НУ ждут времена расколотого зеркала
Николай Катеринчук, написавший накануне заявление о выходе из партии «Наша Украина», вчера признался журналистам, что не собирается писать заявление о выходе из фракции. «Почему я должен выходить (из фракции)? Если исключат — выйду», — сказал он. При этом Катеринчук сообщил, что уже зарегистрировал заявление о своем выходе из партии в канцелярии НСНУ. Удивительно, сколько шума наделал выход Катеринчука. Появились надежды на создание нового политического проекта. Сам Катеринчук приглашает с собой в светлое будущее Луценко, Кириленко и Яценюка. Правда, никто из них пока не откликнулся. Если серьезно, то уход Катеринчука — это, конечно, большой удар по «Нашей Украине», дела у которой и так — хуже некуда. Мы спросили у экспертов «Дня», что означает уход Катеринчука для НСНУ? И каковы политические перспективы для этого политика? Сможет ли он создать свою политическую силу?
Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор Центра социальных исследований «София»:
— Скорее всего «Нашу Украину» будет ждать судьба эдакого разбитого зеркала, когда партия начинает распадаться на несколько осколков одновременно. Понимая эту угрозу, состав партийного руководства не пошел на обострение второго этапа съезда и не допустил того, чтобы раскол произошел публично, на глазах у зрителей. Но раскол все же неизбежен. Только сейчас он будет происходить «медленно и на куски», причем в нескольких направлениях.
Первое направление — это направление политической мимикрии с расчетом на то, что новые фавориты и новые проекты, которым будет помогать Президент, не забудут и про «Нашу Украину». Тем более, что Президент остается почетным главой партии. В любом случае нашеукраинцев объединят с «правильными» политическими проектами. На это откровенно намекнул на съезде господин Луценко. И эта тема, на мой взгляд, воодушевила часть партийной номенклатуры.
Второе направление, связанное с этим осколочным эффектом, будет представлять ту часть нашеукраинцев, которые хотели бы сыграть в собственную игру. Тех, кто заявлял, что Президент и партия — это не одно и то же. Уверенные в том, что эта игра возможна, они будут бороться за влияние в партии до последнего.
Третья тенденция связана с оппозиционными радикальными настроениями, с желанием найти новых лидеров, с желанием создать объединенную оппозиционную силу. И я не исключаю, что эта тенденция выльется в то, что из партии будут выходить целыми организациями на низовом уровне и переходить в другие партийные проекты. Но куда они будут переходить? Например, к национал-демократам Костенко, или вступать в союзнические отношения с организациями блока Юлии Тимошенко.
И четвертое направление — это уход в самостоятельное плавание политиков-одиночек, которые прекрасно осознают то, что сейчас можно сыграть на повышение: на повышение рейтинга, на повышение собственной политической цены. Они будут демонстрировать, что главное их преимущество — это способность выглядеть самостоятельными и независимыми. Они будут разыгрывать личные карты в расчете на то, что в предвыборный период спрос на лидеров, на ярких политиков-одиночек резко увеличится. И уход Катеринчука — как раз из этой области. Он уходит для того, чтобы занять нейтральную выжидательную позицию. Но я думаю, что он будет вести очень активную популистскую работу, чтобы сохранить себя в публичной сфере, и поэтому ожидать от него сейчас каких-то резких движений, объединений или перехода в другие проекты не стоит.
Но это лишь начало процесса внутренней трансформации «Нашей Украины». Ее ждут непростые времена расколотого зеркала. Другое дело, что партийная номенклатура не будет спешить с третьим этапом. Поэтому, чем дольше затянется процесс партийного самоопределения, тем незаметней пройдет процесс раскола партии.
И последнее, самое важное в этом комментарии. Нашеукраинцам некого винить, кроме самих себя, в этом кризисе. Глядя на два этапа этого съезда, можете себе представить, каким могло быть парламентское большинство или правительство.
Причины этого кроются не только в амбициях и отсутствии политической команды, «Наша Украина», прежде всего, переживает все болезни и пороки партии власти.
Еще одной причиной является позиция, которую заняли сейчас так называемые инвесторы революции. Те, благодаря кому осуществлялась поддержка выборов 2004 года. Эти субъекты недовольны тем, как ведет себя блок НУ. Они недовольны этими сварами, неэффективностью власти, недовольны неэффективностью Президента в том, как он распорядился победой. И они готовы инвестировать новый политический проект.
Видимо, на первых порах Президенту и нашеукраинцам удалось убедить инвесторов в возможности НУ остаться у власти. Поэтому мы являемся свидетелями образования нового проекта, более амбициозного, но и более управляемого. И об этом недвусмысленно было заявлено на съезде «Нашей Украины». На это намекали Луценко и другие политики. Насколько будет успешным такой поворот и смогут ли политики мимикрирующей части «Нашей Украины» сыграть в это новое объединение, пока неизвестно.
Максим СТРИХА , директор Института открытой политики:
— Уход Катеринчука свидетельствует прежде всего о том, что у него не выдержали нервы. Кроме того, вес новой политической партии, о создании которой заявил Катеринчук, вряд ли будет значительным. Сейчас речь идет не столько о создании новой политической партии, сколько о создании нового мощного объединительного процесса, который смог бы удовлетворить избирателей, не желающих сегодня дилеммы Тимошенко — Янукович.
Поэтому партия, которую создает сейчас Катеринчук, будет седьмой в блоке «Наша Украина». И ей, в конце концов, все равно придется вступить в переговоры и с НСНУ, и с другими пятью партиями блока для дальнейшего объединения.
Выпуск газеты №:
№198, (2006)Section
Подробности