиционера прошли через кадровую комиссию, членом которой я был, где детально разбиралась их деятельность. Я хорошо знаю, какие они, что собой представляют, и какая деятельность за ними числится, и могу сказать, что их увольнение — большая ошибка.

Но как справится Вадим Троян — посмотрим, ведь Арсен Аваков умеет делать неординарные шаги, которые до сих пор были успешными.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать