Игра в идеологию
Провластная партия решила разработать национальную идеюРяд депутатов от Партии регионов работают над оформлением национальной идеи. Такую новость обнародовал недавно известный защитник всего российского регионал Вадим Колесниченко. Можно только представить, какой будет эта концепция. К тому же, учитывая то, каким образом властная верхушка разрабатывает концепцию гуманитарной политики, трудно поверить, что они смогут подытожить и вывести формулу украинского единства.
Исторический опыт показывает, что присутствие национальной идеи — не просто обременительный и никому не нужный атрибут. Большинство стран мира наряду с гимном и флагом имеют еще и общий лозунг государства, слоган, если хотите. Здесь возникает непроизвольная ассоциация с рекламой, но в этом нет ничего страшного. Государство можно и, более того, стоит рекламировать и «продавать», в первую очередь, его гражданам. Запятнанное историческими событиями ХХ в. слово «идеология» кажется многим страшным и враждебным, но правда, как обычно, другая.
Введенный в конце ХVIII в. термин «идеология» носил научный характер и был саркастически высмеян Наполеоном Бонапартом. Слово же «идеолог» было близким к неприличию. Второе дыхание идеологии ознаменовалось появлением марксистско-ленинской теории. В отличие от своих исторических предшественников, Маркс уделил этому явлению едва ли не больше всего внимания. По его мнению, идеология играет огромную роль в становлении, развитии и расцвете общества. Идеология как система отражения действительности в сознании народа включала в себя огромный блок общественно важных вопросов: политику (восприятие и оценку политических фактов гражданами страны), культуру (литературу, кинематограф, искусство), этику (грани нравственности, установленные нормы поведения), философию мировосприятия и религию.
Все мы знаем о временах отречения и отстранения от исторической культуры в период СССР. Атеизм, социалистический реализм, кино, сурово соблюденное в рамках общей идеологии, культ вождей и тому подобное. Как свидетельствует опыт, такой набор запрограммированных ценностей обернулся трагедией для миллионов украинцев и других народов союзных республик. Однако у каждой медали — две стороны, поэтому давайте сосредоточимся не на самом мировоззрении, которое навязывал тоталитарный режим, а на функционировании идеологии, ее действии и глобальном влиянии. Конечно, полный контроль над сознанием людей неуместен и никому не нужен. Писатели ХХ в., эпохи радикальных идеологий, в один голос утверждали, что излишнее вмешательство государственного аппарата в жизнь и сознание человека вредно. Картины, возникающие перед нами на страницах социальных антиутопий «1984» Д. Оруэлла или «Мы» Е. Замятина, заставляют каждого признать, что всеохватывающий контроль к добру не приводит. Государство, где искусство выходит из-под станка, любовь искоренена как явление, люди живут под постоянным надсмотром, а национальная политика заключается в пятиминутках ненависти и постоянных сообщениях о войне с внешним противником, — кошмарный сон д ля любого либерала, демократа, да и вообще любого человека, который осознает себя как личность.
Но всегда есть «но». Возможно, слово «идеология», пока не избавится от кровавого следа, который тянется за ним с прошлого века, не будет употребляться, — зато будет применяться такое определение, как «национальные ценности, идея, цель». Довольно уже бояться отголосков советской радикальности. Украинцам давно пора сформировать собственную систему ценностей, и даже не для того, чтобы достойно войти в мировое сообщество в качестве носителей определенного набора нравственных принципов, а, в первую очередь, для самих себя. Идеология — это то, что объединяет людей вокруг определенных идеалов и принципов. Она призвана соединить украинцев неразрывной связью не единомыслия, а единства осознания целей и оценки явлений. По мнению ученого Н. Амосова, государство без определенных принципов и целей, которые преследуют все без исключения, рискует превратиться в объединение отдельных групп, неудовлетворенных своим положением и местом на вертикали взаимной эксплуатации. Такой порядок вещей будет способствовать появлению постоянных конфликтов между группировками. Поэтому главная функция государства — превратить народ в группу людей, объединенных определенной целью.
Взять, к примеру, европейские государства. Граждане большинства этих стран абсолютно аполитичны. Взрыв эмоций вызывают разве что скандальные выходки должностных лиц, например Берлускони или Стросс-Кана, но не приближение выборов. Политические гонки для европейцев что-то наподобие выбора яблок: будут они более или менее красными. Поставив галочку в соответствующей графе, среднестатистический европеец покидает избирательный участок совершенно спокойно. Все равно, какой бы кандидат ни победил, курс государства останется неизменным. Франция не пожелает объединиться с Бельгией. А Бельгия, в свою очередь, не надумает, что соседний Люксембург слишком маленький и давно уже мозолит глаза на политической карте мира, поэтому стоит его захватить. В этом и заключается государственная идеология. Цвет власти остается неизменным, вариации возможны только относительно оттенков. Идеология приобретает черты гуманности.
Теперь вернемся в родные пенаты. Каждый политический выбор превращается в радикальный, каждый голос деформирует политическое лицо будущего. Украинская идеология не находит своего отражения ни в социальной политике, ни в искусстве, ни в религии, да и, по большому счету, просто не существует. Ценности и приоритеты наших граждан никто не отслеживает и не направляет. По последним исследованиям, украинцы вошли в тройку наиболее меркантильных наций, после России и Израиля. Свыше трети наших соотечественников считает, что быть богатым — это архиважно. Интересно, что Швеция и Норвегия, одни из самых богатых стран Европы, оказались на последних местах этого рейтинга. Конечно, можно сказать, что они горя не знают и потому пренебрежительно относятся к деньгам. А если причина кроется совсем в другом? На улицах Парижа или Мадрида вы не увидите дорогих иномарок. Автолюбители Германии, например, пересаживаются в новое авто в возрасте около 40 лет, приобретая опыт водителя на стареньких «Фольксвагенах». Стало быть, непонятно, откуда на улицах страны, которая едва ли не самая бедная в Европе, появляются первоклассные автомобили известных брендов.
Менталитет, скажет кто-то, ничего не поделаешь. Полная дезориентация в мире ценностей и целей, ответит другой. И вина здесь не только власти, но и самого общества. Как часто оно задумывается над тем, чем оно живет? Возможно, во время просмотра российского кино или штампованных американских комедий? Или нажимая кнопки пульта, уставясь в экран, с которого радушно улыбаются русские селебритиз? Или, может, тогда, когда слушают песни о платьях под цвет волос и девушек под цвет полос? Единственный прогрессивный шаг, на который осмелилось наше государство, — введение для учеников начальных классов дисциплины «Гражданское образование», выводы относительно эффективности можно будет сделать лет через десять.
Разработка национальной идеи и государственного лозунга — отличная инициатива. Но воплощение ее под угрозой. Идея должна быть дистиллированной и отфильтрованной национальной идеологией как совокупностью идей. Она должна быть итогом, конечным продуктом, а не началом главы. Однако формулировки принципов и взглядов, согласно которым будет даваться оценка действиям власти, отменяет право последней на фортели. Идеология — это своеобразное принуждение быть последовательными. Поэтому, прежде чем выдвигать какие-то предложения, следует понять, с какой стороны подойти к делу, проанализировать и осознать все вехи. В отношении таких способностей государственных модераторов есть сомнения. Однако история рассудит всех, а будущее поколение, будем надеяться, оценит шаги, сделанные сегодня для становления их мировоззрения и мировосприятия завтра.
Выпуск газеты №:
№69, (2012)Section
Подробности