Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Нет отдельной войны на Донбассе и отдельного конфликта в Крыму»

Представитель Президента в АР Борис Бабин — о том, как противостоять российской агрессии
08 февраля, 19:36
ФОТО REUTERS

Борис Бабин занимает должность с 17 августа прошлого года. Президент Украины Петр Порошенко назначил нового представителя в АР Крым после выражения активистами недовольства предыдущим — Натальей Попович. Напомним, в июле прошлого года у офиса Представительства Президента Украины в АР Крым происходили протесты крымскотатарских активистов против пребывания Натальи Попович в должности. Представители общественного формирования «Аскер», бывшие бойцы «Айдара» и другие люди в военной форме выражали недовольство работой Представительства. Они заявляли, что Наталья Попович не ведет личные приемы граждан, не заботится о переселенцах из Крыма, а о работе этого органа власти вообще мало информации. Конфликт продолжался около месяца.

Первым заместителем вновь назначенного представителя стал один из участников июльского протеста и общественной блокады Крыма в 2015 году Изет Гданов. Последнего называют креатурой Ленура Ислямова — крымскотатарского политического деятеля, руководителя общественной блокады Крыма 2015 года и одного из инициаторов протестов против деятельности Натальи Попович.

Борис Бабин — юрист-международник, эксперт по морскому праву, ученый. После его назначения о Представительстве начали говорить значительно чаще. Бабин часто публично заявляет о крымских проблемах: нелегальные перевозки, деятельность таможни на КПВВ, создание ЦПАУ в приграничных районах Херсонщины и тому подобное. «День» встретился с Борисом Бабиным, чтобы поговорить о роли Представительства в решении правовых, безопасностных, экономических, социальных и других проблемах, стоящих перед Украиной в связи с агрессией России.

ДЕОККУПАЦИЯ

— Борис Владимирович, существует ли стратегия возвращения Крыма? Кто ее разрабатывает?

— Оккупация Крыма и Донбасса является элементами межгосударственного конфликта. Стратегия деоккупации может быть только составляющей решения общей проблемы — завершения войны. И не поражением Украины, а победой.

То есть сначала победа в войне на Донбассе, а затем стратегия деоккупации?

— Нет отдельной войны на Донбассе и отдельного конфликта в Крыму. Там стреляют, здесь нет. Но это единый конфликт. У нас должен быть единый фронт противодействия: дипломатический, безопасностный, военный. Я не знаю, что мы освободим раньше: Крым или Донбасс. Мир быстро изменяется. Но мы должны перестраивать общую стратегию противодействия агрессору. Я уверен, что такие документы есть. Непубличные.

Какая роль Представительства в этом процессе?

— Мы знаем, что Крым будет деоккупирован. Но не можем подробно и публично сказать, как это будет сделано. Однако можем сказать, что нужно делать здесь и сейчас для противодействия российской агрессии, которая длится в публичной плоскости. Назовем это План безотлагательных действий. Мы данный документ почти разработали.

Что в нем?

— Он касается международных отношений, правовой политики, управленческой сферы, транспорта, торговли, финансов, экологии, образования и так далее. У нас много органов, которые занимаются Крымом: полиция, СБУ, Министерство по вопросам временно оккупированных территорий, Минобороны, другие министерства. Поэтому вопрос: этот план мы должны утверждать на уровне СНБО или проводить отдельным законом? Но это сложно, и некоторые вещи нужно делать уже сейчас. Видим, что этот План будем реализовываться в рамках полномочий Представительства. И его результатом будут проекты, предложения, мероприятия. Но сначала План должна рассмотреть рабочая группа высокого уровня, которую мы образуем из мощных украинских ученых и заместителей министров, других органов власти. Это буквально несколько недель. Потом этот План обнародуем и работаем над ним ближайшие два года. К сожалению, я не могу вам сказать, что в 2018 году будет деоккупация. Если быть реалистом, то и в 2019-м, по-видимому, тоже.

Показатели эффективности в этом Плане прописаны?

— Конечно, по каждому мероприятию. Даже если это вопрос, который не входит в нашу компетенцию. Потом мы будем отчитываться об уровне выполнения этого плана, чтобы общество видело, за что мне платят зарплату из ваших налогов.

Второе, над чем будем работать в 2018 году, — это Стратегия реинтеграции Крыма. Мы должны разработать план действий по моменту «ноль», когда начнем заходить в Крым. И до момента, когда мы скажем: Крым полностью интегрирован в правовую, экономическую, культурную, безопасностную плоскость Украины. Оккупант будет мягко и честно выходить из Крыма? — Нет. Будем ли мы иметь риски после деоккупации? — Да. Поэтому мы должны об этом думать уже сейчас.

НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЛЮДЕЙ

— Как вы мониторите ситуацию относительно нарушения прав людей в Крыму? Какова сейчас  эта ситуация?

— 70% всей информации относительно нарушения прав человека в Крыму есть в открытом доступе. Россия имитирует в Крыму собственную правовую систему, потому не может грубо скрывать деятельность, как на Донбассе. Наш аналитический отдел мониторит так называемые органы власти, суды, СМИ. За 4 месяца к нас обратилось свыше 1500 человек. Это огромный пласт информации относительно нарушения прав. Также мы сотрудничаем с правозащитниками и государственными органами, которые предоставляют информацию. Относительно ситуации в целом, то есть два измерения. Во-первых, Россия грубо уничтожает политические свободы граждан. Это и русификация, и запрещение органов самоорганизации крымскотатарского народа, и преследование активистов, патриотов Украины «под соусом» борьбы с экстремизмом. Во-вторых, это массовое нарушение социально-экономических прав: на жилье, работу, образование, пенсию и тому подобное. Это касается всего населения Крыма. Результатами нашего мониторинга являются отчеты в Администрацию Президента, в мониторинговые миссии ООН и ОБСЕ.

Относительно исчезнувших активистов в Крыму есть общественные организации, которые расследуют эти дела. Знаете ли вы о них, сотрудничаете?

— Это очень щепетильный вопрос. К сожалению, есть структуры, которые зарабатывают на этой теме политический или материальный капитал. Были случаи, когда мы должны были помогать людям, а после того, как об этом узнавали так называемые правозащитники, все срывалось. Мы готовы работать с любой структурой, но наше условие — сотрудничество должно реально помогать людям, которые находятся в местах несвободы в Крыму, или пропавшим без вести, или их родственникам. Мы не пиаримся. Относительно пропавших лиц я советую родственникам обращаться в Представительство, чтобы мы могли разобраться в каждом частном случае.

Что вы конкретно делаете для этих людей?

— Я не могу называть фамилии. Например, есть семья в Крыму. Отца похитили или он за решеткой. Мать осталась с детьми, которым нужно сделать украинские документы. Выехать на материк и вернуться. Сделать это без одного из родителей очень трудно. И мы такие ситуации разрешаем. Еще один пример. Есть известный человек, который погиб в Крыму. Есть родственники на материковой Украине. К ним приезжало много активистов. Позже я спросил, помогли ли им все те структуры, которые пиарились, например, с оформлением иска в международную инстанцию? Ответили — нет.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ

— Судебные иски Украины к России по вопросам нарушения международного права. Сколько их, кто ведет и на каком они этапе рассмотрения?

— Есть разные органы, которые за это отвечают. Первый — Министерство юстиции, отвечающее за иски в Европейский суд по правам человека. Таких есть несколько, два из них касаются Крыма. Не могу прогнозировать, сколько это займет времени, но несколько лет точно. В этом решении точно будет задокументировано много нарушений прав человека в Крыму со стороны России. Также много производств ведет МИД Украины. В частности, в Международном суде ООН по двум конвенциям: противодействие финансированию терроризма и противодействие расовой дискриминации. Крымский вопрос поднимается во второй части. И именно в этой части в 2017 году было решение суда о промежуточных мероприятиях в виде отмены запрещения органов самоорганизации крымскотатарского народа. Этот процесс имеет много рисков, он будет длиться несколько лет. Россия будет делать все, чтобы аннулировать это производство. Также начинается процесс в арбитраже относительно нарушения РФ норм конвенции о морском праве: относительно прав Украины на континентальный шельф и экономическую зону вокруг Крыма, ограничения свободы судоходства, загрязнения акватории Черного моря. Коммуникация продолжается, она конфиденциальна. И есть еще один процесс — в Международном уголовном суде, который касается непосредственно российской агрессии. За это ответственна Генпрокуратура. С юридической стороны здесь ситуация на начальной стадии, в сравнении с другими исками.

Кроме того, есть процессы, инициированные украинскими физическими и юридическими лицами. Например, инвестиционный спор НАК «Нафтогаз України» относительно невозможности использования их имущества. Эти процессы идут быстро. Но здесь Россия уклоняется от участия. Относительно исков физических лиц в ЕСПЧ, то, по данным этого суда, только несколько сотен лиц подали заявления против агрессора. Больше людей подали заявления против России и Украины одновременно. А еще больше людей будут судиться только против Украины. Это, прежде всего, жители Донбасса.

Есть ряд резолюций международных организаций (ООН, Совета Европы, НАТО), которые осуждают агрессию России в Украине. РФ фактически игнорирует эти заявления. Насколько эффективны такие резолюции?

— С точки зрения международного права данные документы очень важны. Но еще важнее будут решения судов, которые будут иметь обязательственный характер. Во-первых, акты международных организаций учитываются в решениях судов, о которых мы говорили. Во-вторых, они являются основанием для объявления странами санкций против агрессора.

— Недавно президент РФ заявил, что они готовы вернуть корабли ВМС Украины, захваченные в Крыму. Что вы думаете по этому поводу?

— Говорят, россияне готовят своим власть предержащим «райский уголок» в Балаклаве. Из этой бухты нужно переместить российские корабли в Севастополь. Но там находятся трофеи — захваченная часть украинского военного флота. С одной стороны, они хотят решить свои шкурные вопросы по Балаклаве, из другой — если мы согласимся — они скажут, что у нас с украинцами хорошие отношения, мы решаем вопрос Крыма, они сами забирают свой хлам. Они надеются, что мы клюнем, потому что утилизация некоторой техники на материке — это большие средства, которые кто-то может освоить.

Безусловно, Украине нужно наращивать военное присутствие в Черном море. Однако здесь много весит не железо, а люди. К сожалению, 2014 год показал настоящий уровень воли к сопротивлению отдельных видов ВСУ, в частности плавсостава ВМС. Те люди, которые сдали Крым и торговались за беспрепятственный вывоз имущества из офицерских квартир, с ними мы Крым явно не вернем.

Вы обвиняете этих людей в сдаче Крыма?

— Я не возлагаю вину, но хочу, чтобы было следствие и суд. Я констатирую известный факт. Сколько наших военных вышло из Крыма, сколько осталось, сколько из тех, кто вышел, оказывало сопротивление. Это все очень разные цифры.

Что сегодня представляет собой Крым в военном отношении?

— Полуостров становится плацдармом последующей военной агрессии России. Очевидно, что присутствие России в Сирии и планы на регион Средиземного моря были бы невозможными без присутствия в Крыму. Следовательно, повторюсь, только победа цивилизованных наций в непровозглашенной войне с Россией может решить крымский вопрос. В военном плане Россия, безусловно, угрожает Украине с Крыма. На полуострове может находиться ядерное и химическое оружие, для этого есть мощности.

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ВОПРОС

— Какова ваша позиция относительно крымскотатарской автономии?

— Эта тема очень политизируема. В 1991 году Верховная Рада еще УССР возобновила Крымскую АССР. Именно возобновила. То есть уже тогда предусматривалась автономия для коренных народов Крыма. С 1992-го по 2014 год Украина была вынуждена постоянно идти на уступки России относительно Крыма, относительно автономии.

Верховная Рада Украины признает декларацию ООН о коренных народах. Сегодня мы должны обеспечить крымскотатарскому народу реализацию права на самоопределение в пределах Украины. Как? Есть несколько путей. Первый — внести изменения в Конституцию. Есть рабочая группа, которая работает над изменениями к 10-ой главе Конституции (АР Крым). Второй — связан с неодобрением закона о коренных народах. Но зарегистрированные проекты данного закона имеют контроверсионные выводы. Моя позиция — автономия должна быть.

Звучали идеи о КТА в Херсонской области. Как вы к этому относитесь?

— Территориально автономия уже существует — это АР Крым. На материковой части Украины, по моему мнению, можно говорить только об общей обязанности государства сохранения культурных, экономических, социальных прав коренных народов.

Целесообразно ли выделять квоты в органах власти для представителей Меджлиса?

— Квоты в органах исполнительной власти по национальному признаку противоречат законодательству Украины. Это абсурд. У нас остаются представительские органы, где это теоретически можно обсуждать. Например, выборы в Верховную Раду Украины, местные рады с образованием национальных округов. Квота на политические должности? — Возможно. Но здесь нужно говорить о Меджлисе, который осуществляет определенное представление, утверждение. Однако это должно быть прописано для органов, которые будут работать в Крыму после деоккупации.

Что Представительство делает для сохранения культурных, образовательных прав крымских татар?

— Мы не являемся распорядителями бюджетных средств. К сожалению, у нас нет закона о коренных народах. Поэтому финансирование возможно через программу защиты депортированных. Из этих средств, например, финансируется телеканал АТР. В целом, это сфера ответственности Минсоцполитики. Мы со своей стороны коммуницируем со всеми органами исполнительной власти и местного самоуправления. Занимались школой с крымскотатарским языком обучения в Новоалексеевке Генического района. Лоббировали техническую помощь, требовали от местной власти решить вопрос с отоплением. Имеем контакт со всем местными меджлисами, готовы способствовать поддержке проектов, в том числе от международных организаций.

«КРЫМСКИЙ ТИТАН»

— Почему и как до сих пор работает завод «Крымский Титан»? Откуда там берется сырье (ильменит) и электроэнергия?

— Завод действительно работает. Есть отчеты, в которых идет речь о снабжении туда украинского сырья, а также из других стран. Это серьезная проблема, и мы поднимаем ее перед правоохранительными органами. Относительно снабжения электроэнергии. На сегодня этот факт не доказан. По простой причине. Оператор электросетей говорит, что этого не происходит. Доказать обратное, не контролируя сеть, невозможно. И облэнерго судится с теми, кто заявляет, что снабжение происходит. Я не так богат и не буду делать такие заявления. Но я хочу, чтобы стражи порядка сделали что-то с этим. И я могу заверить: эта деятельность будет прекращена. Продукция «Титана» используется в военной индустрии агрессора. Под нашим носом изготавливается оружие для нашего возможного уничтожения. Кроме того, есть проблема экологическая: загрязнение Сиваша и воздуха. Кстати, это было и до войны, не будем врать.

НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

— Неоднократно в СМИ вы заявляли о нелегальных перевозках в Крым. В чем суть проблемы?

— Главная проблема в том, что КПВВ в Крым сегодня не имеют легального транспортного сообщения. Автомобильный транспорт там разделяется на три группы. Первая — прежние межобластные автобусные рейсы, которые действовали до войны. Они доходят до КПВВ, люди проходят админграницу, а с той стороны ждет «брат-близнец» этого автобуса. И наша доблестная «Укртрансбезпека» пытается рассказывать, что это законно. Нельзя на материковой Украине продавать билеты до Керчи. И нет такой остановки, как КПВВ. Второе — это полностью нелегальные маршрутки, которые забирают людей на КПВВ и везут дальше, рассчитываясь со всеми инстанциями. Друзья «Франклин», «Грант» и «Джексон» (портреты президентов США, изображенные на банкнотах долларов США. — Ред.) помогают решить все вопросы с «Укратрансбезпекою», местной властью, полицией. Третья группа — таксисты. Это единственная категория, которая может перевозить людей через КПВВ без пересадки. Таксисты могут пересекать границу с разрешения российской стороны. Образована крепкая коррумпированная сеть, куда затянуты наши чиновники, которые отвечают за транспорт, и все это под колпаком российских спецслужб. Все улыбаются, потому что все зарабатывают. Мы с этим мириться не будем. Кстати, ставим вопрос о расположении в Геническом районе подразделений Нацгвардии. Можно констатировать в известной мере потерю государственной управляемости в этом районе. Это большая беда местной исполнительной власти.

Какой выход из ситуации?

— Мы хотим продолжить железнодорожное сообщение до станции «Вадим», чтобы пассажиры могли доезжать почти до КПВВ. Работаем над тем, чтобы на автобусные маршруты, наконец, были объявлены конкурсы. Сейчас на КПВВ достаточно сделать остановку, поставить будочку, где будут продавать билеты, и это уже будет станция легального маршрута. Объявить конкурс должна Херсонская ОГА, ведь это межобластные перевозки. Не знаю, почему этого не сделали за эти годы. Районные администрации также не поднимают этот вопрос. Мы писали письма в ОГА, собирались на совещания, информировали «Укртрансбезпеку» о нелегалах. Они по сути ничего не отвечают. Знаете, очень легко «стричь купоны», пока это нелегально. А когда будет легально — все будут платить налоги и «заносить» никто не будет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать