Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как «разгрузить» линию фронта?

«Я лично буду находиться там, где стоит украинская армия. Она является залогом нашей безопасности», — жительница Станицы Луганской
05 октября, 19:13
ФОТО ЕВГЕНИЯ МАЛОЛЕТКИ

5 октября в Минске прошел очередной раунд переговоров Трехсторонней контактной группы. Это первая встреча после подписания рамочного решения об отведении сил и средств в трех пилотных участках на Донбассе: Станице Луганской, Золотом и Петровском. До этого боевики так называемых «ДНР» и «ЛНР» сорвали видеоконференцию, которая была запланирована сначала на 30 сентября, а затем на 3 октября. Пункт №5 Рамочного решения предусматривает возможность проведения встречи в режиме видеоконференции «с целью немедленного прекращения нарушения этого Рамочного решения». Соответственно, на встрече в Минске украинская сторона затронула вопрос нарушения режима тишины со стороны ОРДЛО как ключевой.

После того, как было подписано «Рамочное решение», в СМИ появилось много трактовок со стороны различных журналистов, экспертов, даже представителей власти. Звучали и обвинения в адрес переговорщиков от Украины. Здесь, конечно, отдельная проблема, общество часто критически отзывается о минском процессе, потому что ему мало откровенно объясняют. Расставим акценты. «День» с самого начала критиковал сценарий «норманнского формата» и минских переговоров, но по разным причинам соглашения таки были подписаны. Поэтому сегодня фактически приходится выходить из той ситуации, которая сложилась. Как известно, представитель Украины в рабочей подгруппе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы Евгений Марчук присоединился к минскому процессу уже после подписания соглашений, причем на волонтерских началах. Соответственно Марчук работает в рамках уже существующих пунктов Минских договоренностей. Вот как он объясняет «Рамочное решение» у себя в ФБ:

1. Три участка размещены на линии столкновения и не «в», а «в районе населенных пунктов».

2. В эти участки не входит ни один населенный пункт или электростанция.

3. В центре двух участков: разрушенный мост через реку Сиверский Донец (Станица Луганская) и неработающий из-за обстрелов КПВВ возле Золотого. Цель — отремонтировать и запустить.

4. Стороны должны после семи дней полной тишины на этих (!!!) участках, а не по всей линии фронта, отвести войска синхронно, то есть одновременно, и зеркально (!!!), то есть друг напротив друга, при участии и постоянном (!!!) контроле патрулей СММ ОБСЕ и СЦКК по одному километру от линии столкновения и по одному километру влево и вправо. То есть речь идет о квадрате два на два километра.

5. ОБСЕ берет под постоянный мониторинг, в том числе при помощи камер ночного виденья, эти участки.

6. В случае любых нарушений (все они детально выписаны) одной из сторон в любое время принимается комплекс мероприятий ОБСЕ, СЦКК (они также выписаны), вплоть до срочного возвращения войск на исходные позиции.

7. Поскольку дистанция в один километр позволяет сторонам самостоятельно надежно контролировать территорию, в том числе огневыми средствами, «сюрприз» противоположной стороны невозможен.

8. Передовая линия на этих участках надежно заминирована обеими сторонами. При стабильном режиме тишины могут быть разминированы подходы к мосту и КПВВ.

9. В случае попытки одной из сторон использовать отремонтированный мост в военных целях — вывести его из строя на таком расстоянии — дело нескольких минут.

10. Отведение войск на этих трех участках имеет прежде всего гуманитарную цель и является, по сути, пилотным проектом. Проверить на практике, может ли это работать, что нужно учесть в дальнейшем...

11. Никакого телячьего или пионерского оптимизма ни у кого из украинских переговорщиков нет, что все произойдет так, как планируется. Недоверие сторон зашкаливает.

Что лучше, ничего не делать и ждать, пока будут решены все проблемы Донбасса по украинскому сценарию или пробовать хоть немного «разгружать» линию фронта? Где сейчас «Торнадо», «Смерчи», «Ураганы», «Пионы», «ТОЧКИ-У»? Они сами ушли от линии столкновения?

ФОТО ЕВГЕНИЯ МАЛОЛЕТКИ

Однако даже эти соглашения российский агрессор постоянно нарушает и не выполняет. Его цель — навязать Украине пораженную «российским миром» часть Донбасса, которую будет контролировать Кремль, и таким образом заблокировать любое движение в направлении Европы или развитие в целом нашей страны. Поэтому не удивительно, что последнее «Рамочное решение» Россия также фактически заблокировала. Только с 4 на 5 октября боевики 68 раз нарушили режим тишины и обстреляли украинских военных.

Ранее МИД Украины уже заявило, что несмотря на достигнутые в Минске договоренности российские оккупационные войска в нарушение отмеченных договоренностей в течение последних суток продолжили обстрелы участков, на которых запланировано разведение сил и средств. Украинской стороной были также зафиксированы неединичные случаи осуществления со стороны незаконных вооруженных формирований обстрелов собственных позиций с целью дискредитации ВСУ. «Учитывая продолжающееся нарушение со стороны НЗФ положений Рамочного решения считаем, что по состоянию на 3 октября с.г. предусмотренные Рамочным решением необходимые условия для разведения сил и средств были в полной мере соблюдены в районе н.п. Золотое», — говорится в заявлении МИД.

Свою версию ситуации в «самой горячей точке» из упомянутых трех населенных пунктов — Станице Луганской рассказала «Дню» местная общественная активистка Светлана Светикова:

«Если украинская армия оставит занятые в Станице позиции, то даже если российские танки не станут вместо них, население, которое поддерживает Украину, окажется в полной опасности. Нас просто могут вырезать российские спецслужбы. Я лично буду находиться там, где стоит украинская армия. Она является залогом нашей безопасности. Это понимают все. Сейчас я нахожусь в районной администрации, и в 820 метрах от меня проходит линия фронта. На той стороне, на горе стоят кадровые российские офицеры и войска. Российская сторона на месте намного раньше узнала о «рамочных соглашениях», чем мы. И как только такая информация появилась, они моментально почувствовали свое преимущество и начали угрожать местным жителям, что еще немного и их вырежут. Таким образом, все эти два года, в течение которых мы — украинцы — делали все, чтобы максимально поднять патриотизм в Станице, оказались под угрозой. Мы делали все, чтобы украинская армия ассоциировалась с порядком, с гарантиями безопасности. Теперь у людей снова страх.

Вот пример. У нас в поселке Кондрашовка есть проукраинская учительница. Так вот ее бывшие ученики с оккупированной стороны звонят по телефону и угрожают, что скоро придут и расстреляют ее или зарежут. Ситуация очень опасная и очень сложная, поэтому здесь любые кардинальные движения по отведению войск могут вылиться в абсолютно неконтролируемые процессы. Если при необходимости ВСУ и смогут оперативно вернуться на свои предыдущие позиции, то нас уже к тому времени перебьют. Как только войска отойдут, условно говоря, хоть на метр, то этот метр сразу же будет под влиянием оккупантов. И ни безоружные пограничники, ни полицейские с пистолетами не смогут этому помешать. Тогда украинцам придется отходить вместе с армией, а это и будет этапом оккупации нашего города россиянами. Более того, украинское МЧС для оккупанта является врагом. Как они будут гасить пожары, если у них нечем себя защитить, ведь сейчас их фактически защищают ВСУ?

Нужно также осознавать, что отведение войск на километр-два будет означать обнажение государственных учреждений. Станица Луганская — это районный центр, в отличие от Золотого или Петровского. Здесь вся документация, реестры. Все это нужно будет эвакуировать. Станичане радовались, что основные признаки государственности в нашем районе находятся на попечении украинской власти и войск. Это означало прежде всего цивилизацию, а не беспорядок, который господствует на оккупированной территории. Ни в коем случае не надо верить в какое-то перемирие. Только что мы ехали и видели, как за Кондрашовкой «ложатся «грады». Перемирие — это пока иллюзия.

Станичане провели соответствующую акцию протеста, особенностью которой является то, что к ней приобщились люди по зову сердца, а не за деньги. К нам хотели приобщиться активисты и из других регионов, но мы сказали, что пока будем пытаться бороться своими силами. Но если ВСУ отойдут, мы сделаем все, чтобы этого не допустить. Для нас это вопрос жизни и смерти».

*  *  *

Россия уже давно действует с позиции силы, в нарушение любых международно-правовых норм. Выстроив монолитную власть внутри страны (любые протесты или конкуренция подавляются), нынешний кремлевский режим во главе с Путиным пытается вернуться себе статус мирового игрока, используя абсолютно все методы. Сегодня армия России присутствует не только в Украине, но и в Сирии, она использует проблемы в Евросоюзе и пытается влиять на американские выборы. Решать те или иные вопросы касательно отдельных стран Кремль часто пытается в обход этих стран. Например, буквально на днях запланирована очередная встреча помощника госсекретаря США Виктории Нуланд с помощником президента России Владиславом Сурковым, на которой они будут обсуждать «украинский вопрос». Конечно, такая ситуация требует от украинской власти максимальной преданности национальным интересам и реальным реформам в стране. Любое пренебрежение или имитация построения сильного государства ведет к катастрофическим последствиям для страны — проблемы будут решаться за наш счет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать