Как обеспечить «транзит» власти?
«В переходный период Украина могла бы воспользоваться американским опытом», — экспертЦивилизованный переход власти от предыдущего президента к следующему, это не только красивые заявления и картинка. Это в первую очередь эффективная передача власти, когда страна минимально ощущает вакуум в принятии решений первыми лицами государства. Ощущает безопасность. Это — в цивилизованных странах, — скажете вы. Но мы стремимся к стандартам западного мира. И следует отходить от практики, когда «выборы — это война на уничтожение», или «после меня хоть потоп». На этих выборах появился сигнал, когда после грязной предвыборной кампании проигравший кандидат протянул руку выигравшему кандидату.
«Результаты экзит-полов дают мне основания сейчас позвонить по телефону моему оппоненту и поздравить его, — заявил действующий президент Петр ПОРОШЕНКО сразу после завершения голосования во втором туре 21 апреля. — Хочу отметить, что лично я и вся моя команда готова подставить плечо президенту во всех его решениях, которые будут отвечать национальным интересам Украины и приближать нас к Евросоюзу и НАТО. Между официальным объявлением выборов и инаугурацией я готов без каких-либо ограничений тратить любое время для того, чтобы помочь новому президенту войти в курс дел до малейших деталей».
Результаты голосования на самом деле не оставляли Порошенко никаких шансов, но следует отдать должное, он признал поражение и повел себя как политик демократической страны. Для украинских реалий это большая редкость. Обычно побежденные кандидаты отмалчиваются или не признают результатов и начинают судиться. Возможно, единственным исключением был первый президент Украины Леонид КРАВЧУК, который еще в 1994 году, во-первых, согласился на досрочные президентские выборы, а во-вторых, признал их результаты и передал власть. Хотя вопросы были.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Нужно сразу сказать, что по своей сути президентские выборы 1994 года были спровоцированы и сфальсифицированы. Главным заказчиком была Россия, которая с помощью Кучмы и коммунистов реализовала свой план, — пишет в своей новой книге «Перший про владу» Леонид Кравчук. — Я тогда сразу сказал, что не собираюсь с ними бороться: нигде не выступал и не подавал в суд, потому что знал, что ничего не добьюсь. Они даже Центральную избирательную комиссию купили (деньгами, обещаниями и так далее). Конечно, проигрывать всегда сложно, тем более зная, что в 1991 году за тебя проголосовали почти 20 млн избирателей. Я был настроен на победу, но пришлось воспринять ситуацию».
И вот сегодня Петр Порошенко в своем заявлении продемонстрировал абсолютно демократический подход. Но как это проявляется на практике? После второго тура прошла почти неделя, встретился ли действующий гарант с Владимиром Зеленским, приглашал ли новобраного президента на какие-то встречи, совещания? В пресс-службе Зеленского нам сообщили, что «контактов не было и пока нет информации, чтобы подобные встречи планировались». Конечно, еще есть время, но хотелось бы, чтобы слова президента не разошлись с делом. Порошенко в данной ситуации имеет преимущество, потому что до инаугурации Зеленского является действующим президентом. Последний пока не имеет официального статуса, ведь Центризбирком еще не объявил окончательные результаты выборов. А следовательно, слово за действующим главой государства, который вправе приглашать и постепенно передавать дела будущему президенту.
«Насколько мне известно, никаких контактов между командами действующего президента Порошенко и новоизбранного президента Зеленского не было, — подтверждает политический эксперт Тарас БЕРЕЗОВЕЦ. — Есть цивилизованный способ передачи власти, который предусматривает введение в курс дела. В США, например, когда предыдущий президент уходит, то он проводит некий «ликбез» для преемника. У нас так же, президент должен рассказать, как работать с Генштабом, спецслужбой, Государственной службой охраны... Кстати, ГСО уже предложила Зеленскому встретиться в ближайшее время. Это первая служба, которая выступила с подобной инициативой. «Насколько мне известно, инаугурация нового президента будет назначена на конец мая. И, конечно, до этого времени президент может пригласить Зеленского на встречу или совещание. Но руководство Администрацией Президента нужно передавать кому-то, потому естественно, чтобы встреча происходила между командами Порошенко, Зеленского, и есть такое понятие, как переходная администрация. Кроме того, Зеленский, как и его команда, которая придет в АП, должны получить доступ к государственной тайне. Перед этим им необходимо пройти проверку СБУ».
Одно дело — передача власти в мирное время, что имеет свои риски, а другое — в условиях войны, когда ставки намного выше. В 2014-ом Кремль уже воспользовался определенным властным хаосом в Украине, аннексировав Крым и оккупировав часть Донбасса. Да, все эти годы Москва не прекращала агрессию против Украины, однако сегодня, пользуясь переходным периодом, она опять пошла в наступление. Еще до второго тура президентских выборов было решение России о запрете с 1 июня экспортировать в Украину нефть и нефтепродукты. На днях же Путин подписал указ об упрощенном порядке получения российского гражданства для жителей оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. Эти вызовы требуют дополнительных усилий и быстрой передачи власти в Украине.
Как это происходит на Западе, в частности в США? «Традиция переходного периода, когда власть передавалась от одного президента другому, прошла свою длинную историю, — рассказывает Александр МОЦИК, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в США (2010—2015 гг.). — Ее цель — подготовить новоизбранного президента к выполнению его функций как главы государства и главы правительства, потому что в США президент является и главой государства, и главой правительства. Сначала на переход было определено 16 недель. Позже, в 1933 году, была сделана поправка к Конституции и установили срок 11 недель. Переход власти означает передачу полномочий от старой команды новой. В этот период новоизбранный на вступление в должность президент, как правило, делает две важные вещи. Во-первых, он объявляет основные постулаты своей внутренней и внешней политики, то есть — как он собирается руководить страной 4 года. Во-вторых, он называет фамилии людей, которых он собирается назначить на ключевые должности в государстве и правительстве, то есть в Совете национальной безопасности, и министров. В частности, это касается должности госсекретаря, министра обороны, министра юстиции и министра финансов. Это ключевые должности в американской администрации. Предусматривается также замена около 5 тыс. госслужащих, которые должны подать в отставку в день инаугурации, чтобы освободить места для новой администрации. И конечно, в этот период встречаются президенты. Это, как правило, происходит уже перед самой инаугурацией, и они проговаривают основные вещи. В США все сигналы, которые старая команда хочет передать новой, передают во время переходного периода. Также важно то, что есть практика создания рабочих групп по конкретным направлениям с целью выработки стратегии президента, правительства».
В свою очередь американист, профессор Киевского университета имени Бориса Гринченко Александр ЦВЕТКОВ считает, что Украина могла бы воспользоваться американским опытом. «Отмечу, что у нас пока нет твердого контроля законодательной и исполнительной власти. Единые правила последовательности выбора парламента и президентской власти установили бы прозрачность порядка в межизбирательный период», — говорит Александр Цветков.
Пока это задача, над которой нужно работать всем политикам. «Международную заинтересованность к новоизбранному президенту нужно использовать для того, чтобы усилить отношения со многими партнерами и не позволить нашим оппонентам или врагам воспользоваться отсутствием у него политического и дипломатического опыта, — комментирует председатель Комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины Анна ГОПКО. — Нужно не допустить, чтобы нам навязали какие-то гибридные решения, в частности в контексте противодействия российской вооруженной агрессии. Президент Порошенко уходит, но люди, которые работали в аппарате, понимают ключевые стратегические направления развития нашей страны. Это вопрос европейского и евроатлантического курса, энергетическая безопасность, культурная дипломатия, информационная сфера, сотрудничество с диаспорой... Команде Зеленского необходимо передать дела, рассказать нюансы переговоров, которые, например, были в закрытом режиме, донести понимание интересов наших геополитических партнеров... Если новоизбранный президент Зеленский хочет быть успешным во внешней политике, то он может спокойно опираться на существующие достижения и преумножать их. Конечно, встреча между Порошенко и Зеленским была бы правильной. В понедельник на согласительном совете парламента мы уже пригласили внешнеполитическую команду Зеленского пожаловать в Комитет по иностранным делам для обсуждения приоритетных направлений и ближайших мероприятий, которые мы готовим. Нам важно знать позицию следующего президента. Нам всем очень важно показать западным партнерам, что Украина, как субъект, будет продолжать свой внешнеполитический курс и действовать профессионально».
Выпуск газеты №:
№77-78, (2019)Section
Подробности