Чтобы не разочаровываться...
История с Савченко, как еще один пример угрозы государственным институтам
Савченко не оправдывалась, когда с трибуны Верховной Рады генпрокурор Юрий Луценко обвинил ее в подготовке теракта и продемонстрировал соответствующее видео с доказательствами. Хотя многие думали, что она будет отрицать и развенчивать обвинение. Тогда стало понятно — она, по сути, согласна с обвинениями, а это значит, что планы устроить кровавую бойню у нее таки были. Но суд должен сказать свое слово. В этой истории много неизвестных.
Напомним, что регламентный комитет Верховной Рады Украины во время заседания поддержал единогласно три представления Генпрокуратуры Украины, согласившись на привлечение к ответственности, задержание и арест депутата Надежды Савченко. Комитет признал представления законными и «достаточно обоснованными».
Когда в мае 2016-го года была освобождена Надежда Савченко, ее, как известно, уже в самом аэропорту начали буквально осаждать журналисты. Ее популярность зашкаливала. Это не удивительно. Общество нуждалось в героях. И этот запрос часто принимал гиперболизированные формы.
Но это было в разгар усиленного внимания к жертве Кремля. Что сейчас? Теперь мы видим, что рейтинги Савченко на телеканале NEWSONE только растут. Как замечают пользователи Facebook, рейтинг Савченко в эфире — это средний рейтинг каналов «1+1» и «Интер». На NEWSONE был проведен опрос: Савченко террорист или герой? 86 процентов проголосовали за то, что она является «героем». Симптоматическое голосование, которое доказывает, что дело не только в Савченко, но и в запросе общества. А обвинение ее в том, что она стремилась совершить теракт в парламенте, заставило вспомнить ряд эпизодов. Еще в 2015 году за месяц до того, как под стенами Верховной Рады от гранаты погибло четверо стражей порядка, в сети интернет появилось фото человека с гранатометом, который из окна гостиницы «Киев» целил в здание украинского парламента. А не так давно по телевидению показали, как один из известных актеров расстреливает депутатов. Народ воспринял ролик на ура». Поэтому медиа просто удовлетворили запрос народа на кровавую месть, на установление «справедливости» методом террора. И это крайне опасно. Ведь «Максимы Зализняки» еще не построили ни одного государства. А вот уничтожить его могут. Даже из вроде бы патриотических посылов.
«Я могу сказать с уверенностью то, что Савченко действительно является социально опасным человеком, — комментирует «Дню» Глава общественной организации «Сила права» Андрей СЕНЧЕНКО. — А вот относительно ее вины, то здесь должны дать ответ следствие и суд. Нужно разобраться в причинах ее социальной опасности. Если это психиатрическая или врожденная или приобретенная болезнь (после пребывания ее в РФ за решеткой), то этим вопросом должны заниматься врачи. Надеюсь, что медицина наша уже нашла способ, как помочь в этой проблеме человеку. Если же это проявление неадекватности в результате вербовки, психологической обработки, внутренних убеждений, и тому подобное, то здесь нужно отвечать согласно законодательству. Это путь в тюрьму. Относительно того, как такой человек оказался в Верховной Раде, то нужно сказать, что туда попадают разные люди. И Савченко не самый показательный случай.
Отдельно хочу сказать, что страна должна прикладывать все силы для того, чтобы, подчеркиваю, каждого человека, который попал в заложники, вернуть в Украину. Это самое главное, и здесь не стоит смешивать то, как выглядит человек. Это, прежде всего, наш гражданин. Но это не значит, что каждый из тех, кто вернулся, является героем. А это работа спецслужб. В таких случаях я вспоминаю историю с полковником Безъязыковым, которого освободили из плена как украинского военного. Потом глава СБУ вместе с Президентом общались с этим человеком в кабинете Администрации Президента, как с героем. Конечно, кое-кто будет обвинять политиков в том, что они сделали все, чтобы освободить ту же Савченко, но у политиков нет ни разведки ни контрразведки. У власти же есть все эти инструменты. Это война, и здесь нужно быть бдительными».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
На пресс-конференции, которую она дала после освобождения уже в Киеве, газета «День» задала Надежде Савченко вопрос: испытание несвободой она выдержала, но выдержит ли она испытание свободой? Ответ был разлогим. Потом общественность увидела, как ее образ патриотичной и харизматичной женщины уступает новому портрету — ее начали подозревать в работе на врага. Версий было множество — от чисто психологической неадекватности до возможной вербовки во время пребывания в плену. Однако в данном случае и власть, и общество сами должны дать себе оценку. Делать все для освобождения человека из плена — это одна сторона вопроса, а вот раскручивать ее и пиариться на ее образе (не будем забывать, кто в конечном итоге привел Савченко в парламент под «номером 1») — это совсем другое дело. Люди, которых освобождают из плена, действительно должны проходить и психологическую реабилитацию, и тщательную проверку спецслужбами. Это мировая практика. Досаднее всего в этом плане даже не то, что планировала (или не планировала) Савченко, а то что эта история бросила тень на вопрос освобождения других заложников Кремля.
Общество уже не с такой остротой реагирует на информацию об украинских заложниках в РФ. Кстати, немногие заметили тот факт, что украинские пленники имеют очень ограниченный доступ к контактам даже с родственниками. Савченко же получала письма из Украины мешками. Но все это выводы постфактум. Главное — сделали ли выводы многословные политики? Украинцы имеют в парламенте множество партий одного имени, то есть раскручиваются не идеи (что и должно быть основой политических процессов), а личности. За личностями, безусловно, стоят деньги и соответствующие интересы. Такая практика была основана не случайно со второго срока президентства Леонида Кучмы — истреблялись идеи, раскручивались персоны. И это та проблема, которая ставит под угрозу не только репутацию тех или других сил, а, как видим, и основу государственной безопасности вообще.
«Раскручивать политические проекты «одного имени» очень выгодно олигархам, ведь через конкретную персону намного удобнее руководить проектом, — сказал в комментарии «Дню» эксперт Института политического образования и лидер партии «Сила людей» Александр СОЛОНТАЙ. — В таких случаях сама идеология конкретной партии может входить в конфликт с частными интересами, так сказать, владельцев этих партий. Поэтому мы и видим, что даже те некоторые партии, которые себя позиционируют как носителей идеологии, в действительности никакого отношения к этой идеологии не имеют. Да и сами лидеры не имеют за собой четких идеологических убеждений. Так удобнее быть флюгерами в зависимости от политической конъюнктуры. Это выгодно и олигархам, и политкам в материальном плане. Но воспользоваться этим могут не только украинские олигархи. Путин в свое время «купил» Януковича, и мы получили Харьковские соглашения. Так же он может «купить» того или иного политика и использовать его в своих целях, притом что этот политик не всегда может выглядеть на первый взгляд пророссийским».
Также не будем забывать, что поездками на оккупированные территории с визитами вежливости отличилась не только политик Савченко, но и некоторые журналисты и медийные персоны. Самой же Савченко один из пророссийских политиков Евгений Мураев (о рейтингах Надежды на телеканале NEWSONE уже вспоминалось выше) еще и пообещал медийную поддержку. Это еще раз подчеркивает роль в дестабилизации ситуации наших СМИ. Следовательно, проблема Савченко заключается не только в ней. Это намного более широкая и крайне тревожная тема, которая обнажила нашу уязвимость изнутри. Раскрученные медиаперсоны с, мягко говоря, странной позицией, «пена», которая поднимается всегда во время революций и войны на уровне с истинными героями, — все это в любой момент может стать динамитом под нашей государственностью. И одним арестом Савченко, которую агрессор уже делает жертвой «хунты», в то время как Путин ее «помиловал», здесь не ограничиться.
ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»
Андрей Баумейстер, публицист, доктор философских наук, профессор философского факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко:
— Давно пора понять простую истину: политика не возникает спонтанно, сама собой. Она не появляется как морозные узоры на окнах или почки на деревьях. Если заполнить здание парламента несколькими сотнями людей (к тому же весьма сомнительных), если заполнить еще десятки министерств и административных зданий людьми, это еще не значит, что у нас есть политика и политическая жизнь. И если в зданиях с табличками «суд» ведутся какие-то разговоры и стучит молоточек, это не значит, что там происходит судебный процесс и вершится правосудие. Кто так думает, тот просто сторонник примитивной магии и шаманизма.
Политика — результат сознательных усилий и непрестанной самодисциплины как общества, так и каждого представителя этого общества, облеченного властью. Вы думаете, что «и так сойдет», что все как-то само собой образуется? Что если тащить кого попало в «политику», то это будет даже весело и забавно? Ведь в глубине души в нашем народе живет древняя вера в то, что политика и политики ничего не решают. Это все природные (или магические) процессы. Как погода. Политика нам не нужна — это выдумки западных народов. Одним словом, игрушки все это. А мы ведь люди солидные, практичные. Знаем, как мир устроен. Только вот это знание, почему-то, не идет нам на пользу... Наверное, судьба...
ГОЛОС ІЗ «ФЕЙСБУКУ»
Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:
— Дефектная политика, дефектные политики и партии. Арестом одной Савченко это не решить... ставка на персоны (создание героев, а потом их сброса с вершины) вместо институциональной политики... ожидаемый результат.
Выпуск газеты №:
№51-52, (2018)Section
Подробности