Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Движение по парадигме прошлого»

Эксперты «Дня» — о 100 днях нового Президента
18 сентября, 19:37
НАВЯЗАННАЯ РОССИЙСКИМ АГРЕССОРОМ ВОЙНА И ОТСУТСТВИЕ ВНУТРЕННИХ РЕФОРМ ИМЕЮТ БОЛЬШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. СОГЛАСНО ПОСЛЕДНИМ ДАННЫМ ИНСТИТУТА СОЦИОЛОГИИ НАН УКРАИНЫ, 66,3% УКРАИНЦЫ ГОВОРЯТ ОБ ОТСУТСТВИИ СВОЕЙ УВЕРЕННОСТИ В БУДУЩЕМ / ФОТО РЕЙТЕР

Продавив законы по статусу Донбасса и амнистии преступникам в парламенте, Президент отправился в Канаду и Соединенные Штаты. Сам визит, безусловно, нужный и имеет большое значение. За океаном Петра Порошенко приняли очень тепло. Сразу вспомнился 2005-й и визит Ющенко. Что произошло далее — помним. Как сегодня избежать ошибок и разочарования, которое в этот раз может быть глубже и масштабнее? Аналогии и предостережения для действующего Президента уже звучат, в частности, от наших экспертов ниже.

Между тем, в Украине продолжают обсуждать упомянутые «законы Порошенко-Путина». Сказать — много критики, мало. Градус недовольства действиями Президента стремительно растет. Каким может быть ответ граждан на неприемлемые действия, мы увидели еще в день принятия законов. Интернет облетели фото и видео с народным депутатом Журавским в мусорном баке, куда его забросили возмущенные протестующие перед Верховной Радой.

Потом еще появилось видео с нападения и избиения другого депутата — Юрия Мирошниченко. Оба были во фракции Партии регионов. По этому поводу со стороны власти публично так никто и не высказался. Возмущение граждан, конечно, можно понять, но ситуацию могут использовать враги. А это опасно. Очень. Вместе с тем, этот пример должен стать предостережением и для нынешних власть имущих, которые продолжают действовать в старой системе координат. В случае дальнейших массовых протестов, простите, в мусорнике могут оказаться все политики. А страна?!.

«РЕШЕНИЯ ПО ДОНБАССУ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ ЗАКОНАМИ... ОНИ ВВЕРГАЮТ СТРАНУ В ОДНОЗНАЧНО НЕГАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ»

Виктор МУСИЯКА, профессор права, народный депутат II-го и IV-го созывов:

— Позывным в деятельности Президента является все, что связано с международными контактами, решением окончательного вопроса, в частности связанного с ратификацией Соглашения с Евросоюзом. Хотя и здесь есть пакет вопросов. Например, делались заявления о договоренностях относительно военной помощи со стороны Запада, а оказалось, что не все так, как говорят. Тот же Гелетей где-то «вылазит» с такими заявлениями, но ничего не стыкуется.

Что касается внутренней деятельности — здесь много неоднозначностей. Кадровая политика — реально ничего не сделано. Если поначалу Президент еще как-то что-то декларировал, то сегодня нет консультаций с институтами гражданского общества, экспертами. Например, процесс внесения изменений в Конституцию по инициативе Президента. Слава богу, что этот процесс остановился. Большая часть деятельности Президента остается сделанной тайно.

Очень важный вопрос — защита территориальной целостности государства. Принятые на этой неделе решения по Донбассу никоим образом нельзя назвать законами. Такие вещи могут ввергать страну в однозначно негативные процессы. Здесь позитива никакого нет. «Закон» о статусе Донбасса является своеобразным результатом негативной деятельности Президента. Я также абсолютно согласен со специалистами уголовного права относительно негативных оценок так называемого закона об амнистии для террористов.

Если мы действительно в таком ужасном положении, в частности армия..., хотя прошло полгода — где ваши отчеты, что вы сделали в этом направлении? Власть чем-то занималась в этот период? Нам называли миллиарды, которые выделялись на ВСУ, а проблемными вопросами в основном занимались волонтеры.

Это все вылезло в то, что по всем направлениям отстаивания территориальной целостности и национальных интересов мы проиграли. Были моменты, когда можно было решать вопрос правовыми методами, а мы их решали военными. Потом наоборот. В результате — все это не принесло никакой пользы.

Сегодня мы предстали перед фактом, что нам нужно признавать так называемую зону на Донбассе. Как можно провозглашать местные выборы на территории, не определяя ее предела, какие рады, каких председателей там выбирать? То есть говорить о каких-то конституционно— правовых принципах нет никаких оснований. С точки зрения конституционной организации и функционирования власти ничего не меняется. Это меня беспокоит.

Обществу сразу нужно было четко объяснить, в котором мы положении находимся и что нужно делать. У власти не было и нет алгоритма действий. Сегодня мы фактически отдаем на откуп часть территории Донбасса людям, убивавшим украинцев. Мы отдаем не просто территорию, а миллионы людей. Это вообще какая-то дикость. Да еще и вносятся какие-то коррекции после принятия данного так называемого закона. Теперь не Верховная Рада будет определять перечень районов, а тот, кто руководит АТО. Такие вещи не имеют никакого отношения к праву, законности. Пока не будет четко сказано о нашем положении и не будет изложен алгоритм действий, мы будем проигрывать. Какое может быть самоуправление — для террористов? Мы абсолютно не думаем о людях, которые оказались на той территории.

Параллельно идет избирательный процесс. Здесь также все сохраняется по-старому. Изменились лица, а система осталась старой. Используются те же методы — пытаются «напичкать» Верховную Раду кнопкодавами, людьми, которые будут голосовать так, как нужно. И все это под лозунгами, мол, работаем в интересах государства, народа, а на самом деле опять решают свои личные вопросы. Пока мы двигаемся по парадигме политики прошлого. Имеем смену лиц — не имеем смены системы.

«ЗА ТРИ МЕСЯЦА ПРЕЗИДЕНТОМ СДЕЛАНО НЕСКОЛЬКО ШАГОВ, КОТОРЫЕ Я РАСЦЕНИВАЮ КАК ОШИБОЧНЫЕ...»

Сергей ГОЛОВАТЫЙ, президент-основатель Украинского законодательного фонда:

— За три месяца Президентом сделано несколько шагов, которые я расцениваю как ошибки и ущерб для Украины.

•  ПЕРВОЕ. Порошенко как только присягнул на Конституции, сразу взялся за ее изменение. Он подготовил закон об изменениях, который был предметом широкого обсуждения, но в нем я не увидел ничего, кроме желания Президента сосредоточить больше власти в своих руках в виде его представителей, которые должны были полностью сломать исполнительную вертикаль власти с помощью государственных администраций. Более того, в данном законе предусматривались некоторые вещи, выглядевшие как децентрализация власти, а в действительности это был модифицированный вариант путинской федерализации Украины. Я очень остро критиковал этот законопроект и намерение Президента бороться за власть путем изменения Конституции во время войны. Война — не время для изменения Конституции.

Этот законопроект был чрезвычайно некачественным с юридической точки зрения, его готовили не специалисты по конституционному праву. И он по причине своей юридической безграмотности и политической пагубности не получал движения дальше. И очень хорошо, что Президент в этом деле провалился.

•  ВТОРОЕ. Вопрос досрочных выборов в парламент — это тоже дело Президента ради укрепления личной власти. Выборы в парламент во время войны — вещь недопустимая. Во время войны демократия не работает. Порошенко угрожал: «Я не позволю открыть второй фронт — политический». Таким образом он признал, что демократии не будет, и все должны идти как овцы или как когда-то при коммунистическом режиме вместе с ним, под его «мудрым руководством». Поэтому я считаю это политической ошибкой, пагубной для страны.

Я не отрицаю, что эту Верховную Раду нужно разогнать. Я не отрицаю, что она является такой, которая заслуживает политического забвения, а десятки депутатов из КПУ и ПР — уголовной ответственности за ряд преступлений, начиная с государственной измены. Но время выборов сейчас и таким способом — срочно и по сокращенной процедуре — это не то, что нужно стране. Выборы должны быть отсрочены до времени, когда Главнокомандующий сосредоточил бы все усилия и ресурсы государства на сопротивлении агрессии, зачистке украинской территории от оккупантов, пока Украина не установит полную власть на той территории, которая остается за ней.

Парламент, который имеем сегодня, морально уничтожен. Последнее голосование показало, что союзником Президента являются и коммунисты, и регионалы, и литвиновцы. На них же он опирался и во время принятия позорных законов, и во время ратификации европейской Ассоциации. Поэтому нет проблемы морально подорванному парламенту найти 226 голосов. Наоборот, с морально-психологической точки зрения, этот парламент был и является морально способным для принятия важных решений.

Но Президент пошел другим путем. Более того, он ведет целое общество российской «пятой колонны» в главных силах в парламент. Возможно, это и есть идея Порошенко — ввести в Раду «пятую колонну», на которую он будет опираться в будущем.

•  ТРЕТЬЕ. Это абсолютно недопустимая вещь, которую я называю государственной изменой, — принятие в тайном режиме двух законов о статусе Донбасса и освобождения от уголовной ответственности террористов, убийц и всех тех, кто уже несколько месяцев уничтожает украинскую нацию в человеческом, духовном и материальном измерении. И мы не знаем, кто принял данные законы. Когда 16 января принимались «диктаторские законы», у нас было зафиксировано, кто это делал поименно. Порошенко же превзошел Януковича в своей закрытости от народа — спрятал в преступлении тех, кто голосовал за позорные законы. Данные законы — это полная сдача интересов Украины России. У нас в прошлом было несколько вех юридических актов, которые принимала ВРУ и которые связаны с конкретными именами. Авторским актом было соглашение Януковича — «харьковские договоренности». Он тогда большинством в Раде протянул их и поставил свою подпись. Это продлило пребывание Черноморского флота России, который практически помог аннексировать Крым. Закон о русском языке в Украине «Колесниченко-Кивалова» тоже был авторским. Именно данный закон стал зацепкой, которой Кремль обосновал аннексию Крыма, а дальше начал войну на Донбассе. Третья веха — законы 16 января «Олейника-Кивалова». Данные законы привели к «Небесной сотне» на Майдане. Людей, которые защищали свое достоинство, убили путинские снайперы. И четвертая веха — это законы «Путина-Порошенко» относительно особого статуса Донбасса и освобождения от уголовной ответственности убийц.

•  И ПОСЛЕДНЕЕ — отсрочка применения ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС почти на полтора года. Она должна была состояться почти в то же время, когда это сделала Молдова и Грузия. Порошенко же, отсрочив Ассоциацию, дал возможность России работать на европейском политическом фронте и влиять как на сам ЕС, так и на правительства отдельных государств. И они посыпались, как домино — Словакия, Чехия, Австрия, Италия, Болгария, Греция — их представители в Европарламенте в Страсбурге голосовали «против». Путин получил команду своих сторонников. Теперь можно лишь догадываться, какие еще ресурсы задействует Путин, что произойдет с самой Ассоциацией и вообще что будет с Украиной.

Все это результаты первых 100 дней Президента Порошенко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать