Перейти к основному содержанию

Какими сделала нас вера

11 августа, 19:38

Интересная и аргументированная статья Клары Гудзик «1020 лет крещения Киевской Руси: что мы об этом знаем», напечатанная в «Дне» 18 апреля 2008 года, не только обогащает наши знания по истории Церкви, но и побуждает к глубоким размышлениям о том, чего мы добились, став потомками веры пращуров, какие в связи с этим произошли изменения в сознании людей и решило ли христианство все общественные проблемы.

Принятие в Х веке христианства Киевской Русью оказало, конечно, позитивное влияние на развитие тогдашнего общества. Оно дало большой толчок в развитии образования, архитектуры, книгопечатания, музыки, живописи и других отраслей человеческой деятельности. Православие в Украине на первых его этапах стало консолидирующей силой общества в его тяжелые исторические периоды. Так, освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого в середине ХVII века проходила также под лозунгом защиты православной веры, которая была мощной духовной закалкой для отважных казаков Запорожской Сечи.

Пребывание Украинской церкви под юрисдикцией Константинопольской патриархии, пока она не была «продана» Московской патриархии, имело также позитивное влияние на развитие украинского общества в те времена. Об этом есть, в частности, ценные документальные свидетельства, которые нам оставили П. Алепский, инженер Г. Боплан, а именно: о сильных и трудолюбивых украинцах, цветущих и населенных ими городах и селах, о величественных храмах, которые повсюду возводили, о высокой образованности местного духовенства. Поэтому этот период можно считать благополучным и позитивным в национальной истории.

К сожалению, в дальнейшем православие в его российской интерпретации превратилось в духовный гнет для украинцев, который продолжался почти три века. Московские цари, начиная с Ивана Грозного, пытаясь превратить Москву в «третий Рим», взяли на вооружение своей политики худшее у византийских императоров: любовь к роскоши, интриганство, жестокость в борьбе со своими оппонентами. Это сполна унаследовал в своей невиданной репрессивной политике и крупнейший тиран ХХ века И. Сталин. Поэтому в общественно-политический лексикон новейшего времени вошло такое понятие, как «византийщина». В ней обвиняют нередко друг друга в своих дискуссиях и некоторые современные политики.

Довольно удачную характеристику дал ей в своем объемном труде «Генерика и архитектоника» (Киев, 2005) мой мюнхенский корреспондент, известный украинский литературовед, переводчик, культуролог Игорь Васильевич Качуровский: «Византийскую империю, одну из самых богатых и мощных, победили не внешние силы — воинственные готы, походы Аттилы, нашествия крестоносцев, нападения славян или даже экспансия ислама. Ее погубило византийство, сутью которого были двойные стандарты в политике и морали, вероломство, зависть, жадность, казнокрадство, предательство, коварство, чрезвычайная жестокость, вседозволенность в борьбе за власть, отсутствие каких-либо предостережений для власть имущих». И далее автор пишет: «Если все вышеперечисленные негативные свойства или черты византийства умножим по меньшей мере в два раза и прибавим разврат, то получим образ тогдашнего европейского Запада с такими фигурами, как Эрик Кровавый Топор, Роберт Дьявол, чьи потомки Плантагенеты говорили о себе: «от Дьявола мы происходим, к Дьяволу вернемся...».

Русская православная церковь была надежной опорой в угнетении народов бывшей империи. А поэтому наш великий Григорий Сковорода (1722—1794), хорошо зная, как тяжело живется его родному народу в условиях колониального и духовного гнета, бросая не раз упрек тогдашнему духовенству за его прислужническую политику самодержавию (другой она не могла и быть), за фарисейство, алчность и внешнюю набожность, в своих произведениях писал: «В этом болоте (зле. — Г.Ш. ) даже искреннее стремление служить Богу превращается в обыкновенное лицемерие, потому что ни продолжительные в храмах моления, ни строительство новых церквей, ни ежедневные клятвы в верности Богу не спасают человеческие сердца от лести, сребролюбия, честолюбия и других склонностей, которые превращают человека в «домашних зверей». Как это актуально и для нашего времени!

Несмотря на то, что ныне церковь пытается занять должное место в обществе, влиять на его моральное состояние, возродить в народе духовность, она столкнулась с большими проблемами того же общества, которое строит рыночную экономику. А с ней, как известно, связаны такие понятия, как бизнес, деньги, накопление капитала, получение денег любым способом, борьба за лидерство и сферы влияния и др.

Пресса не раз писала о том, что коррупция проникла и в среду служителей культа. О том, что большинство из них не отказалось от сытой и комфортной жизни, свидетельствует, например, и то, на каких дорогих иномарках разъезжают не только представители высшего духовенства, но и приходские священники. Что уж здесь говорить о дорогой офисной технике, которой также напичканы церковные канцелярии! Принятие дорогих подарков душпастырями от бизнесменов, глав различных корпораций и фирм стало также нормой отношений священнослужителей с сильными мира сего. А те в свою очередь одаривают их взаимно различными церковными наградами. Рядовые граждане также понимают, что к духовному лицу с пустыми руками идти не гоже, нужно чем-то отблагодарить за выполненные требы. А работы священникам ныне хватает. Кроме того, что они венчают, крестят детей, отпевают покойников, их приглашают на освящение квартир, усадеб, различных офисов, контор, магазинов, учреждений, а также яхт, кораблей, самолетов, поездов и др.

Церковь также поддерживает свое финансовое состояние за счет свечных заводов, продажи духовной литературы, различной церковной утвари. Одним словом, ей известны все тонкости торгового ремесла и банковского дела.

И ничего здесь не поделаешь, каково общество, такова и его Церковь. Так было во все времена, так, по-видимому, будет и в дальнейшем.

Вот, например, в соседней Российской Федерации Церковь, накопив большие капиталы, пытается все секуляризовать, полностью взяв под свой контроль жизнь общества, светское образование. По поводу угрозы церковной «экспансии» в прессе не раз высказывались авторитетные российские ученые.

Поэтому, чтобы иметь еще больший авторитет в обществе и помогать ему бороться с его многочисленными бедами и проблемами, стать надежным светильником и духовным проводником, Церковь также должна, по моему мнению, морально очищаться, а для этого ей надо вернуться к своим истокам и научить свое духовенство жить по примеру апостолов, учеников Иисуса Христа и первых христиан, которые были бессребрениками и духовными спасителями для людей. Во всяком случае, хотя бы желать этого. Тогда общество быстрее оздоровится и будет иметь более светлые перспективы для своего развития.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать