«Компромиссная» оппозиция
На днях в Раде был зарегистрирован законопроект «О парламентской оппозиции». Документ стал плодом двухмесячной работы представителей антикризисной коалиции и оппозиции. Учитывая тот факт, что в разработке оппозиционной «библии» приняли участие представители всех (за исключением коммунистов) парламентских фракций, можно предположить, что закон, регламентирующий работу меньшинства, будет проголосован.
Следует отметить, что в данном проекте правящее большинство обещает оппозиции многие преференции. Однако в каждом случае коалицианты оставляют зазор для маневра. К примеру, голос оппозиции при контроле бюджетных средств может оказаться в меньшинстве и, как следствие, не будет иметь влияния на общее решение. Что же касается должностей в Счетной палате или в Высшем совете юстиции (в документе оппозиции таковые причитаются), то сторонам все равно придется договариваться, поскольку ни большинство, ни оппозиция не наберут в одиночку 300 голосов за своих кандидатов, необходимых для их утверждения в том или ином кресле.
Напомню: ранее в регламентном комитете ВР были зарегистрированы целых два документа, регламентирующие деятельность оппозиции. Один был разработан Партией регионов (Раиса Богатырева), второй — БЮТ (Юлия Тимошенко). В результате, дабы сгладить острые углы, было принято решение создать рабочую группу по подготовке согласованного текста закона, в которую вошли по четыре представителя от БЮТ и ПР и по одному депутату от «Нашей Украины» и СПУ. Впрочем, за основу был взят текст закона, предложенный лидером БЮТ.
Следует отметить, что противоречия между меньшинством и большинством возникли еще на начальной стадии — во время определения процедуры создания оппозиции. В варианте БЮТ предполагалось, что участниками оппозиции могут быть только фракции в целом, а в Раде может быть несколько оппозиций с равными правами. «Регионалов» и социалистов такая формулировка устраивала. Но в ходе работы БЮТ неожиданно изменил свою позицию и стал отстаивать необходимость создания единой оппозиции. Вероятно, таким образом, «бютовцы» добровольно-принудительно хотели слиться с «нашеукраинцами», которые, хоть и называют себя оппозицией, но далеко не всегда голосуют в унисон c оппозиционным БЮТом. Однако эту норму в проекте соратникам Тимошенко так и не удалось отвоевать. В окончательном варианте законопроекта об оппозиции указывается, что ее участниками могут быть не только депутатские фракции, но и отдельные депутаты, написавшие соответствующие заявления.
Наверняка, с целью снять напряженность в отношениях между двумя оппозиционными силами — БЮТ и НУ, из документа также был исключен термин «лидер оппозиции». Таким образом, очевидно, функции лидера перейдут к главе теневого правительства, деятельности которого, к слову, посвящена отдельная статья законопроекта. В своем изначальном проекте «бютовцы» предлагали предоставить право формирования теневого правительства той оппозиционной силе, которая набрала больше голосов на выборах (это, по результатам мартовских выборов — БЮТ). Однако в конечном итоге из документа это положение было исключено.
Итак, согласно законопроекту, теневое правительство в течение месяца со дня создания должно предоставить альтернативный вариант программы развития страны. Глава теневого правительства будет участвовать в заседаниях Кабинета министров и даже получит право на пятнадцатиминутное выступление.
В проекте закона указывается, что финансирование деятельности парламентской оппозиции будет осуществляться за счет средств, выделяемых из госбюджета на работу ВР.
Следует отметить, что значительная часть проекта закона об оппозиции посвящена распределению должностей между большинством и меньшинством в органах законодательной и исполнительной власти. Предполагается, что в руководстве ВР парламентская оппозиция может рассчитывать на должности вице-спикера и председателей 12 из 26 парламентских комитетов, в том числе по вопросам бюджета, энергетической безопасности, регламента и депутатской этики, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, а также свободы слова и информации. А в оставшихся 14 комитетах представители оппозиции будут занимать посты первых заместителей. Меньшинству также достанутся должности главы Счетной палаты, его заместителя, секретаря и четырех контролеров. Кроме того, если законопроет проголосуют, оппозиция будет иметь право участвовать в формировании персонального состава совета НБУ, Национального совета по вопросам телерадиовещания, а также Высшего совета юстиции.
Более того, в случае принятия законопроекта правящая коалиция лишается ряда ключевых постов в органах исполнительной и законодательной власти — например, председателя бюджетного комитета ВР.
Учитывая состав группы разработчиков законопроекта, рассмотрение которого может состояться уже на следующей пленарной неделе, этот документ вполне может набрать необходимые для его принятия 226 голосов. А в случае, если коммунисты, не участвующие в создании «оппозиционного» закона, и откажутся голосовать, их 21 голос погоды все равно не поменяет.
Выпуск газеты №:
№214, (2006)Section
Подробности