Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кадровый вакуум Президента

«Команда Зеленского» напоминает лоскутное одеяло», — эксперт
12 июня, 18:54
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

На днях новый президент Владимир Зеленский предложил очередную «порцию» кадровых назначений. Глава государства уволил или отстранил от должности 15 председателей облгосадминистраций, вместо которых были назначены 12 временно исполняющих обязанности председателей ОГА. Кроме того, Зеленский уволил начальников управлений Службы безопасности Украины в Одесской, Львовской, Винницкой, Волынской, Закарпатской и Черновицкой областях, а также заместителей главы СБУ Олега Фролова и Владислава Косинского.

И это еще не все. Президент опять подписал представление об отстранении Павла Климкина от должности министра иностранных дел Украины, но на этот раз параллельно внес в Верховную Раду представление на назначение главой МИД Вадима Пристайко, сейчас занимающего должность заместителя главы АП. Что касается министра обороны, пока никаких соответствующих представлений от главы государства нет, что свидетельствует об отсутствии определенной кандидатуры. В то же время в парламент впервые поступило представление Владимира Зеленского о согласии Верховной Рады на отстранение Юрия Луценко от должности генерального прокурора Украины.

«Есть юридическая позиция, связанная с тем, что, несмотря на изменения к закону о прокуратуре относительно того, что генеральный прокурор не должен иметь юридического образования, другие нормы закона о прокуратуре свидетельствуют о том, что прокурором Генеральной прокуратуры может быть лишь человек, имеющий юридическое образование», — именно так накануне объяснил мотив увольнения заместитель главы Администрации президента Руслан Рябошапка.

Правда, некоторые эксперты и народные депутаты уже выступили с заявлениями, что парламент не сможет уволить действующего генпрокурора из-за слабой юридической мотивации в представлении президента. А некоторые вообще указывают на то, что это сделано специально, чтобы Луценко пока оставался на своей должности. Некая игра, когда Зеленский сможет сказать, что это парламент плохой — он не хочет уволить генпрокурора.

Впрочем, есть и позитивная новость, ведь кандидатура Пристайко на должность главы МИД считается пожалуй, самой професссиональной из всех кадровых решений действующего президента. Что собой представляют в.и.о. председателей облгосадминистраций, пока говорить рано, их немногие знают. Тем временем, чуть ли не ежедневно возникают скандалы по поводу отдельных кандидатур в избирательных списках президентской партии «Слуга народа», которые руководству политсилы придется «подчищать».

Как эксперты оценивают кадровую политику президента?

«ГДЕ НАЙТИ НАДЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ? ЭТО ОГРОМНАЯ ПРОБЛЕМА»

Игорь ЛУЦЕНКО, народный депутат:

— Безусловно, у Зеленского существует серьезный кадровый голод. Но если посмотреть на назначение председателя СВР, то по крайней мере это человек, имеющий соответствующих профессиональный опыт. Что касается его медалей от ФСБ, то не будем забывать, что за нашей властью тянется серьезный шлейф прошлого. И, к сожалению, пока от этого никуда не деться. До 2014 года у нас с РФ были другие отношения. Но и сейчас существует договор о правовом сотрудничестве с российскими спецслужбами, по которым происходит, в том числе обмен, людей. Юрий Луценко, например, выдавал Тумгоева именно по этому соглашению.

Если говорить о «Слуге народа», то там вообще с самого начала была идея назначать людей без опыта, чтобы полностью обновить властную верхушку. Но есть и исключения, которые, повторяю, связаны с огромным кадровым дефицитом. То, что произошло на президентских выборах, можно назвать революцией, но через электоральные механизмы. А революция — это тысячи вакансий. Кем их заполнить? Где найти надежных специалистов? Это огромная проблема. Зеленский сейчас меняет устройство нашей страны с глубокого феодального на якобы модернизированный.

«ВО МНОГИХ МОМЕНТАХ ОНИ ДЕЙСТВУЮТ ЭКСПРОМТОМ»

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:

— Когда определенная группа идет к власти и имеет своего лидера,  она, как правило, уже готова руководить, а не действует по принципам бизнесменов. Нужно осознавать, что правила политики отличаются от правил бизнеса. Это касается в частности и кадровой политики. Здесь не действует принцип разрешать проблемы по мере их возникновения. Зеленский только полгода назад решил баллотироваться на должность президента такой большой страны со сложным прошлым и сложным сегодняшним. Он явно не подозревал, что вообще будет политиком. Поэтому нынешние назначения — это не назначения людей, которые будут руководить сразу достойно. Это, скорее всего, назначения для того, чтобы срочно заполнить вакуум власти. А вакуум власти в условиях войны является очень опасным фактором. И не исключено, что Россия может воспользоваться этой ситуацией в свою пользу. Это, кстати, касается и знаменитого выражения «команда Зеленского», в которой, я убежден, спустя некоторое время также начнутся конфликты, ведь не все из них собирались быть большими политиками.

 Поэтому сегодняшние назначения не имеют какой-то общей логики, мы не видим конкретного плана, по  критериям которого мы могли бы говорить, подходит ли тот или другой человек на соответствующую должность. Во многих моментах они действуют экспромтом. Но не будем забывать, что ему доверили свои голоса 73% населения. И это есть факт. Как следствие — Зеленскому придется сначала делать назначения, а затем смотреть по ситуации, назначая настоящих профессионалов под конкретную политическую программу. Отсутствие такой политической программы в настоящее время не дает возможности политологам окончательно утверждать о том, какой человек подходит, а какой — нет. Я не исключаю, что действующий генпрокурор, который не имеет юридического образования, может в дальнейшем заниматься своими делами, но уже преследуя своих прежних «хозяев». Пока еще нельзя сказать, что мы имеем какую-то конкретную кадровую стратегию новой власти. Видно только, что Зеленский пытается как можно быстрее очистить высшие государственные должности от сторонников Порошенко.

«СУЩЕСТВУЕТ БОЛЬШОЙ РИСК ДЕЗОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ КАДРОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА»

Олег СААКЯН, политолог:

— Быть несистемным кандидатом — очень выгодно, но быть несистемным политиком — это негативно. То есть это плюс во время выборов и минус во время управления. Поскольку у господина Зеленского фактически нет кадровых специалистов, на которых он может опереться и которые бы были проверены заблаговременно, потому на сегодня мы видим, что так называемая «команда Зеленского» напоминает лоскутное одеяло. В настоящий момент они сшивают ужа и ежа. Типичным примером является назначение на должность главы разведки. С одной стороны, говорят, что этот человек действительно является специалистом, а с другой — есть пакет открытых вопросов по нему. Та же медаль от ФСБ, хотя поверьте, это наименьший вопрос среди других. Соответственно, это назначение не только плохое с точки зрения имиджа Зеленского и доверия к нему, но и с точки зрения доверия к СВР.

Поэтому такие шаги могут серьезно отражаться на государственной безопасности и доверии к органам государственной власти вообще. Без эффективной коммуникации, без подбора достаточно прозрачных людей, упомянутые кадровые шаги могут быть крайне безответственными по отношению к государству. Если говорить о других кадровых назначениях, то они также происходят, скорее, по принципу приближенности, вероятной лояльности, но не профессиональности и патриотизма. В условиях войны это крайне опасно, ведь в таких войнах очень важной является социальная стойкость. В настоящее время мы имеем большой риск дезориентации общества после кадровых назначений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать