Избежит ли Рада судьбы бизнес-клуба?
Сегодня ВР соберется в новом году впервые. Какими были обещания депутатов и что нужно делать сейчасНа вчерашнем заседании Согласительного совета была утверждена повестка дня на 13—16 января. В целом на этом пленарной неделе планируется рассмотреть около 60 законопроектов и проектов постановлений. В частности, 13 января депутаты рассмотрят 5 законопроектов о совершенствовании основ организации и функционирования судебной власти. Также будут рассмотрены документы о защите информационного теле- и радиопространства Украины и об общественном телевидении и радиовещании.
Еще одним событием вчерашнего дня стала закрытая встреча американского миллиардера Джорджа Сороса с украинскими депутатами. Накануне СМИ задавали себе вопрос, — с какой целью приехал в Украину основатель фонда «Відродження»?
«Коротко информирую, что обсудили, — пишет у себя на Фейсбуке народный депутат от фракции «Самопоміч» Анна Гопко после встречи: — Избрание председателя антикоррупционного бюро и эффективность борьбы с коррупцией в Украине; Сотрудничество АП, Кабмина и ВР. Робота Нацсовета Реформ и привлечение общественности; Важность проведения судебной реформы и зарегистрированные законопроекты; Восстановление экономики (инновационного типа) и создание фонда страхования прямых иностранных инвестиций в Украину, чтобы решить вопрос поступлений инвестиций даже в военное время и создание новых рабочих мест; Сотрудничество с международными институтами».
Чего следует ожидать от Верховной Рады в новом году? О чем свидетельствует приезд Джорджа Сороса в Киев? Говорим с внефракционным народным депутатом Борисом ФИЛАТОВЫМ и экспертом Института Политического Образования Александром СОЛОНТАЕМ.
«НАРОДНЫЕ ИЗБРАННИКИ ДОЛЖНЫ ВЕРНУТЬСЯ К ТЕКСТУ КОАЛИЦИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ И НАЧАТЬ ДВИГАТЬСЯ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ»
Александр СОЛОНТАЙ, эксперт Института политического образования:
— Депутаты настолько испугались, что бюджетный процесс может затянуться, что в конце 2014 года провели заседание Рады с воскресенья 28 декабря на понедельник 29 декабря. Раньше оно было запланировано на вторник 30 декабря, но на него народные избранники уже не явились. Как мы видим, депутаты голосовали за бюджет, который был не просто сырым, — некоторые части в нем вообще отсутствовали. После этого депутаты получили настолько большой удар по рейтингу (а теперь приближаются местные выборы), что, возможно, они начнут менять свое поведение.
Но после нового года я путешествовал по многим городам Украины и везде я видел народных депутатов и их команды, что ярко подтвердило мой тезис: парламентарии работу с избирателями, во фракциях и комитетах переводят на собственный язык как «поездка домой, подальше от ВРУ — к собственным бизнес-делам». И влиять на это можно лишь путем внесения изменений в закон «О статусе народного депутата Украины». Должны быть предусмотрены санкции вплоть до потери мандата за невыполнение депутатских обязанностей.
Однако, в конце года от власти поступил и красивый сигнал — о создании комиссии, которая должна все вопросы, связанные с отменой депутатской неприкосновенности, реформой местного самоуправления, децентрализацией разработать в виде изменений к Конституции Украины и подать в Раду в ближайшее время. Создание такой комиссии началось, часть текста содержится в коалиционном соглашении — теперь все зависит от политической воли.
В новом году после предыдущих серьезных промахов Рада должна предпринять несколько важных шагов. Во-первых, она должна исправить свои прошлогодние ошибки, которые в ином случае будут нависать над рейтингами депутатов. В частности, нужно вычитать тексты бюджетного и налогового кодексов, снять несогласованности, доработать бюджет в контексте международных кредитных обязательств и дефицита. Также нужно доработать вопрос особенностей налогообложения тех или иных объектов, ведь документы по этому поводу были, очевидно, сырыми.
Во-вторых, народные депутаты должны позаботиться о том, чтобы исполнять свои депутатские обязанности. Эта Верховная Рада напоминает предыдущую тем, что депутаты так и не стали парламентариями, а Рада осталась бизнес-клубом. Мы слышим в эфирах телеканалов лишь несколько голосов спикеров, которые отмазывают почти весь депутатский корпус, однако мы не видим действий.
В-третьих, народные избранники должны вернуться к тексту коалиционного соглашения и начать двигаться согласно с ним, потому что их повестка дня планомерно отклоняется от того, о чем они договорились. Этим самым они подрывают свою дееспособность и веру в то, что они могут что-то сделать. Если депутаты хотят работать больше чем год, отведенный Конституцией, то они должны действовать и отчитываться согласно этой программе, которую они подписали в первый день существования нынешней Рады. Коалиционное соглашение четко предусматривает военную, конституционную и другие секторные реформы. Есть и Соглашение об ассоциации с ЕС, являющееся документом внешней политики, согласно которому также должна двигаться Украина. В нем мы также видим ответы на вопросы, что должны делать депутаты, — в частности относительно торговли, экономической регуляции предпринимательской деятельности, разрешительной системы, миграционных процессов и т. д. Зато в бюджетном и налоговом кодексах написали одно, а изменения к ним — другие.
В результате, коалиция пошагово не выполняла пункты коалиционного соглашения, к тому же прибавила пункты, которые не были ею предусмотрены. Поэтому, если они будут так же само работать в направлении судебной реформы, реформы местного самоуправления, МВД, где начинаются несовпадения с договоренностями и президентской «Стратегией-2020», то будет полностью разрушено доверие к депутатам. Они будут выглядеть мальчиками на побегушках у будущих кандидатов на должность президента, и тогда Раду будут считать не бизнес-клубом, а публичным домом. Поэтому народные депутаты должны свою законодательную деятельность сверять именно с этими соглашениями, а не писать законы просто так.
За последний год это уже 3-й визит Джорджа Сороса в Украину. Цель его визитов проста — он хочет понять, на какую точку давить, что поддерживать, в том числе финансово, что сопровождать и что даст необходимый эффект. Сорос ищет точку влияния, и вся деятельность фонда «Відродження» в Украине именно для этого и была запланирована. Закрытость же встреч обусловлена тем, что Джордж Сорос всегда встречается тет-а-тет. Он хочет иметь возможность спокойно пообщаться. Ему не нравится, чтобы в него летели разные предметы и смеси, как это было в 2004 году в гостинице «Русь».
«В ЦЕЛОМ МНЕ НРАВИТСЯ НЫНЕШНИЙ ПАРЛАМЕНТ — ОН ЖИВОЙ И В НЕМ МОЖНО ДЫШАТЬ»
Борис ФИЛАТОВ: народный депутат Украины:
— Во вторник состоится первое заседание Верховной Рады после новогодних каникул. После скандального ночного голосования депутатов за бюджет, в Украине вновь заговорили о серьезных проблемах с парламентаризмом, которые перекочевали в новую Раду. Вы согласны с этим?
— По этому поводу я особо не паникую, и считаю, что не надо расстраиваться. Но это безобразное голосование породило противодействие. На своей странице в Facebook я сделал предложение создать межфракционное объединение под названием «За сохранение парламентаризма и соблюдение регламента». Для всего этого у нас есть договоренности с депутатами — независимо от политических взглядов и партийной ориентации — например, Алена Шкрум из «Батьківщини» обещала его поддержать. Это, конечно, выглядит как определенного рода флешмоб, когда депутаты, которые и так должны соблюдать написанный регламент, создают такое объединение. Это выглядит странно, но эффективно, ведь господин Владимир Гройсман, который все время сам нарушает регламент, не имеет права отказать нам в регистрации этого объединения. Он также обязан объявить о его создании с трибуны Верховной Рады. Первая его цель — соблюдение регламента ВРУ, а в случае его несоблюдения — блокирование трибуны. Вторая цель — передача слова друг другу в Раде, ведь в этом вопросе существует постоянная манипуляция. Мы (внефракционные депутаты) неоднократно включались в этот процесс — записывались на выступление, а потом согласованно, в случае если у кого-то появляется потребность сказать, передавали слово друг другу. Например, у нас (т.н. Правой оппозиции) достаточно сложные отношения со «Свободой», но безобразие, которое творит коалиция, особенно «Народный фронт», подталкивает нас действовать вместе, чтобы это пресекать. К тому же, я хочу посмотреть, какой это будет иметь медийный и политический эффект, — как депутаты, которые входят, например, в «НФ», не подпишут эти документы. Но ведь депутат не может не подписать документ за соблюдение регламента. Таким образом, мы проведем флешмоб, после которого депутаты коалиции пусть объясняют, почему они его не поддержали.
Поэтому, я бы не говорил, что парламентаризм у нас в стране исчез, но все это выглядит достаточно некрасиво.
— То, как Президент, премьер и глава ВРУ «переламывали через колено» парламент при принятии бюджета, многие сравнивают с принятием «законов 16 января».
— История не терпит аналогий. Поэтому мы можем говорить не о схожести, а о принципе — «и это люди, которые запрещают нам ковыряться в носу...». Я говорю своим коллегам, что бояться надо не сравнений — тут совсем другой коленкор, ведь страна действительно не может войти в новый год без бюджета. Но если говорить о персоналиях, то депутаты, вслепую голосовавшие за бюджет, мало отличаются от тех, кто голосовал за «диктаторские законы». В ответ же от них звучит такая риторика: «Нам нужно это принимать, а война все спишет». И я вижу, как этим начинает злоупотреблять, в том числе правительство. Но голосование за бюджет было балаганом и позорищем. Теперь же пусть его исполняют, раз так сильно протаскивали. Я думаю, нас ждет его неоднократное секвестировнаие.
Я также не могу говорить конкретно о премьере или министрах, но возникают сомнения в умственной дееспособности людей, которые верстали бюджет и подсовывали его премьеру на стол. Например, по Днепропетровску мы смогли отстоять «срезанный» гемодиализ, с учетом того, что в нашем городе в областной клинической больнице на искусственной почке лежит 47 человек только из одной Горловки. И они без этого просто умрут. Благо, мы пошли к премьер-министру и министру, объяснили и вернули этот пункт в бюджет. Кроме того, нам удалось выбить из бюджета вопиющие пункты, начиная от квартир, пенсий и много другого.
Но я искренне надеюсь, что депутаты облагоразумятся и перестанут хотя бы «подымать руки». В то же время, при всем моем критическом отношении к Петру Порошенко, Арсению Яценюку и прочим, в Раде нет откровенной «чечетовщины». Да, парламент сложный, разный и живой, всегда голосует по-разному, постоянно возникают какие-то конфигурации. В парламенте часто появляются какие-то требования, которые выставляют в том числе «Самопоміч» и «Батьківщина». Понятно, в этом присутствует предмет торга, и тот же Олег Ляшко постоянно разменивается и пытается получить от этого какой-то гешефт.
— Насколько активным субъектом, исходя из реалий, может быть народный депутат?
— Может. Это в меньшей мере касается «Народного фронта», ведь они себя ведут наиболее позорно. Например, в ту парламентскую ночь, когда все начали разбредаться по кулуарам, буфетам, а некоторые даже употребляли алкогольные напитки, депутаты «НФ» покорно сидели в куче в сессионном зале и, наверное, ждали команды. И выглядело это смешно, когда весь зал разошелся, а эта фракция осталась. Но что касается «БПП», то там все разные и есть много течений — «УДАР», отдельные мажоритарщики и пр.
Касательно внефракционных депутатов, то, например, у нас сложились прекрасные отношения с «Самопоміччю». Их обвиняют в популизме, но я бы так не сказал — это приличные люди, которые занимают принципиальную позицию в принципиальных вопросах. Нельзя сказать, что они шантажируют коалицию — они просто принципиальные люди.
Поэтому в целом мне нравится нынешний парламент — он живой и в нем можно дышать.
— Некоторые законы в парламенте со скандалом набирают чуть больше половины голосов депутатов, а в некоторых вопросах у членов коалиции есть существенные разногласия. Не является ли это опасностью для существования большинства?
— Есть вопросы жизненно необходимые и общественно важные. Например, голосование за внеблоковый статус — проголосовали все, включая нас — правых оппозиционных внефракционных депутатов. То же самое касательно освобождения Надежды Савченко. Главное, что эти векторные вопросы имеют всеобщую поддержку. Но когда рассматриваются вопросы бюджета, у всех свои интересы и взгляды. И я считаю это нормальным, ведь если бы коалиция всегда голосовала консолидировано, все остальные депутаты были бы не нужны.
— В шутку или нет, депутатов обвиняли в том, что они все-таки проголосовали за бюджет, поскольку не хотели жертвовать отпуском за границей. Насколько это соответствует действительности, и как работали народные избранники после Нового года?
— За бюджет депутаты голосовали не потому, что надо было разбегаться по курортам — это чушь. Естественно, за всех я говорить не могу. Например, я не вхожу в коалицию или фракцию и у меня меньше обязанностей по работе. И я на пять дней уехал отдохнуть, ведь весь последний год со времен Майдана для меня был кошмаром. И я не скрываю и не чувствую угрызений совести по этому поводу.
Что же касается комиссии (Специальная контрольная комиссия ВРУ по вопросам приватизации), которую я возглавляю, то она до конца не сформирована и полноценно работать не может. Единственное, что я могу сказать — градус работы депутатов на праздниках был однозначно снижен, и это естественно. Но со вторника, я уверен, будет возобновлена плодотворная работа.
Выпуск газеты №:
№1, (2015)Section
Подробности