Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Несгибаемые на передовой и в тылу

Как заставить Кремль освободить украинских военнопленных моряков?
13 февраля, 18:58
13 ФЕВРАЛЯ 2019 Г. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД / ФОТО РЕЙТЕР

«Эти фото сделали мой день, — пишет в «ФБ» журналистка Елена Солоина. — На них бабушка и мама нашего военнопленного моряка Владимира Терещенко с буксира «Яны Капу». Мамуля своими руками нарисовала кораблик у себя на стене в родном доме Володи. Сказать, что от этого рисунка у меня мурашки по коже, это ничего не сказать. Это материнский крик к освобождению, это частица сердца и души, хоть так, таким образом быть рядом с сыном. Это материнский крик от всех мам наших военнопленных моряков. Это напоминание обо всех 24 ребятах. Благодарю за фото, доверие и разрешение на размещение. Каждый может сделать бумажные кораблики и поддержать близких. Они уже стали символом непоколебимости и чести!»

В среду в Минске запланировано очередное заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе. Вопрос освобождения политических и военных пленных — один из основных. «На протяжении многих месяцев участники минского процесса отчаянно пытались убедить Россию согласиться на обмен пленниками по любой формуле, в частности «всех на всех», заявил 12 февраля глава постоянного представительства Украины в ООН Владимир Ельченко на заседании Совета безопасности ООН. — Украина послала 13 официальных письменных предложений с разными формулами обмена удерживаемых в России и на оккупированных территориях украинцев на российских граждан, осужденных в Украине за преступления против территориального единства и суверенитета Украины. Ответа не было. Мы заботимся о наших людях. А Россия посылает четкий сигнал всем своим солдатам: мы ничего не сделаем, чтобы повернуть вас домой».

Последнее заседание было инициировано Россией в связи с четвертой годовщиной Минска-2. Очередной циничный шаг, цель которого —  отвлечь внимание и сделать вид, что Москва «печется» относительно ситуации на Донбассе. Однако результат заседания оказался противоположным для Кремля. Украина и цивилизованный мир в очередной раз напомнили России, что именно она является агрессором и оккупантом части территории Украины и именно от нее зависит решение проблемы.

С резким заявлением на заседании выступил постоянный представитель Германии при ООН Кристоф Хойзген: «Мы также готовы поддержать миссию ООН, что обсуждалась. Мандат, предложенный для нее Россией, что миротворцы ООН должны защищать СММ ОБСЕ, — я думаю, что это шутка, поскольку для того, чтобы они имели свободный доступ и передвижение, — для этого лишь понадобится один телефонный звонок от российского президента».

«Россия созвала сегодняшнее заседание для обсуждения Минских соглашений. Это не может не вызывать иронии, поскольку именно Россия не выполняет Минских соглашений, — это уже реакция заместителя постоянного представителя США при организации Джонатана Коэна. — Минск требует, среди прочего, чтобы стороны обеспечили прекращение огня, позволили ОБСЕ наблюдать за прекращением огня, отказались от поддержки любых вооруженных формирований. Россия же явно нарушает все эти три главных элемента. Россия продолжает вооружать, готовить марионеточные силы на востоке Украины вразрез со своими обязательствами согласно Минским соглашениям».

В подтверждение своей агрессивной политики Кремль как раз на днях поочередно через ручные суды признал законным продолжение ареста украинским военнопленным морякам до конца апреля. «Апелляционную жалобу отклонить. Решение Лефортовского районного суда оставить без изменения», — сказал судья Московского городского суда.

«Когда услышите во время избирательной кампании, что кто-то из украинских политиков договорится с Россией, посмотрите на это фото наших военных (прилагается. — Ред.), — написал на «ФБ» журналист Роман Цимбалюк. — Они не только взяли их в плен и сорвали с них военную форму. Они унижают наше государство, они унижают каждого гражданина Украины. Потому что наша армия — защищает всех. Россияне атаковали наши корабли в нейтральных водах Черного моря. На фото в стеклянной клетке: Сергей Чулиба, Юрий Безъязычный, Юрий Будзило, Богдан Небылица».

Международные экономические санкции против России, конечно, имеют влияние и делают свое дело, однако вряд ли этого достаточно, чтобы заставить Кремль изменить агрессивную политику. А это — прямые военные действия, дипломатические приемы, информационная война, работа спецслужб, захват политических и военных пленных. Как все-таки сломать ситуацию?

«ФРАНЦИЯ И ГЕРМАНИЯ, ПОДДЕРЖИВАЯ «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2», «СЛИВАЮТ» УКРАИНУ И ЕВРОПЕЙСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Анна ГОПКО, глава комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам:

— 11 и 12 февраля я находилась на востоке Украины, в частности в Краматорске, где четыре года тому назад были обстрелы и погибло 17 человек (кстати, 19 февраля в Верховной Раде будет большое специальное мероприятие, посвященное пятой годовщине начала вооруженной агрессии России против Украины). Поэтому могу сказать, что, во-первых, нам очень важно работать с украинским обществом для того, чтобы было большим осознание, что есть российская агрессия против Украины. Свыше 20% людей не понимают, кто на кого напал. Во-вторых, за эти два года нам действительно удавалось путем дипломатических переговоров и, учитывая трагедии, которые состоялись у нас и в мире (сбивание MH-17, применение химического оружия в Алеппо, Солсбери), удержать санкционный режим, но не усилить его. И когда мы были на востоке, самое важное, что люди говорили — хоть мы и остановили полномасштабное вторжение благодаря Минским договоренностям, но за эти годы не было достигнуто безопасностного компонента, в частности прекращения обстрелов, перемирие.

Меня в настоящее время пугает в частности то, что Германия перетянула на свою сторону Францию в вопросах «Северного потока-2». Потому что именно этот проект — это своеобразное приглашение России к полномасштабным агрессивным действиям. Фактически Германия, Франция и другие страны ЕС дают финансовые возможности Кремлю через покупку газа, монополию «Газпрома». А из-за «Северного потока-2» мы потеряем этот рычаг для нашей безопасности. Россия дальше будет иметь возможности финансировать терроризм, в дальнейшем будет вмешиваться в выборы, осуществляя кибератаки.

Поэтому наши партнеры по Нормандской четверке — Франция и Германия, поддерживая «Северный поток-2», «сливают» Украину и европейскую безопасность. И возникает вопрос, можем ли мы таким партнерам доверять, не является ли это гибридной технологией Кремля — подсадить на «газовую иглу» Германию и ЕС в обмен на то, что мы будем видеть предоставление большей гуманитарной помощи. А нужно не больше гуманитарной помощи, ведь есть эффект привыкания. Общаясь с людьми в Майорске, Зайцевом, Жованке, мы увидели, что некоторые люди, которые привыкли к гуманитарной помощи, бесплатным дровам, не хотят думать, как становиться на ноги самостоятельно. И это будет огромной проблемой, что у нас будет куча патерналистов, которые не будут знать, как выходить из этой войны и посттравматического синдрома. Поэтому вопрос не в увеличении гуманитарной помощи, а в том, как усилить давление против России, чтобы она ушла восвояси из нашей территории, прекратила обстрелы и вернула наших военных.

«ЕДИНСТВЕННЫМ СПОСОБОМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНУЖДЕНИЕ РОССИИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ КРЫМА И ДОНБАССА»

Владимир ОГРЫЗКО, руководитель Центра исследования России, министр иностранных дел Украины (2007—2009):

— Боюсь быть негативным пророком, но прочитав, что говорил постоянный представитель РФ в ООН, не думаю, что в позиции России что-то изменилось. Даже после того, что представители США, Германии, Франции и других стран очередной раз рассказали всем присутствующим, а следовательно, и всему миру, о том, что реально состоялось, не думаю, что это хотя бы  каким-то способом может повлиять на логику Кремля. Потому что Москва не для того организовывала захват Крыма, войну на Донбассе, чтобы мирно и спокойно уйти. Ее цель остается такой же, как была — дестабилизация Украины, возвращение ее в орбиту своего влияния, построение препятствий на пути Украины к ЕС и НАТО. Отказаться от всего этого — означает дать зеленый свет Украине для нормального развития. А именно это не входит в планы Москвы.

Единственным способом разрешения конфликта является принуждение России к освобождению Крыма, Донбасса, прекращению военных действий, и только после этого мы можем надеяться на то, что ситуация в этих регионах Украины изменится. Это принуждение должно происходить общими действиями Украины и западных партнеров. Это должна быть скоординированная, четко спланированная линия, которая должна предусматривать жесткие, очень болезненные для России санкции, от которых она не сможет прийти в себя, если они будут действовать достаточно серьезный период времени. Тогда ключ от решения проблемы, который сегодня все почему-то отдают Москве, будет в Вашингтоне, Брюсселе, Берлине, Париже, Киеве... А пока еще все почему-то играются в то, что главная роль здесь у России. В действительности она играет главную негативную роль, а позитивную должны сыграть другие. И чем быстрее наши западные партнеры, которым мы очень благодарны за политическую поддержку, поймут, что ключ в действительности у них в кармане, а не у Москвы, тем быстрее конфликт будет разрешен.

Нужна четко скоординированная позиция Запада и Украины и новые жесткие санкции, которые должны, наконец, отрезвить руководителей в Кремле. Ни один последующий случай, провокации, захваты, факты агрессии и тому подобное будут лишь очередными в длинном списке. Ведь причина остается той же. Пока «молот санкций» не опустится на «буйную головушку» известных деятелей, ничего не состоится.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать