Кто убил Катю Гандзюк?
Смерть известной активистки — очередной вызов для всего гражданского общества и обнажение серьезных проблем в государстве4 ноября в ожоговом отделении Киевской клинической больницы №2 умерла известная херсонская активистка, советник мэра города, управляющая делами херсонского горисполкома Екатерина Гандзюк. Ее организм не выдержал многочисленных операций, которые женщине пришлось перенести в течение 96 дней пребывания на больничной койке. Кате было 33 года.
Вся Украина и мир узнали о Екатерине Гандзюк после 31 июля этого года. В тот день на нее было совершено покушение. Злоумышленник облил женщину концентрированным раствором серной кислоты. В результате пострадавшая получила до 40% химических ожогов тела.
С первых дней это дело приобрело огромный резонанс. Не в последнюю очередь из-за того, что безнаказанные нападения на активистов в Украине стали страшной тенденцией, о которой неоднократного говорила и сама Екатерина.
Дело Гандзюк стало очередным тестом: для правоохранительной системы и для гражданского общества. Первая его уверенно проваливает, ведь заказчики — теперь уже убийства — до сих пор не названы. Второе — возмущается, оказывает давление, использует все инструменты борьбы с системой. Но нападения продолжаются. За этот год они зафиксированы более 50.
ХЕРСОН, 4 ЛИСТОПАДА / ФОТО АВТОРА
О КАТЕ
Если вы херсонец и хотя бы немного интересуетесь, чем живет город, вы не можете не знать Катю Гандзюк. В политику она пришла еще в юном возрасте. В 2003 году становится активисткой партии «Батьківщина» и вскоре возглавляет херсонскую «Батьківщину молоду». В 2004 году активно участвует в Помаранчевой революции. А уже в 2006-м Екатерина становится депутатом областной рады.
В 2012 году Гандзюк стала соучредительницей Агентства общественной журналистики «МОСТ» и одноименного сайта, который освещает проблемы местной политики, пишет о коррупции, проводит собственные расследования.
После аннексии Крыма Россией и начала войны на Донбассе Гандзюк занималась вынужденными переселенцами на должности помощника по вопросам правовой защиты Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Позже работала консультантом проекта Международной организации по миграции.
В 2013—2014 году Екатерина активно участвует в Революции Достоинства. Весной 2014 года, используя свои знания по положению дел в местной политике и хорошие коммуникативные навыки, Гандзюк активно противодействует пророссийским движениям в Херсоне. В 2015 году Екатерина Гандзюк покинула ряды партии «Батьківщина».
Во время местных выборов 2015 года Гандзюк помогает победить на выборах действующему мэру Херсона Владимиру Николаенко. В ноябре 2016 года Гандзюк назначена и.о. управляющей делами исполнительного комитета Херсонской городской рады.
Можно собрать тысячи отзывов о Екатерине в сети. Позитивных и гневных, теплых и оскорбительных. Но каждый, кто знал ее лично, назовет ряд ключевых характеристик: острый ум, смекалка, умение выделить главное, заостренное чувство справедливости, нетерпимость к жадным, глупым и бандитам в погонах и дорогих костюмах.
КОНФЛИКТЫ
Екатерина очень хорошо владела словом. Ее страница — топ-блог в украинском сегменте Facebook. Ее заметки часто становились информационными поводами для местных и всеукраинских СМИ. Одни восхищались ее умением подобрать меткие слова и характеристики. Другие — завидовали или становились врагами, потому что эти характеристики были о них.
Учитывая активную жизненную позицию, в течение длительного времени Екатерина Гандзюк находилась в системном конфликте с пророссийскими силами региона, среди которых организация «Украинский выбор — право народа» Виктора Медведчука, КПУ, КОБ, Рух Экстерриториальных Громад. Особенно это проявилось с 2013 года, с началом революции и войны.
Екатерина активно выступала против деятельности Медведчука и его сети в регионах. Благодаря Екатерине и ее друзьям на Херсонщине удалось разоблачить и остановить деятельность ряда центров, которые работали на развал местного самоуправления, уничтожение доверия к разным государственным институтам в образовании, спорте, а также к общественному активизму как таковому.
У Гандзюк также был публичный конфликт с местной полицией. В частности, с бывшим начальником Управления защиты экономики в Херсонской области Департамента защиты экономики Нацполиции Украины Артемом Антощуком. 14 сентября 2017 года Гандзюк обвинила Антощука в коррупции и вымогательстве. Сделала это публично, через Facebook, в своей блестящей саркастической манере.
Последнее резонансное дело, о котором не боялась говорить Гандзюк, — масштабный пожар в Олешковском районе близ Херсона, в результате которой было уничтожено ориентировочно 600 гектаров леса. Официальной причиной пожара признан поджог. Виновных, конечно, не нашли.
Однако Херсон город маленький, и секреты здесь живут недолго. В кабинетах за закрытыми дверями говорят о причастности к этому областной власти: председатели ОГА Андрея Гордеева, председателя облрады Владислава Мангера и ряда людей из их окружения. Лес и песок из Олешок были выгодным ресурсом для областной власти во все времена. Ничего не изменилось.
После этого пожара в Херсоне проходил митинг с претензией к областной власти. Оппонентами выступили разные группировки. С обеих сторон были участники АТО. Гандзюк жестко высказалась относительно этого митинга: «Бандиты с двух сторон выясняли отношения за право пи*дить лес, прикрываясь патриотическими лозунгами». Как выяснилось позже, в уголовных производствах о поджоге леса проходят несколько человек, напавших на Гандзюк.
ИМИТАЦИЯ СЛЕДСТВИЯ
Первого августа, на следующий день после нападения на Екатерину, городской голова Владимир Миколаенко и депутаты Херсонского городского совета обратились к Генеральному прокурору Украины с просьбой взять дело под личный контроль и обеспечить результативное расследование нападения. «Херсонцев шокировало и возмутило дерзкое нападение неизвестного на Екатерину Гандзюк. Еще больше нас неприятно поразил тот факт, что херсонская полиция показательно квалифицировала его как хулиганство, и только выступления общественности со всех уголков Украины не дали полиции по привычке спустить это дело «на тормозах», — шла речь в обращении.
Первого подозреваемого в нападении на Гандзюк полиция задержала уже через три дня, о чем в своем Twitter заявил министр МВД Арсен Аваков. Народный депутат Антон Геращенко заявил, что «это непосредственно этот человек, который осуществил это преступление... Шансов выкрутиться, что это был не он, никаких».
Невзирая на очевидное алиби и свидетелей, которые подтвердили, что Новиков отдыхал в тот день на море, суд взял его под стражу.
Екатерина в Новикове не узнала нападающего. Понадобились десятки публикаций во всеукраинских СМИ, посты известных блогеров с тысячами реакций в соцсетях, а также видеоинтервью свидетелей, чтобы полиция отпустила «стрелочника».
Автору удалось первым пообщаться с Новиковым после освобождения. Он заявил, что полицейские давили на него, предлагали пойти на соглашение со следствием, чтобы он подписал документ, в котором признает, что находился возле дома Гандзюк в день покушения. В ответ полиция должна была бы закрыть другие дела, по которым проходит Новиков. Он принял это предложение. То есть полиция заставила Новикова клеветать на себя, чтобы прикрыть незаконный арест мужчины, который просто так пробыл в СИЗО 19 дней.
ЗАДЕРЖАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Параллельно полиция продолжала поиск соучастников. 9 августа был задержан Виктор Горбунов, уроженец Хмельницкого. По версии следствия, он приобрел в г. Каховка серную кислоту, которой облили Екатерину Гандзюк. Он первым дал показания.
Вскоре были задержаны еще четверо подозреваемых. Это Сергей Торбин, Владимир Васянович, Вячеслав Вишневский и Никита Грабчук. Все — участники боевых действий в зоне АТО в составе 5-го отдельного батальона Добровольческого украинского корпуса. Мужчины принимали участие в обороне Донецкого аэропорта, кое-кто воевал под Савур-Могилой, в Песках, Авдеевке. Торбин и Васянович имеют ордена «За мужество» ІІІ степени и звания «Народный Герой Украины». Торбин был их командиром.
НАПАДЕНИЕ
Во время допроса подозреваемые рассказали подробности организации и совершения нападения. Теперь все они, кроме Торбина, сознались в содеянном. Они заявили, что облить кислотой Гандзюк им предложил именно Торбин, за что пообещал заплатить. Это случилось после упомянутого митинга о поджоге леса под ОГА. Торбин якобы объяснил, что Гандзюк — коррумпированный и пророссийский чиновник, которого нужно наказать.
До этого в течение нескольких месяцев мужчины жили в г. Олешки в арендованном помещении. Из разных городов их собрал Торбин и пообещал подработку: быть охранниками у разных людей и фирмах.
Горбунов заявил, что за приобретение кислоты получил 300 долларов США и от последующих действий отказался. 31 июля к дому Гандзюк на автомобиле Торбина приехали Васянович, Вишневский и Грабчук. Они знали, когда и с какого подъезда будет выходить Екатерина. В 8:30 утра, когда женщина садилась в служебное авто, к ней сзади подбежал Грабчук и вылил литр серной кислоты на голову. За это они получили, по разным данным, от 500 до 2000 долларов США.
Преступление, которое совершили добровольцы, в который раз заострило проблему монополии на насилие в Украине. Казалось бы, участники войны, которые имеют награды за защиту Украины, должны пользоваться уважением и занять важное место в обществе, а не становиться убийцами. Однако ощущение безнаказанности и влиятельные неприкосновенные власть предержащие порождают мысли о легкой наживе. Даже таким способом. На наших глазах боевые товарищи, которые вернулись с войны, становятся оппонентами в парамилитаристских формированиях и инструментами выполнения грязной работы за деньги.
КТО ЗАКАЗЧИК?
Городской голова Херсона Владимир Миколаенко едва находит слова для журналистов. «За три месяца после этого преступления, к сожалению, нет информации, кто все-таки заказчик. Я благодарю стражей порядка за то, что они нашли нападающих, но сейчас вопрос в том, смогут ли они найти заказчиков», — прокомментировал Миколаенко после возложения цветов к портрету Екатерины в холле горсовета.
Напомним, сначала полиция открыла производство по статье «хулиганство». Потом дело переквалифицировали на покушение на убийство. После сотрудничества со следствием, Вишневского, Васяновича и Горбунова суд отпустил под домашний арест. Грабчук и Торбин остаются под стражей.
Через несколько часов после смерти Екатерины, полиция переквалифицировала дело «Преднамеренное убийство с корыстных побуждений, совершенное с особенной жестокостью, совершенное на заказ, совершенное по предварительному сговору группой лиц». Переквалификация преступления может потянуть и изменение меры пресечения для подозреваемых, что находятся под домашним арестом.
Главным от общественности, ото всех, кто требует справедливого суда остается вопрос «Кто заказал убийство Екатерины Гандзюк?» Очевидно, ответ на этот вопрос может дать Сергей Торбин как вероятный организатор преступления.
Последующим расследованием будет заниматься СБУ, а не полиция. Решение о передаче дела Гандзюк в Службу безопасности 5 ноября постановили в Генпрокуратуре. Раньше сообщалось, что в СБУ вели отдельное дело относительно покушения на Гандзюк. Вероятнее всего, теперь эти дела объединят в одно.
Выпуск газеты №:
№200, (2018)Section
Подробности