Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мы не должны бояться Путина»

Председатель луганской «Просвіти» Владимир СЕМИСТЯГА, побывавший в плену у террористов, — о состоянии Донбасса и о том, что должен делать Киев
13 ноября, 10:50
ЛУГАНСК, ВСЕГО СЕМЬ МЕСЯЦЕВ НАЗАД... / ФОТО РЕЙТЕР

Владимир Федорович Семистяга — луганский ученый, педагог и журналист, председатель луганской областной организации «Просвіта», человек который находился в плену у бандитов и которого летом заживо «похоронили» пылкие к «сенсациям» журналисты. Владимир Федорович жив и готов к общению. Вот только во взгляде у него я замечаю печать не просто грусти, но и отголосок праведной злости. Кто если не он на себе почувствовал беспомощность в ситуации, когда целый народ на своей земле был брошен на произвол судьбы, загнан в угол безвыходности.

Владимир Семистяга прячет руки, но я знаю, что они обожжены и плохо заживают, ведь пророссийские бандиты истязали его в луганских подвалах. Они издевались над ним — над человеком, который просто является украинцем. Это и была его единственная «вина», за которую его подвергали пыткам. Его фамилию ставили одной из первых на обмен пленными, но вожак «элэнэровцев», ныне безвестно исчезнувший Болотов, всегда вычеркивал Владимира Семистягу приговаривая, что тот должен сгнить в тюрьме.

Владимир Федорович был в аду войны до последнего. «Просвіта» тогда сделала очень много для того, чтобы помочь армии, и как могла оказывала сопротивление агрессору. К сожалению, героизм единиц во время тотального предательства не может стать стратегическим преимуществом в борьбе. Нужно что-то большее. Что именно? Об этом мы и поговорили с Владимиром Семистягой.

Владимир Федорович, как получилось, что мы допустили такую страшную беду на Донбассе?

— Здесь надо брать не последние несколько лет, а все 23 года нашей независимости. За это время киевская власть танцевала под дудку так называемой местной элиты. Извините — это не элита. Это феодальные князьки. У них есть одна цель — собственная выгода, и больше ничего они не видят. Находясь на украинской территории, они делали все пророссийское и все в интересах соседнего государства. Наказала их украинская власть? Нет. Напротив, она дарила им новые предприятия, подстраивала под них законы, которые позволяют и сегодня Януковичу получать из Украины легально деньги как владельцу предприятий. Эта власть закрывала украинские классы, украинские детские сады, школы, закрывала целые факультеты или, наоборот, дарила звание национальных университетов, где вовсе не процветает украинский язык. Сегодня самый украинизированный, но разгромленный национальный университет имени Тараса Шевченко, который дал национальные кадры в целом всему Донбассу. Но и этот университет притеснялся все время. Каким образом? Сокращалось количество часов на преподавание украинского языка. Вы можете найти на других факультетах преподавание украинской литературы? Как бы не так. Сократилось количество часов на преподавание украинского языка и литературы, в том числе на таких факультетах, как журналистика. Журналист должен владеть украинским языком. Посмотрите же, как разговаривают журналисты. У меня волосы встают дыбом. Либо ударение ставят неправильно, либо одно слово на украинском языке, а второе на русском.

«На протязі»...

— Или «рахую», вместо «вважаю», и т. п.

И так на всю страну говорил Ющенко.

— И Юлия Владимировна, и многие другие. Но власти предержащие служат примером для всех. Или нанимай себе репетитора, или оставляй должность в связи с тем, что ты не владеешь в совершенстве украинским языком. Я приведу вам пример. Встречаюсь с Анатолием Гриценко, который на Донбассе перешел на русский, и говорю ему: как вы можете мешать украинские и русские слова. А он мне: Do you speak English? Да спик то спик! Так я к тебе на китайском могу обратиться, но ты же китайского не знаешь. Открой законодательство и прочитай — депутат Верховной Рады приравнивается к государственному служащему и должен владеть и пользоваться украинским языком, а не так что приехал в Донбасс и перешел на русский. Сколько это может продолжаться? Поэтому я думаю, что эти 23 года — это годы утраченных возможностей, которые привели к тому, что Киев говорит на русском языке. Как следствие, Киев выступает русификатором всей Украины. Мы не должны были пересекать эту грань. При этом происходит и сокращение часов на преподавание украинской истории. Как можно воспитать национально сознательного гражданина, если не только в школе, но и в университете сокращено количество часов на историю, нет семинаров. История Украины является методологией к происхождению гражданина Украины.

Фактически это все равно, что забыть собственную биографию. Амнезия.

— Надо не только у соседей, но и у большевиков поучиться. Они находили деньги, и студенты три курса или, как правило, два с половиной семестра изучали историю КПСС. Как вы собираетесь построить государство, если предлагаете забвение собственной истории и генерируете билингвизм? Сознательно превращают украинцев в существо, которое должно забыть свое я. Одновременно общаться и на русском, и на украинском языках. Странная ситуация — этого же не требуют от россиян. Я думаю, что немедленно надо принимать законы о гражданстве, согласно которым для того, чтобы стать гражданином Украины, надо выучить украинский язык, выучить украинское законодательство и выучить украинскую историю, как это делается во всех остальных странах. То, что происходит сегодня в Донбассе, является ярким примером нигилизма. Я председатель «Просвіти» и ко мне иногда приходят и спрашивают: «червоний» — это коричневый? Не знают названий цветов на украинском языке! А вся эта безграмотность от того, что эти вопросы в основе своей нивелируются законодательством. Зачем, например, на каждой железнодорожной станции названия дублировать на русском языке? Хочешь в Европу — дублируй на английском. В банках бухгалтерия ведется на русском. Заходишь в ЖЭК, в ремонтную мастерскую, в университет — всюду русский язык. Речь идет о государственной политике.

Мы все время боимся кого-то оскорбить, зацепить. Но Россия уже официально вмешалась в наши дела. Она аннексировала Крым, спровоцировала кровавую бойню на Донбассе. Она отняла церкви Украинского Патриархата. Следовательно процесс создания государства остановился на уровне 90-х годов, на уровне болтовни и ничего сегодня не делается в этом направлении. В Верховной Раде принимается закон ради самого закона, который на практике не действует. Мы не можем даже подсчитать голоса на выборах, тянем с этим, в то время как в Бразилии при электронном голосовании происходит подсчет голосов за два часа. Что уже говорить о других сферах. Если новая власть, которая стремится в Европу, не будет жить по европейским законам, то ее будет ожидать такая же судьба, как и прошлых правительств и президентов.

Чего нам — простым украинцам — не хватает для осознания себя полноценными гражданами собственной страны?

— У людей должно быть историческое образование, а отсюда национальное сознание. Историческое образование не в смысле университетского, а профессионального и из школы. Кто у нас преподает историю в школе? Дети луганских школ №2, 8, 10, 17, других школ Луганщины протестовали против преподавания определенными преподавателями истории в советском формате. Дети откровенно говорили учителям, что они непрофессиональные. Один из учителей 17-й школы Луганска моему сыну, который приехал с Майдана, заявил в коридоре: «Тебя, бандера, надо первого на батарее повесить». Я об этом говорю в городском управлении образования, а мне отвечают: «Ну, может, преподаватель погорячился». Я думаю, что должности директоров школ должны быть деполитизированы. В Луганске везде директора школ — это члены Партии регионов.

Местная академия культуры вообще возглавлялась пророссийским шовинистом.

— Да. А бывший генеральный директор государственной организации «Луганская облгостелерадиокомпания» Родион Мирошник на сессии облсовета далеко не случайно обозвал украинцев недорасой. Более того, с судебными исками к «Просвіте» в Луганске выступал Областной совет. Разве я — общественный деятель — могу бороться с государственным аппаратом, где сидят квалифицированные юристы? А это непонятное «Єдина країна — единая страна» — это для кого? Для идиотов, которые не знают, что значит «єдина країна»? Мы не должны бояться Путина. Есть пропагандистский аппарат, пропагандистская война — вступайте в нее, закрывайте российские телеканалы, принимайте законы, что если ты хочешь вести трансляции на другом языке, то плати большой налог.

Мы задаемся вопросами, почему так много людей на Донбассе потянулось в Россию? Но мы же сами в этом виноваты. Для кого мы проводим сегодня люстрацию? С себя надо начинать! Где люстрация президентского аппарата, полноценная люстрация кабминовского аппарата? Мы же видим, что люстрация иногда происходит совсем наоборот, когда люстрируются высококвалифицированные патриотические кадры. Почему в Верховную Раду пускают тех, кто откровенно занимает антиукраинскую позицию, например «Оппозиционный блок». Это не просто критиканство с моей стороны. Существует проблема и ее надо решать. Есть штат академии наук, есть штат гуманитарных институтов — кто прислушивается к их советам и консультациям? О чем это говорит? О том, что у нас левая рука не знает, что делает права. Как мы можем построить свое государство, если мы имеем территорию, имеем аппарат, имеем название, но мы не создали нацию. Вспомните того же Гарибальди, который призывал, что надо создавать итальянскую нацию. Итальянцы ее создали. Где сегодня Италия и где сегодня мы? Все эти просчеты и привели к колоссальному взрыву, который мы имеем в Донбассе.

То есть, мы сами виноваты в том, что создали условия для российской интервенции.

— Причины ситуации на Донбассе значительно более сложные, чем то, что Путин туда пошел. Это целый комплекс причин. И политических, и социальных, и экономических, и финансовых, и духовных, и т. п. Создали ли мы крепкую прослойку среднего класса — основу нашей безопасности? Нет! К нему относится доцент или профессор университета. Он приезжает в Киев из провинции и не может себе позволить поселиться в гостинице. Мало того, что на науку не выделяются деньги и он приезжает за собственные средства, так он не может оплатить жилье. Это нонсенс, что цены в столице одни, а в Донбассе, где шахтер добывает для страны «валюту», совсем другие. Вот еще одна проблема. Неужели нет того же понимания, что необходимо отделить олигархат от политики? Олигарх должен заниматься бизнесом, экономикой, а не политикой. Ну а посмотрите на тех, кто приезжал на так называемый антимайдан в Киев из Донбасса. Сколько из них в первый раз в жизни побывало в столице! Они никуда не могли выехать, потому что не за что было. На заработки же они в основном ездили в Россию и были готовы к этому. Не в Киев, не на Запад, а в Россию. Еще одно. Кризис, происходящий на востоке Украины, является мировоззренческим. Вот я вас спрошу — где проходит граница между Европой и Азией?

По Уральским горам.

— Так все будут отвечать. Географически это так. Но кто установил эту границу? Ее установил в XVII веке Петр І, подкупив немецкого исследователя Гумбольдта. У меня, как у историка, тогда есть вопрос — если Московия находилась в Европе, зачем ей было рубить в эту Европу окно? Значит, не в Европе они были, а в Азии. Тогда где эта граница пролегает? Она две тысячи лет пролегала через Дон. Поэтому изменить это в уме людей невозможно. За Доном дикая степь, и понятно, почему эти донские казачки настолько кровавы и жестоки. А Украина находится на границе между Европой и Азией. Теперь с востока к нам едут те, для кого уже готова русифицированная почва, и они окончательно вытесняют все, что было украинским. Власть же наша вместо того, чтобы защищать украинцев, делала все наоборот. Теперь много ниш занято этими азиатами или точнее — угро-финнами. Из этого хоть кто-то сделал вывод? Вывод один — «единая страна». Поучитесь у россиян, как они защищают свой язык. Не признают они государственным языком удмуртский, татарский, или финский. У нас же сплошное ток-шоу для непритязательных вкусов. Это надо прекращать. На этих ток-шоу не выясняется истина, не находятся решения проблемных вопросов. Надо в корне перестраивать СМИ. Те девочки и мальчики, которые пришли в информационную сферу, они точно не знают ни историю, ни язык. Они ориентированы на создание съедобного продукта, а не качественную информационную подачу.

Получается, мы живем в стране суржика. Это суржик не только в языке, но и в мыслях. Приведу один пример. Недавно я выступаю в Киевской области, в одном из районов. Рассказываю о том, что происходит на Донбассе, в частности о жестокости донских казаков, чеченцев, осетин, местных сепаратистов. Тянет руку одна женщина, задает вопрос: я все это внимательно прослушала, так вы мне скажите четко, кого же нам надо поддерживать Россию или Украину? Я остолбенел. Это 70 километров от Киева. Давайте тогда вспомним Михаила Грушевского и Владимира Винниченко, которые говорили, что их власть не распространяется за пределы Киева. То же самое сегодня. Украина живет по одним законам и понятиям, а Киев по другим. Наша профессура поставлена в условия обнищания. У нас огромная катастрофа в гуманитарной сфере. За счет чего Советский Союз вырвался вперед одно время? Было в корне изменено отношение к системе образования. Педагог и медик — должны входить в наиболее оплачиваемые профессии. Мы должны в корне реформировать систему образования. Посмотрите — вчера мы юристов наплодили, завтра бухгалтеров. А работа? Где они все найдут работу?

Насколько опасна волна беды, разожженная на Востоке, для других регионов?

— Хочу, чтобы всем нам хватило мудрости для того, чтобы быть едиными и прекратить тот беспорядок, который ныне есть на Донбассе. На Донбассе, особенно в условиях холода, будут понимать, что они попали, мягко говоря, в неприятность, в зону гуманитарной катастрофы. Разрушена экономическая и транспортная инфраструктура. И в материальном плане, и в духовном территория превращается в Дикое поле. Кое-кто на Донбассе надеется на то, что их Путин спасет. Скоро придет понимание того, что это блеф. Путину они не нужны. Ему нужна Украина, потому что империя не может существовать без своего расширения. Она всегда существовала за счет экспансии. У нас есть высококвалифицированные кадры, плодородные земли. Каждый оккупант, который приходит на чужую территорию, делает это для того, чтобы ее ограбить. Путин ничего не хочет вложить в Украину, он хочет вывезти. Бандиты, которые зашли на Донбасс, распределили сферы влияния и грабят каждый свою территорию. Но то же самое делала украинская власть! Только в других масштабах, под патронатом закона. Она дала возможность ефремовым, тихоновым, голенко грабить восток. Фирташи, ахметовы — что они делали с нашей страной? Грабили.

У многих жителей Востока создается впечатление, что Киев отказался от Луганска.

— Ощущение такое есть, но это эмоции. Поэтому не хотелось бы об этом говорить. Скажу только, что много из того, что там происходило, шло из Киева. У нас, у многих патриотов Украины возникал вопрос — почему так? Ведь даже Майдан победил, вроде бы должно было что-то измениться? К сожалению, меняется очень медленно. У Платона есть высказывание, что государства станут счастливыми тогда, когда философы станут царями или цари станут философами. К величайшему сожалению, наши местные князьки стали философами только собственного кармана, философии же государства у них как не было, так и нет. Мы должны понять, что в своем государстве мы все братья и сестры. Мы все являемся украинской нацией. Мы не народ Украины, а Украинский народ. Мы должны объединяться, в частности, вокруг Президента, и Президент сам должен об этом знать и делать обществу соответствующие посылы.

Поэтому остро встает вопрос национальной идеи. Наша идея сегодня нигде официально не зафиксирована. Квинтэссенция нашего поведения должна быть зафиксирована в Конституции. Национальная идея — это не потребности желудка. Михновский исповедовал принцип: Украина — для украинцев. В советское время был принцип — «Союз нерушимый республик свободных». Все это устарело и мы должны отработать современные принципы национальной идеи, которые должны отталкиваться от нашей ментальности, органично соответствовать ей. Выйдите на Крещатик и спросите, в чем смысл нашей национальной идеи? Немногие скажут. Единой национальной церкви нет, единый язык и культуру теряем, единое информационное поле отсутствует. Что же у нас есть? Поэтому это и есть задача Президента, чтобы объединить нас вокруг вечных украинских ценностей. А мы обязаны поддержать его потуги в этой области.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать