Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как начиналась оккупация...

Алексей ДАНИЛОВ: «В 90-х убивали конкурентов — таких как Щербань, которые могли бы воспрепятствовать режиму Кучмы»
09 июня, 19:34

Экс-мэр Луганска и экс-глава ОГА Луганской области — Алексей Данилов пожаловал на этой неделе в редакцию «Дня» с подарком — книгой, посвященной Львовскому музею имени Андрея Шептицкого, из серии иллюстрированных фолиантов под брендом «Государственные собрания Украины». Символический подарок от луганчанина.

На его глазах происходили те драматические события, которые в конечном итоге отразились на истории Донбасса. Подчеркнутый реализм и сегодня позволяет Данилову смотреть на нынешнюю ситуацию со здоровым скепсисом, ведь на властном олимпе по большому счету не меняются ни персоналии, ни главное — принципы. Даже тот же Леонид Кучма, который стоял у истоков кланово-олигархической системы и к которому очень много вопросов, в том числе и криминального характера, фактически никуда не делся. Более того — он теперь «миротворец» и представляет Украину в Минске.

Сейчас Алексей Данилов занимается проектом «Открытый глаз» и, по его словам, стремится предоставить возможность гражданам понять реальное положение вещей в государстве для избежания манипуляций. Говорит Данилов: «Правда, которая не сказана вовремя, является ложью и, к сожалению, мы сейчас в плену такой лжи в основном и находимся».

«КУЧМА ЗАНИМАЛСЯ НЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ГОСУДАРСТВА, А РАБОТАЛ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА СВОЙ КАРМАН»

Алексей Мячеславович, вы были мэром Луганска во время довольно бурных событий. Что произошло тогда, в конце 1990-х, когда вы ушли с должности?

—  Ничего экстраординарного не случилось. Кучма после двух лет пребывания на посту Президента начал заниматься не строительством государства, а работал исключительно на свой карман. Конечно, в соответствии с этой целью кучмовская среда избирала для отношений тех людей, которые им в этом помогали. На территории Луганщины это был Виктор Тихонов. Поэтому то, что мне пришлось уйти со своей должности, было следствием борьбы за место под солнцем, то есть возле Кучмы. Я никогда не был сторонником Кучмы, более того — я был его оппонентом. Когда он был президентом, то на совещаниях, которые проходили в Администрации Президента, я говорил ему в глаза о реальном положении вещей. Но тогда я еще был довольно молодым, неопытным и не отдавал себе отчета в том, что он просто не будет терпеть этого. Я думал, что если люди общаются, то ради того, чтобы высказывать друг другу откровенно мнения, ведь речь идет о конкретных делах и конкретных результатах. Как оказалось, нужно говорить лишь то, что нравится первому лицу. Говорить другое — опасно. И я вам скажу, что со временем ничего не изменилось. Вы или с ними, или против них. Но такая практика ни к чему хорошему не приводила и не приведет. Вследствие этого было сделано много ошибок.

Существует мнение, что Ефремов, когда стал главой Луганской ОГА в 1998 году, прошел по квоте Кремля. То есть Москва гарантировала определенные преференции Кучме, а последний ставил на восточные и южные области пророссийских креатур, которые на местах обеспечивали его голоса.

— На мой взгляд, все было намного проще. Приведу пример. В 1994 году ко мне обратился Александр Ефремов с просьбой помочь приобрести «Укркоммунбанк». До того как был избран на должность мэра я занимался бизнесом и был достаточно обеспеченным человеком. Я откликнулся на просьбу Ефремова и дал ему 250 тысяч долларов на покупку упомянутого банка. Эти деньги я ему дал под определенные договоренности, и, ясное дело, через определенное время они со мной должны были рассчитаться. Но так и не рассчитались. На то время Кучме нужно было избираться на второй срок, и они формировали избирательные штабы за счет государства. То есть за счет админресурса. Первое предложение было Тихонову, но он как человек довольно хитер — никогда не имел желания занимать официальные должности выше облсовета, отказался от этого предложения. И подставил под эту должность (главы области) своего партнера — Александра Ефремова. В жизни все более прозаично. В том, что Ефремов через год после того, как получил от меня упомянутую сумму, не сдержал своего слова, и есть его сущность, которая в конечном итоге привела его к нынешнему положению.

«БЕЗУСЛОВНО, УБИЙСТВО ЕВГЕНИЯ ЩЕРБАНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ, ВЕДЬ ОН УЖЕ БЫЛ ДОВОЛЬНО МОЩНОЙ ФИГУРОЙ»

Середина 1990-х годов была ознаменована рядом фамилий людей, которых ликвидировали, но которые в то время имели большое влияние на Донбассе. В частности, речь идет о Евгении Щербане. Если бы он тогда выжил и реализовал свои планы, то, возможно, Донбасс мог пойти другим путем?

— На то время «донецкие» были на ходу. У них была своя партия, они присутствовали в Верховной Раде, в частности и Щербань. Безусловно, убийство Евгения является политическим, ведь он уже был достаточно мощной фигурой не только в бизнесе, но и в политике. Более того, он представлял собой содержательную альтернативу. Так же спустя много лет был убит Евгений Кушнарев, который тоже был харизматичной фигурой. Тогда убивали конкурентов, которые могли воспрепятствовать режиму Кучмы и не позволить ему долго править в этой стране. Я в этом уверен, и никто меня не убедит в противоположном. Я лично знал и Евгения Щербаня, и Евгения Кушнарева, знал их способности, виденье процессов. Сейчас у нас много людей, у которых есть желание называть себя политиками, но они зашорены и кроме узкого направления ничего больше не видят. И это большая проблема, ведь сегодня необходимо видеть процессы на все 360 градусов. Не нужно мыслить себя с обеих сторон мировых процессов и думать, что на нас никто не влияет. Мы являемся частью этих процессов и обязаны смотреть широко и глубоко, а не узко и поверхностно. Малый угол обзора, как правило, обусловлен тем, что эти люди просто живут переменчивыми потребностями обогащения, использования государственных должностей для собственных, конкретных целей. Это опасно для всех.

«УКРАИНЦЫ НЕ ИМЕЮТ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ВЕЩЕЙ В СТРАНЕ»

Вы сейчас занимаетесь проектом «Общественный глаз» и фактически делаете учет тех ресурсов, которые существуют в стране.  Украинцы вообще отдают себе отчет в том, что они имеют в своем распоряжении?

— У нас есть проект под названием «Энциклопедия территорий», где мы раскладываем по частям 675 административно-территориальных единиц, которые существуют в Украине. Мы делаем эту информацию открытой, и каждый человек имеет возможность приобщиться к этой работе. Ведь если у нас нет истинной информации о тех или иных вещах, которые есть на нашей территории, то вследствие этого очень легко манипулировать реальным положением вещей.

Манипулируют цифрами, информацией. Например, возьмем вопрос газа. О газе говорили и говорят много, особенно политики. Но если вы спросите, сколько потребляет газа та или иная территория, то таких конкретных цифр вы нигде не найдете. Если бы общество знало, сколько потребляется газа в разрезе территорий, секторов экономики и населения, то можно было бы составить довольно полезную картину для понимания, как стоит использовать этот ресурс. Но скрывать такую информацию очень удобно тем, кто «сидит» на газе и имеет на этом безумные деньги. Нам говорят, что мы добываем то ли 20 млрд кубов газа, то ли 24. А сколько на самом деле — никто не знает. Власть сознательно не доводит до нас эту информацию. И это касается не только газа.

Есть еще один простой пример. Площадь города Киева 83 тысячи 558 гектаров. Но кому принадлежит эта земля, не знает никто. Такого учреждения, которое знает до последнего квадратного метра, кому принадлежит земля в городе Киеве, нет. Более того, земля города Киева не стоит на балансе у киевской общины, потому что такого баланса в Киеве не существует. И не только в Киеве, но и в стране баланса земли не существуют. А если у земли нет хозяина, то на ней происходит что угодно.  Таким образом люди, которые находятся при власти, себе ее присваивают. Причем делают это очень странным образом. Они ее отписывают не с баланса общины, а решением городского совета выдать тот или иной участок. Вы сначала все поставьте на учет, доведите до общественности Киева, сколько у нее есть земли до последнего квадратного метра, а затем идите дальше.

«ЕСЛИ БЫ СУЩЕСТВОВАЛА ВЕРХОВНАЯ РАДА, ТО ПО СОБЫТИЯМ В КРЫМУ И ДОНБАССЕ БЫЛА БЫ ЧЕТКАЯ ТРАКТОВКА — У НАС ИДЕТ ВОЙНА С РФ»

— Таким образом и появились наши олигархи, которые фактически присвоили себе то, что им изначально не принадлежало. Как сейчас должны вести себя олигархи в это критическое историческое время?

— Для начала мы должны определиться, кто является этими олигархами, а затем уже конкретно говорить, что с ними делать. Напротив конкретного олигарха должна стоять фамилия, имя и отчество. Потому что может так случиться, что тот, кого мы называем олигархом и о ком все пишут, на самом деле уже лет пять как таковым не является. При этом тот, кому принадлежит множество заводов и реальная власть, пытается лишний раз не появляться на телевидении и не присутствует на ток-шоу.

Безусловно, они присваивали себе имущество и делали это на базе законов, которые сами же инициировали. При этом у нас множество законов, которые абсолютно не выполняются в стране. Я четко уверен, что у нас нет Верховной Рады. Считаю, что нынешнее депутатство — это фейк, обман народа. Если бы у нас существовала Верховная Рада, то по событиям в Крыму и части Донбасса мы имели бы четкую трактовку на законодательном уровне, что у нас идет война с РФ. Точка. Когда же они начинают что-то рассказывать об АТО, садятся с бандитами за стол переговоров, когда Савченко их называет «депутатами» непризнанных «республик», то парламент так делать не может.

«ЕСЛИ МЫ ПОКА НЕ МОЖЕМ ОСВОБОДИТЬ ДОНБАСС, ТО ЕГО НУЖНО ПРИЗНАТЬ ОККУПИРОВАННЫМ И ПРЕКРАТИТЬ ЛЮБЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Олигархат ассоциируется с газом, ведь именно там кроются огромные состояния. Глядя на сегодняшний день, можно вспомнить и другой ресурс — уголь. 80% украинского антрацита осталось на оккупированной территории Донбасса. Как быть государству, учитывая этот момент?

— Обратите внимание, что, начиная с первых дней войны, никто из правительства еженедельно не обращался с речью к населению с просьбой сокращения электрической энергии. Сейчас нам говорят, что мы не покупаем в РФ газ. На самом деле мы просто не платим ей непосредственно, а платим за этот же газ европейским партнерам и получаем его через реверс. Если мы посмотрим, насколько мы увеличили транзит в Европу российского газа, то это ровно настолько, насколько мы его закупаем оттуда. Что касается угля, то в 2015 году мы завезли 8,5 миллиона тонн из оккупированных территорий. У меня вопрос — как и перед кем мы за него рассчитываемся? Это 17 млрд гривен. Банки там не работают, но все шахтеры там получают заработную плату. Поэтому для тех людей, которые у нас являются владельцами облгазов, уменьшение его потребления означает уменьшение их состояний. Причем вы, например, не можете перевезти из Донбасса шкаф, а кое-кто отгружает целые эшелоны с углем. Это конкретные люди, которые действуют не без ведома СБУ, МВД и других структур. Мы должны делать все, чтобы развивать альтернативные источники и покончить с коррупционной составляющей.

— Возможно, поэтому власть и подменивает понятие, называя войну АТО?

— Я в свое время четко сказал, что если мы сейчас не можем физически освободить эту территорию, то ее нужно признать оккупированной и прекратить с ней любые отношения. При этом страна должна обязательно позаботиться обо всех патриотически настроенных гражданах. Это реально — просто этим нужно заниматься.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать