Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чудо из Чудес

Конфликт в нашей стране не лежит в плоскости «свой — чужой»
11 мая, 19:53

Если бы обладать природным талантом, чтобы одним штрихом описать настроения, которыми живем сегодня, то, возможно, удалось бы избежать многих слов.

В пьесе Ибсена главная героиня Нора закрывает дверь, покончив с кукольным домом прежней жизни.

Я пишу от собственного имени, но догадываюсь, что мои чувства, ощущения и предчувствия могут быть близки тысячам других людей.

Государство имеет для меня исключительную ценность. Когда была провозглашена наша государственность, мне было шестнадцать лет. Наше государство для меня — не аппарат и не проект. Это — ценность. Но я ощущаю глубокую, беспросветную тоску, которая угнетает мое государство и выливается во внутреннюю недоброжелательность, неуютность, почти неродность. Самые тонкие натуры прячутся. Активные характеры озлобляются и отмежевываются. Но что делать всем, у кого даже нет возможности спрятаться или «хлопнуть дверью», так как это предполагает, что есть что-то дальше, какая-то новая жизнь, а где же она?

Силы, которые называют себя национальными, демократическими, патриотическими, несут большую ответственность за это. Так как они не должны быть выразителями мемориальных дат, театральных чубов, самодельного казачества и освящения бутафорных сабель. Они должны быть выразителями новой жизни и идей, которые, по крайней мере, дают надежду.

Нам «повезло» с оппонентами, с их жадностью и маниловщиной. Но, вместе с тем, нам очень и намного больше не повезло с собой. Ибо нехватка лидерского, государственного, национального инстинкта, подмененного высококлассной демагогией, играет с нами страшные шутки.

Мы все понимаем, что конфликт в нашей стране не лежит в плоскости «свой — чужой». Наш главный конфликт — это конфликт с беспросветностью. Он осложнен проблемами тождественности, не говоря о культурном и экономическом отставании от современной мировой жизни.

Я не верю в формулу: «Каждый регион живет и празднует по-своему». Это — химера, идейный пустырь, на котором уже гарцует новая тройка братьев Карамазовых. По Достоевскому — они с удивительной точностью реинкарнируются в жизни России и «наводят ужас на соседние народы»: у них либерализм заканчивается белой горячкой, возвращение к истокам и идее — мистическим мракобесием и тупым шовинизмом, а главный герой одновременно «созерцает бездну высоких идеалов и нижайшей подлости».

Нас постоянно втягивают в это мракобесие. Я верю в нормальные, доброжелательные отношения с Россией. В них очень многое зависит от самой России. Но мы с Россией — не единый народ. Ни в духовном, ни в культурном, ни в политическом смысле. На пороге этого спокойного осознания останавливаются самые горячие скакуны.

Я также не верю в анахроничные представления о национализме. Не сомневаюсь в искренности многих людей, которые таким образом выражают протест. Но эта искренность используется как пугало и не создает никакого нового качества.

Силы, которые называют себя национальными, демократическими и патриотическими, несут первоочередную ответственность за это.

Мне уже давно надоело вычислять (словно я любитель-астроном) «космическое» хитросплетение движений и замыслов узкой группы политических светил, за которыми в итоге — пустота. А еще труднее наблюдать за этой пустотой с глубокомысленным стоицизмом. Ибо эта моя жизнь проходит, проходит жизнь моей семьи и очень многих дорогих мне людей.

Именно поэтому мне легко изложить свои соображения.

Я хочу видеть перспективу родного государства. И хочу иметь надежду на коренное изменение, переформатирование того политического пространства, которое занимают национальные, демократические и патриотические силы.

Отсюда — первое. Предыдущие политические лидеры должны отойти.

Это не вопрос вины. Моя рука не ищет камня. Это — дело, которое принадлежит к очень деликатной плоскости моральной ответственности. Очевидно, вследствие советской традиции у нас не существует культуры добровольной отставки под влиянием общественного мнения. Но, возможно, есть смысл для многих осознать, что добровольный уход не означает потери лица, достоинства или принципов. Конечно, если мыслить этими категориями. Черчилль уходил. И де Голль уходил.

Совершенно по другим причинам, совсем при других обстоятельствах оставил свою должность патриарх Любомир Гузар. В его решении уже навсегда будет царить мудрость, которая выше конкретных условий и персоналий. Из таких примеров формируется глубокое внутреннее доверие людей. И тот факт, что Украинская греко-католическая церковь приняла решение сделать его преемником самого молодого из своих епископов, является каким-то закономерным продолжением этой мудрости, такой нетипичной для нас. Так — словно должна начаться новая эпоха.

Второе. Я хочу привлечь внимание к другому принципиальному моменту. В последнее время очень четко прослеживается желание возложить вину за поражение демократической власти на одного или двух человек.

Самая высокая ответственность всегда лежит и будет лежать на президенте. Но и не сказано ни одного слова отчета или самого скромного извинения ни от одного из представителей национального и демократического лагеря, которые занимали исполнительные должности. И опять-таки здесь речь идет не о «жажде крови», а об осознании моральной ответственности. Таким образом, смена политического лидерства означает замену намного более широкого круга действующих лиц.

Третье. Смена политического лидерства имеет не только персональное измерение.

Это — толчок. Осознаю полную «наивность» как и предыдущих, так и этого следующего суждения в наших реалиях, но уверен, что на смену всей когорте национальных карликов должна прийти единая политическая партия.

Что означают в нынешних условиях все наши политические силы, движения, конгрессы и платформы? Ничего. Они созданы прошлой эпохой и их клейноды должны остаться в Национальном музее истории как память.

Их надо распускать. И не нужно прикрываться каким-то массовым нежеланием людей. Это — карикатуры. Не надо театральных объединений. Все надо строить «с нуля» — по европейскому опыту, с реальным членством, прозрачностью финансирования и с ясной системой партийной карьеры для каждого партийца. То есть строить так, как это никогда до сих пор не строилось в истории Украины.

Конечно, это все звучит как «невозможная миссия». Нет никакой надежды, что создание единой политической партии произойдет накануне парламентских выборов. Нет надежды, что это произойдет и накануне президентских выборов.

Но это должно произойти. Рано или поздно. Если, конечно, ставить перед собой не персональные задачи, а национальную сверхзадачу — поставить страну на путь нормального долговременного развития, войти в европейское пространство, подорвать всю эту гниль и сохранить государство.

Четвертое. В своей самой насущной работе единая национальная сила должна была бы, прежде всего, сосредоточиться на двух вопросах.

Это, во-первых, — защита реальных, ежедневных нужд незащищенных, униженных людей, которых в нашем государстве абсолютное большинство. Такой подход можно назвать как угодно — социализация, солидарность. Одним словом, без разницы. Ибо дело не в политологических теориях, а в том, чтобы люди наконец ощутили внимание к себе и поддержку, ощутили защиту и попробовали преодолеть привычный ужас перед будущим.

И, во-вторых, — с нашей идеологией надо идти к людям на востоке и юге, где благодаря естественной и привлекательной украинской идее должна формироваться незыблемая основа нашей государственности. Именно там — одна из главных опор.

Пятое. Людям не нужно давать обещаний. У общества достаточно знаний и мудрости, чтобы принять и поддержать понятный план перемен, который должна предлагать единая национальная сила ради перспективы.

И потому надо прекратить даже думать обо всем этом бреде с «народными конституциями», «идеальными странами», «проектами изменений, которые напишут люди». Это все — произведение абсолютно болезненного, подлого воображения.

Не надо ничего выдумывать. Главный ключ к изменению жизни в стране — в эффективной системе регионального развития, коренной реформе административно-территориального устройства и местного самоуправления. Мы должны учиться у Европейского Союза, каким образом формировать долгосрочные стратегии развития страны и каждого региона, а также буквальные планы их среднесрочной реализации.

Шестое. И, наконец, с надлежащей прозрачностью и большой настойчивостью мы должны начать сосредоточение финансов для самостоятельной поддержки национальных культурных инициатив и проектов.

Но в этом деле должна быть ясность. Система грантов и финансирования должна касаться не патриархального прошлого, не этнографии и не возведения памятников. Она должна быть сосредоточена на поддержке образцов новой, передовой украинской культуры, которая должна стать привлекательной для всего общества. У нас нет выбора. Мы должны привлечь и охватить свое культурное пространство, как бы парадоксально это ни звучало.

Я перевел дыхание. Фантазии, конечно, хватили через край...

В той самой пьесе Ибсена «Кукольный дом» покинутый Норой муж говорит финальную фразу: «Чудо из чудес?!» Там, бесспорно, это все имеет совсем другой смысл и контекст.

Но мне понравилась эта спонтанная метафора. Чудо из Чудес.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать