«Гречки» больше не будет?
«Не существует идеальной избирательной системы, но принятый за основу Избирательный кодекс является наименее коррупционным», — народный депутат
Этот законопроект обещали принять многие политики. Причем как в прошлых созывах парламента, так и в нынешнем. Обещали неоднократно и президенты Украины. И вот наконец это произошло, в частности благодаря давлению общественности. Во вторник народные депутаты рассмотрели два законопроекта Избирательных кодексов Украины. Первый — авторства представителя депутатской группы «Відродження» Валерия Писаренко, второй, — Андрея Парубия («Народний фронт»), Александра Черненко («Блок Петра Порошенка») и Леонида Емца («Народний фронт»). В результате первый законопроект набрал 102 голоса и не прошел, а вот второй — минимум от необходимого («за» 226 голосов депутатов).
В минувшую сессионную неделю, как известно, Верховная Рада провалила все законопроекты, касавшиеся изменений избирательного законодательства по выборам в парламент. На этот раз, по словам спикера ВР Андрея Парубия, «парламент продолжил рассмотрение реформы избирательного законодательства». Народные депутаты от разных фракций и групп, за определенным исключением, друг за другом хвалили проект закона Избирательного кодекса (авторства трех народных депутатов) и призывали всех принять его. Важный момент — это только первое чтение, а, следовательно, законопроект еще должен быть принят окончательно, в соответствии со вторым чтением парламентарии будут иметь право вносить дополнительные правки.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
КАК ОБСУЖДАЛИ?
Некоторые эксперты уже успели заявить, что принятие в первом чтении Избирательного кодекса, это некая игра парламентариев, ведь это еще не закон, зато уже можно будет отчитаться своим избирателям, что вот мы обещали и проголосовали. Коротко — ремарки народных депутатов во время выступлений.
«Стоит вопрос — выполнение или дальнейшее игнорирование предвыборных обещаний. И сегодня каждый украинец увидит, на что способны нынешние парламентарии», — Леонид Емец («Народний фронт»).
«Три года назад пять фракций подписали Коалиционное соглашение и пообещали украинцам и Совету Европы принять наконец Избирательный кодекс. Пришло время выполнить свои обещания. Только изменив правила выборов, мы сможем положить начало дальнейшим настоящим изменениям», — Руслан Сидорович («Самопоміч»).
«Ключевая задача — дать украинцам возможность сформировать честный парламент без политической коррупции. Нужно проголосовать за законопроект Черненко и доработать его во втором чтении», — Иван Крулько («Батьківщина»).
«Призываем проголосовать за Избирательный кодекс, в частности за открытые списки на выборах, чтобы сделать парламент лучше», — Игорь Попов («Радикальна партія Ляшка»).
Перечень можно продолжить. Однако в этот ряд позитива не вписался председатель парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич от БПП: «Представленная наработка принадлежит другим авторам, которые готовили соответствующий законопроект в 2006—2007 гг., то есть 10 лет назад. С тех пор многое изменилось. В этом законопроекте парламентские выборы, в частности открытые избирательные списки, это лишь 10% документа. Я уверен, что большинство в этом зале даже не читало проект Избирательного кодекса. Он на самом деле полностью меняет модель проведения и президентских, и местных выборов. А до президентских выборов, напомню, у нас осталось не так много времени. Также этим законопроектом мы нивелируем действующий закон о ЦИК, который находится на стадии переформатирования, нивелируется и закон о государственном реестре избирателей. С нас будет смеяться весь мир. Не актуально сейчас повторять то, что было 10 лет назад. Нужно поблагодарить авторов и переделать этот законопроект».
Встает вопрос — что мешало до сих пор «президентскому юристу» подготовить качественный Избирательный кодекс и проголосовать его в парламенте, таким образом выполнив предвыборное обещание Петра Порошенко?
Перед этим, представляя законопроект, Александр Черненко частично ответил своему однопартийцу: «Этот проект не нов. Он разработан на основе Избирательного кодекса, который еще в 2010 году в позапрошлом созыве зарегистрировала группа депутатов под руководством Юрия Ключковского. Законопроект около года готовила рабочая группа, в состав которой входили лучшие специалисты, и он получил в то время позитивный вывод Венецианской комиссии. Сейчас перед регистрацией мы несколько его осовременили, сделали выводы из избирательных процессов 2010—2015 лет, оставив концептуально вариант 2010 года, мы внесли ряд новшеств».
В ЧЕМ СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ?
Основной задачей законопроекта авторы видят создание единой унифицированной правовой основы для подготовки и проведения выборов в Украине в соответствии с Конституцией и рекомендациями международных организаций. Избирательный кодекс — это единственный кодифицированный законодательный акт, который объединит пять действующих законов, — «О выборах Президента Украины», «О выборах народных депутатов Украины», «О местных выборах», «О Центральной избирательной комиссии», «О Государственном реестре избирателей».
«Предлагается применить избирательную систему, которая позволяет персонифицировать голосование («открытые» списки кандидатов), что требует внедрения региональных избирательных округов, и в то же время сохранить стимулы к поддержке общеукраинского характера политических партий, недопущения их регионализации, — говорится в пояснительной записке к документу. — Аналогичную избирательную систему предлагается применять также на выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных рад, а также городских рад тех городов, в которых количество избирателей превышает 90 000 человек; к таким городам относятся все областные центры, а также несколько других городов областного значения. На выборах мэров таких городов предлагается применить избирательную систему абсолютного большинства, цель которой повысить уровень общественного доверия и политический авторитет мэров соответствующих городов».
Также предлагается правовое урегулирование процедур голосования (форма бюллетеня и способ его заполнения), подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования. «Другие избирательные процедуры, требующие новеллизации, включают в первую очередь процедуры составления и уточнения списков избирателей на основе Государственного реестра избирателей», — пишут авторы. Кроме того, речь идет о том, что необходимо четко отделить от предвыборной агитации информационное (незаангажированное) обеспечение выборов, уточнить содержание понятия предвыборной агитации и формы ее осуществления, упорядочить требования к деятельности средств массовой информации как в части информирования общественности о ходе избирательного процесса, так и в части их участия в предвыборной агитации.
ЧТО ВАЖНО УЧЕСТЬ
«У меня нет возражений относительно качественного уровня подготовки этого законопроекта, — комментирует «Дню» директор ВОО «Комитет избирателей Украины» Алексей КОШЕЛЬ. — Пакет вопросов, которые могут возникнуть относительно него, можно полностью устранить между первым и вторым чтением. Я имею в виду дополнительные ограждающие действия относительно возможного нарушения законодательства, решить много процедурных моментов, еще несколько раз провести экспертизу фокусных групп среди политтехнологов и членов избирательных комиссий относительно этих законопроектов, которые могут показать механизмы, благодаря которым можно обойти те или другие нормы».
«Но есть ключевые моменты, — обращает внимание эксперт. — Первое. Мы должны быть реалистами и понимать, что избирательная система с открытыми списками полностью не решает на сегодня главный вопрос — подкуп избирателей. Поэтому избирательную реформу нам нужно не ограничить лишь одним законопроектом или одним проектом Избирательного кодекса, как будто приняв один законопроект и внедрив открытые списки, все сразу изменится. Поэтому сейчас необходимо включить несколько механизмов, которые хотя бы частично могли бы решить эту проблему. Для этого нужно внести ряд изменений в законодательные акты, в частности Уголовный кодекс, которые максимально детализируют вопрос подкупа избирателей. На сегодня есть уголовная ответственность за подкуп, но само понятие подкупа не детализировано, то есть стражи порядка не имеют инструментария для того, чтобы использовать эту норму».
«Второе, — продолжает Алексей Кошель. — Необходимо внедрить норму полного запрещения политической рекламы в избирательный и межизбирательный период. Это единственный шанс сделать выборы дешевле в несколько раз и равными для всех политических сил. На сегодня Украина является рекордсменом в Европейском Союзе по количеству средств, которые тратятся на выборы. К примеру, украинские парламентские выборы стоят в несколько раз дороже, чем выборы в польский Сейм. Без запрещения политической рекламы у нас будет существовать разделение на бедные и богатые партии, олигархические и неолигархические, а влияние государственного финансирования будет минимальным. Если мы не ограничим политическую рекламу и подкуп избирателей, то изменение избирательной системы на практике может закрыть путь для молодых и небогатых политиков».
ГРАФИК С САЙТА ДВИЖЕНИЯ «ЧЕСНО»
КАКИЕ ШАНСЫ ПРИНЯТИЯ КОДЕКСА В ЦЕЛОМ?
«До голосования мы слышали, что депутаты-мажоритарщики не проголосуют за этот законопроект, — говорит Алексей Кошель. — Хотя, по моему мнению, депутатам-мажоритарщикам при открытых списках ничего особенно не угрожает. Если раньше они шли на выборы с конвертами, продуктовыми наборами и детскими площадками, то сейчас они идут с политическими субвенциями, когда за средства государственного бюджета решают вопросы дорог, тротуаров, школ и детских садиков, перерезают красные ленты и отчитываются перед своими избирателями. И я не исключаю, что появится одна партия-«зонтик», которая объединит несколько десятков «авторитетных» мажоритарщиков и сможет преодолеть процентный барьер. С другой стороны, эта система не создает серьезных препятствий и для парламентских партий, она для них является достаточно комфортной. Поэтому теоретически новый Избирательный кодекс должен быть проголосован и во втором чтении, но предусмотреть это сейчас на сто процентов, конечно, невозможно».
«Если сейчас есть 226 голосов, то есть все шансы, что законопроект об избирательной системе будет проголосован и во втором чтении, — комментирует «Дню» народный депутат Виктор ЧУМАК. — Конечно, все будет зависеть от того, как поработают над этим законопроектом депутаты и какая будет коммуникационная кампания. Я бы приравнивал неголосование за новый закон об Избирательном кодексе к государственной измене. Возможно, с изменениями, но с повестки дня Украины он не исчезнет. Не существует идеальной избирательной системы, и предложенную систему также нельзя назвать идеальной. Но именно она наименее коррупционная. Считаю позитивом отсутствие в ней «мажоритарки». Важно, что снижен проходной барьер (теперь 5%, а законопроект предусматривает 4%-й проходной порог в парламент. — Авт.), введена возможность одновременного голосования и за своего кандидата и за всю партию. Это является реальным представительством. Отдельно будем говорить об уменьшении политической рекламы. Голосование во втором чтении должно состояться не раньше чем через месяц. Если все будет проголосовано, то убежден, что новая избирательная система будет введена уже к следующим выборам».
Выпуск газеты №:
№200, (2017)Section
Подробности