Донбасс: Кремль убивает ежедневно
Эксперт: «Путинская стратегия — оружием заставить Верховную Раду принять закон о выборах на оккупированных территориях»![](/sites/default/files/main/articles/25072016/1ato.jpg)
Регулярно появляются сообщения об обострении ситуации на Донбассе. Причем, идет речь не только об усилении обстрелов, но и о точечных ударах оккупантов, в результате которых погибают украинские бойцы. Так в воскресенье спикер Администрации Президента по вопросам АТО Александр Мотузяник сообщил о гибели шести военных. Количество раненых измеряется десятками. Вследствие этого представители украинской власти даже заговорили о возможности введения военного положения, о чем подробно писал «День» на прошлой неделе (№ 127 за 20 июля 2016 г.). Споры относительно целесообразности введения военного положения продолжаются на разных уровнях, но существует факт того, что страна действительно стоит на грани развертывания широких боевых действий. РФ всегда использовала подобные заострения не только для продвижения вглубь территории Украины, но и для «торговли» в переговорах и другого давления на Киев, в частности, в принятии соответствующих законов.
По словам представителя Украины в рабочей группе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы Евгения Марчука, одной из причин увеличения потерь Украины в зоне АТО есть использование противником беспилотников большого радиуса действия для коррекции огня артиллерии. В частности, в эфире «112 канала» Марчук сообщил: «Они уже начали использовать беспилотные летательные аппараты очень большого радиуса, которые корректируют даже артиллерийские обстрелы. Артиллерийские обстрелы стали не такими массовыми, но очень короткими, очень быстрыми и чрезвычайно точными». Марчук также отметил, что Россия использует конфликт на Донбассе для испытания новых видов вооружений.
Кроме шантажа на уровне Минских переговоров, РФ продолжает игру с целью добиться отмены или послабления санкций. В этом плане на руку Москве — международная обстановка с постоянными терактами в Европе, мятежом в Турции, выборами в США и вообще достаточно скользкого поведения европейских лидеров в критических ситуациях. Поэтому усиление и послабление военного шантажа Кремль использует в качестве «газовой конфорки» для подогрева или наоборот неожиданной демонстрации «миролюбивости». Кроме того, классическими способами манипуляции является имитация атак вроде бы как с украинской стороны. Сформированный военный анклав на оккупированной территории является угрозой относительно возможного наступления, с одной стороны, а с другой — объяснением того, что выводить оттуда свои войска Путин не собирается. А следовательно, разговоры о возможном контроле Украиной границы на Донбассе является ничем другим как блефом.
Некоторые эксперты выражают надежду на то, что, несмотря на количество военной техники, у Кремля есть существенная проблема с мотивацией российских бойцов и наемных боевиков. Но есть и опасение относительно возможного активного использования оккупантами именно ракетных комплексов, то есть бесконтактного боя. Точковость ударов противника доказывает то, что агрессор испытывает новые тактики ведения боя.
Потери с нашей стороны на Донбассе происходят параллельно с дестабилизацией внутри страны. Не сходит из ленты сообщений СМИ так называемый крестный ход, о подготовке которого с использованием российских провокаторов информированными экспертами говорилось еще с марта. Сам по себе «крестный ход» вроде бы не несет в себе угрозы, кроме его идеологического использования Кремлем. Но массовость этого мероприятия, при том, что «ход» давно превратился не в «ход», а в организованную поездку автобусами, позволяет сделать предположение, что «бабок» хотят использовать в качестве показательных «жертв».
Кремль, с его разветвленной системой агентов, провокаторов и большим опытом в таких делах, сделает все, чтобы расписать картинку «экстремистского» Киева. Если при этом послушать реплики некоторых западных экспертов, то можно составить представление о том, что на Западе Россия хорошо постаралась, чтобы убедить Европу в том, что в Украине действительно поднимает голову «фашизм» с его факельными шествиями. А недавнее признание польским Сеймом трагедии на Волыни геноцидом еще больше прибавило информационного жару в эту тему.
Видно, что конец июля и август в Украине будут очередным экзаменом как для спецслужб, так и для всех граждан. Блокпосты на подходе к Киеву вряд ли остановят «шествие», но стоит отметить, что основные провокаторы и боевики в течение длительного времени уже наводнили столицу. Для них блокпосты не только не являются препятствием, но и неплохим способом для внедрения провокаторов.
«ОБОСТРЕНИЕ НА ДОНБАССЕ И «КРЕСТНЫЙ ХОД» — ЭТО ЕДИНАЯ СИСТЕМА ДАВЛЕНИЯ НА УКРАИНУ»
Дмитрий ТИМЧУК, народный депутат Украины:
— Можно говорить о комплексе сценариев, которые может реализовать Кремль в зависимости от ситуации. В настоящее время мы пытаемся мониторить ряд направлений развития событий на Донбассе. Первое, на что мы обращаем внимание, — это формирование ударных группировок. Никакого широкомасштабного наступления боевиков без подобных тактических наступательных группировок не может быть. В настоящее время мы наблюдаем доукомплектование подразделений российских террористических войск на Донбассе и снабжение всего необходимого для обеспечения их жизнедеятельности. Никаких новых серьезных формирований там не появляется. Но здесь необходимо контролировать границу для того, чтобы фиксировать возможное серьезное передвижение батальонных и ротных тактических группировок российских регулярных войск. Если это состоится, то можно говорить что через неделю-две состоится масштабное наступление. Пока еще этого мы не наблюдаем.
Что касается обострения, которое мы наблюдаем в последнее время, то это связано с тем, что до того ходили слухи, что появится законопроект о местных выборах на Донбассе до окончания этой сессии. В последние дни работы Верховной Рады перед каникулами мы наблюдали обострение. После того, как этот законопроект все же не появился в стенах парламента, мы увидели еще большую эскалацию конфликта. Убежден, что это чисто путинская стратегия — силой заставить Верховную Раду принять нужные ему законы. То есть это давление, это шантаж. Мы отрабатывали около пяти сценариев поведения Кремля, и последний, по моему мнению, самый достоверный.
Все эти «крестные ходы» связаны с параллельным обострением на Донбассе. Это единая система давления на Украину, которая готовилась не один день и не один месяц. Мы предоставляли информацию еще в марте, что представители РПЦ и ФСБ находились на оккупированной части Донбасса и сообщали, что будет проходить «крестный ход» с соответствующими провокациями. Интересно то, что УПЦ МП это никак не огорчило, и они все равно решили такой ход проводить. Мы в настоящее время пытаемся не предоставлять широкую информацию по этому поводу, чтобы не разжигать фон для еще больших провокаций. Могу сказать только то, что картина вырисовывается очень опасная. Мы знаем о прибытии групп боевиков, которые попадали в Киев поэтапно в течение длительного времени из Донбасса, Закарпатья. Мы знаем их место пребывания и то, что одна из групп проходила подготовку на территории Киевщины. То есть все это организовывалось комплексно по всей территории Украины. К сожалению, в настоящее время действия и наших проукраинских активистов также могут быть использованы для дестабилизации. Очень важная роль СМИ. Более того, даже если украинские патриотические силы не поведутся на провокацию, могут быть случаи, когда пророссийские силы будут переодеваться в форму проукраинских организаций и создавать соответствующие провокации.
«ПО КАЖДОМУ ФАКТУ УБИЙСТВА ВОЕННЫХ ДОЛЖНЫ ВОЗБУЖДАТЬСЯ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА»
Станислав БАТРИН, руководитель проекта «Открытый суд»
— Гибель украинских военных на Донбассе — это убийство, то есть преступление, которое совершают конкретные лица. Даже на фоне резонансных убийств в столице общественность абсолютно справедливо спрашивает себя: а как же власти реагируют на ежедневные убийства своих граждан на войне? Общественность привыкает к тому, что ежесуточно погибают украинские военнослужащие. К сожалению, поведение властей не соответствует реалиям. По каждому факту убийства должны возбуждаться уголовные дела. То есть этим должны заниматься правоохранители, и в концепции факты убийств должны приводить к обвинению российской стороны. Но Генеральная прокуратура и правоохранительный блок аккумулируют усилия на том, что эти преступления совершаются не гражданами РФ, а определенными террористическими организациями. Таким образом, именно украинская сторона легализовала эти объединения как террористические группы, выведя агрессора из поля правового преследования.
С другой стороны, такой подход существенно облегчает работу правоохранительным органам. Им проще сказать, что лица убийц не установлены, а виноваты в смертях какие-то аморфные террористические образования. При этом эти образования даже международные организации не признают террористическими. О том, что ведется адекватный учет убитых украинских граждан и их семьям будет оказана адресная помощь, на сегодня неизвестно вообще. Это можно определить как халатность правоохранительных органов, но все же война продолжается уже два года, и этот вопрос должен быть решен. Такая ситуация складывается в силу того, что властвующая верхушка преследует свои политические цели, а интересы государства и конкретных граждан, защищающих Украину, стоят даже не на десятом месте.
«МЫ ГОТОВЫ К СОПРОТИВЛЕНИЮ»
Сергей ГАЛУШКО, заместитель руководителя АТО, полковник:
- Статистика обстрелов нашей территории неприятная, но все надо сравнивать. Если мы посмотрим на ту же статистику год назад, то мы увидим почти аналогичную картину и по количеству обстрелов, и по количеству потерь. Безусловно, оккупационные войска за этот год получили определенный уровень подготовки, их насытили соответствующей технической поддержкой. Но наши силы тоже наращивали свою мощь на разрешенной Минскими соглашениями территории и совершенствовались. Мы готовы к сопротивлению. Поэтому нельзя говорить, что агрессору удастся безнаказанно развивать наступление. Можно сказать, что развитие наступления для противника равно самоубийству. Более того, противник отслеживает развитие ситуации в ВСУ и делает соответствующие выводы. Поэтому для них не секрет, что наш потенциал для реагирования является абсолютно адекватным на суше и в воздухе. Это не упрощение ситуации, а реальное положение вещей. Безусловно, противник будет использовать широкий арсенал давления на Украину, в том числе и в сфере диверсий, например во время так называемой «крестного хода». Именно поэтому вопрос обороны страны комплексный и требует бдительности как от специалистов, так и от общественных движений, которые используют соответствующую политическую риторику.
Выпуск газеты №:
№130, (2016)Section
Подробности