Когда соберется Рада № 6?

Какую цель на самом деле преследовали организаторы преждевременных выборов Верховной Рады? Кому они на самом деле выгодны? Чем опасны для общества?
Ответы на эти вопросы необходимо дать, чтобы понимать, что же ожидает страну после 30 сентября.
На первый взгляд, главным инициатором роспуска парламента последовательно выступала Юлия Тимошенко. Оказавшись вне власти в вынужденной оппозиции, теряя членов своей фракции из-за перебежчиков во вражеский ей лагерь, а также контроль за депутатами от блока своего имени в местных радах, которые наносили чем дальше, тем более ощутимые потери репутации БЮТ участием в муниципальных коррупционных скандалах, представ перед угрозой потери политического влияния, она избрала эффективный путь спасения — создание всех морально- психологических обстоятельств и юридических оснований для Президента, которые в конце концов привели к четырем его указам о досрочных выборах. Ю. Тимошенко очень нужен повторный шанс на участие в формировании правящей коалиции — сохранить высокие рейтинги в течение еще двух лет в оппозиции для нее невозможно, а это означает потерю перспектив возвращения на высшие государственные должности.
Мотивы главы государства также, якобы, вполне прозрачны. Политический проект «Наша Украина» больше не мог служить надежной опорой его планам переизбрания на следующий срок в 2009 году из-за значительной потери доверия избирателей. Переход значительного количества депутатов НУ в правящую коалицию создавал реальную угрозу возникновения депутатского большинства в триста голосов, что в свою очередь, дало бы ей возможности преодолевать вето главы государства на законы, лишив его важного механизма удовлетворения интересов своего отечественного и заграничного окружения, а также делало вполне реальной процедуру импичмента. В лучшем случае, после введения конституционных изменений, Президент оставался бы формальной протокольной фигурой, неинтересной реальным политико-экономическим субъектам. Поэтому приемлемым выходом для него была определена попытка даже минимально изменить баланс сил в парламенте путем преждевременного переизбрания, пусть и путем, у многих вызывающем сомнения относительно законности.
Парадокс в том, что увеличить свои фракции самые лучшие шансы есть у Партии регионов и БЮТ, лидеры которых сегодня наиболее вероятные конкуренты В. Ющенко на выборах в 2009 году.
Согласие на преждевременные выборы, данное В. Януковичем, может быть объяснено его уверенностью в возможности значительного прироста фракции ПР в Верховной Раде шестого созыва и, как следствие, — уменьшение уровня требований потенциальных союзников по коалиции относительно должностных и финансово- имущественных интересов при формировании исполнительной власти. Образование же широкой коалиции при участии Партии регионов и «Нашей Украины — Народной самообороны» законсервирует разделение зон влияния между нынешними Президентом и премьер- министром на сравнительно длительный, как для Украины, период. При этом, преимущество в таком распределении останется за Партией регионов. Это будет более комфортно для реализации ее собственных планов, нежели постоянное публичное соперничество.
Настроения избирателей не дают оснований Президенту надеяться на значительное изменение расстановки сил в Верховной Раде шестого созыва. Предложенные основными фаворитами перегонов программы и списки кандидатов в народные депутаты, а особенно их деятельность в распущенной Верховной Раде, правительстве, местных советах способствовали возникновению большой — до 25%, группы граждан, недоверяющих никому. Разочарованных больше всего среди бывших избирателей «Нашей Украины». (Кстати, именно эти проценты являются избирательной целью блоков-«реваншистов», стремящихся вернуться к власти: В. Литвин, Л. Супрун, Л. Миримский, Партия зеленых и другие).
Результаты таких выборов ни в коем разе не могут удовлетворить их организаторов. Учитывая тот факт, что вертикаль избирательных комиссий формировалась только парламентскими партиями и блокирующее количество голосов, например, в ЦИК есть как у Партии регионов, так и совместно у НУ-НС и БЮТ. Если результаты выборов не будут удовлетворять одну из этих сторон, тогда их можно достаточно долго не предавать огласке. Пока не договорятся! Есть еще и ряд возможностей создать основания для признания выборов недействительными. Первый прецедент уже произошел. Регистрация избирательного списка БЮТ состоялась без указания кандидатами в депутаты их домашних адресов, в то время как остальные такие адреса указали. Присутствует нарушение основного конституционного принципа выборов — полного равенства участников. До 30 сентября недавно созданные административные суды будут завалены исками относительно нарушений избирательного законодательства. Их критическая масса вполне может повлечь признание выборов недействительными.
В этом случае дальнейшая легитимность правительства во главе с В. Януковичем сомнительна, не говоря уже о Верховной Раде пятого созыва во главе с О. Морозом. Внепарламентский БЮТ также будет терять конкурентность. Высшим легитимным институтом власти и самым первым публичным политиком страны в этих обстоятельствах будет оставаться Президент. Он получит всю полноту политической власти де-факто. Это прекрасный момент обвинить всю политическую элиту в несостоятельности и преступном эгоизме (чего стоит осквернение гражданского волеизъявления!), напрямую обратиться к народу с проектом новой редакции Конституции, а парламентские выборы провести..., ну например, весной. Поздней весной 2008 года.
Выпуск газеты №:
№140, (2007)Section
Подробности