Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О «стратегическом просчете»

Светлана МАШАРОВСКАЯ: «Скандал в «Волі» является результатом попытки делать новую партию по старым принципам...»
05 ноября, 12:03
СВЕТЛАНА МАШАРОВСКАЯ

Переговорная группа по коалиции должна собраться завтра. Ее участники — «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт» и «Самопоміч» — в один голос утверждают, что все будет прозрачно и по новым стандартам. До четверга семь рабочих групп должны доработать и согласовать коалиционное соглашение, которое касается реформ. А затем расстановка кадров в правительстве для выполнения поставленных задач. Точно известно, что премьером предлагается назначить Арсения Яценюка.

«Будущая фракция партии «Блок Порошенко» уже откликнулась на мою инициативу поддержать Арсения Яценюка на должность главы нового Правительства. Но принципиальным для них вопросом при этом является общее согласование европейского образца коалиционного соглашения, проект которого они уже предложили партнерам и обществу. Что касается состава самого Правительства, то Кабинет Министров нуждается в полном обновлении!», — заявил Президент Петр Порошенко в своем обращении.

Насколько затянется весь этот процесс? Звучат разные прогнозы — от нескольких недель до «не раньше декабря». Затягивание времени в условиях войны является недопустимой роскошью. Здоровая конкуренция, поиск лучших кадров, видение необходимых изменений в стране... — все это правильно, но ситуация требует быстрых и качественных решений. Локомотивом реформ должны стать проевропейские политические силы, их будет большинство в парламенте. В первую очередь, речь идет о молодых, которые стояли на Майдане и позиционировали себя как другие.

Многие из них будут в новом парламенте — как в разных политических партиях, так и в «Самопомочі». Последняя как раз сумела аккумулировать голоса тех, кто хотел чего-то нового и другого. Однако последние сигналы несколько настораживают. Не успели стать депутатами, как кое-кто из «новых» затеял скандал.

Если коротко, то один из субъектов избирательного списка «Самопомочі» — партия «Воля» решила выйти из объединения Андрея Садового из-за несоблюдения ею договоренностей и создать собственное межфракционное депутатское объединение. Во главе этой «группы» стоит народный депутат Юрий Деревьянко. Правда, позже было сказано, что люди из «Волі», которые прошли в Раду, таки будут во фракции «Самопомочі», но все равно создадут межфракционное депутатское объединение и будут принимать участие в местных выборах. Во главе другой «группы» — Егор Соболев. Он назвал Деревъянко «талантливым мошенником», а также заявил, что ситуация с якобы выходом партии «Воля» из «Самопомочі» — это организованный Деревъянко скандал, который готовился еще до выборов. В самой же «Самопомочі» воспринимают этот скандал как попытку помешать формированию коалиции.

В действительности не очень хочется вникать в подробности. Это борьба за партию «Воля», кстати, которую немногие знают, это амбиции отдельных людей, это попытка рассорить молодых на старте, это новые требования от «Самопомочі». Причины могут быть разными, но суть в том, что «запахло» старыми методами. Такие истории страна видела не раз. Поэтому и ожидает от «новых» других подходов.

О перспективах формирования коалиции и скандале среди молодых политиков говорим с политологом Светланой МАШАРОВСКОЙ.

— Учитывая предвыборные заявления политиков, Президента в том числе, о быстром формировании коалиции, почему сегодня этот процесс затягивается? Особенно, если учитывать войну с Россией. Можно ли этот процесс назвать «европейским»?

— Процесс не будет молниеносно быстрым, потому что в этот раз он принципиально другой. Впервые коалиционное соглашение строится не по принципу деклараций и раздачи портфелей. Оно строится вокруг тех реформ, которые будут четко прописаны и будут воплощаться новым правительством. То есть сутью коалиции станет пакет законов и шагов исполнительной власти. Участники коалиции должны подготовить и согласовать все шаги и все запятые. О затягивании можно будет говорить в четверг, если переговоры начнут пробуксовывать. Этот процесс, конечно, еще нельзя назвать европейским в полной мере, но в нем уже присутствует хотя бы некоторая прозрачность. Главное, чтобы со временем коалицианты, в том числе молодые политические силы, не отбросили подход отчетности перед обществом. Люди ныне не в том состоянии, чтобы терпеть очередные пустые обещания.

Какой формат будущей коалиции вы прогнозируете? Когда? Какая партия (субъект коалиции) за какое направление будет отвечать? Будет ли коалиция стойкой и реформаторской, чего требует общество и ситуация в стране?

— Насколько мне известно, переговоры идут интенсивно. Относительно состава фактически существуют разные варианты. Наиболее вероятный: БПП+НФ+Самопоміч. Или расширенный, при присоединении к тройке «Батьківщини». Конечно, если Ю. Тимошенко планирует побороться за перспективы своей политической силы. Вариант коалиции БПП, «Самопомочі», «Батьківщини» и РПЛ выглядит, на мой взгляд, достаточно призрачным. Произойдет это подписание, вероятно, уже на следующей неделе. По договоренностям не будет партийных квот по направлениям. Премьер-министр формирует Кабинет из тех людей, которых будет считать профессиональными. И берет на себя ответственность за выполнение коалиционного соглашения. А именно прописанных в ней реформ и целей. Что касается стойкости и качества этой команды... думаю, что здесь должен сработать инстинкт самосохранения. Потому что распад коалиции и невыполнение поставленных задач больно ударит по всем участникам.

Очень важно сегодня отреагировать на определенные проблемы, которые уже появились в среде молодых политиков, хотя депутатами они еще не стали. О чем свидетельствует скандал вокруг партии «Самопоміч» и «Воля» в частности? Удастся ли «молодым» избежать шаблонных действий своих предшественников, не говоря уже об изменении правил игры?

— Что касается конфликта в «Волі», могу сказать следующее. Этот скандал является результатом попытки делать новую партию по старым принципами. То есть риторика, внешний дизайн, цели — якобы новые. А, как оказалось, механизмы контроля через печать и ячейки — мягко говоря, классические. Собственно, больше всего пострадают от этой информационной волны сами инициаторы скандала. Это большой стратегический просчет. И теперь то внимание, которое сейчас, с первых дней после выборов, приковано к «Самопомочі» заставит их быть очень осторожными. Здесь невозможно делать прогнозы, но, по моему мнению, та парламентская команда, которая будет у фракции «Самопомочі», будет иметь достаточно здравого смысла, чтобы поступать по-другому.

«С САМОГО НАЧАЛА НОВЫЕ ПОЛИТИКИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПРЕДЪЯВИТЬ ЦЕЛЫЙ РЯД УЛЬТИМАТУМОВ»

Александр ЕЛЬЯШКЕВИЧ, народный депутат второго и третьего созывов Верховной Рады:

— События вокруг формирования коалиции вызывают не только разочарование, но и тревогу. Политический класс демонстрирует неспособность быстро и результативно работать в чрезвычайных условиях. Особенно беспокоит позиция молодых политиков, в частности «Самопомочі», с которой связывали изменения подходов в украинской политике. Со старыми политиками все ясно — они как всегда под прикрытием европейской риторики пытаются выторговать «хлебные места» для участия в очередном «дерибане». Но ведь и «новые» позволили Садовому начать кулуарные торги, потом, правда, исправили ситуацию. Уступать никто в переговорах по коалиции не хочет, а в связи с этим драгоценное для страны время затягивается. Но проблема в том, что молодежь оказалась неспособной навязать правильный алгоритм действий, учитывая цейтнот во времени, фактор войны на Донбассе и так называемых «выборов» 2 ноября и их неотвратимых негативных последствий.

С самого начала новые политики должны были поставить целый ряд ультиматумов. Прежде всего, это ограничение времени на формирование коалиции и руководящих органов парламента. Например, ультиматум в размере 48 часов, что, кстати, обещал Президент. Хочу подчеркнуть, что начинать надо с формирования руководящих органов Верховной Рады, а не правительства. К сожалению, этого не произошло. Что нарушает логику всей парламентско-президентской модели. Думаю, потому что в списках той же «Самопомочі» в реальности не оказалось опытных и эффективных политиков, готовых быть на ключевых должностях в руководстве парламента, эти требования не были поставлены. Также хотел бы отметить главный принцип, который должен использоваться и является критичным в условиях военного времени и тяжелейшей экономической ситуации, — требование эффективности в кадровой политике и принятие всех коалиционных документов, исходя из возможности введения военного положения. Важны факторы скорости, эффективности и реального кадрового обеспечения политики будущей коалиции. К сожалению, сегодня все эти факторы упущены и происходит затягивание коалиционного процесса, что приводит к ослаблению позиций Украины на международной арене и в военном противостоянии, обострение которого возможно в ближайшее время.

Очень неправильно, что «Народный фронт» навязал мысль, что на выборах люди избирали премьер-министра. Это не так. Будучи относительным победителем лишь по пропорциональной части смешанной системы, «Народный фронт» не получил необходимого большинства, чтобы навязывать подобную точку зрения. Арсений Яценюк был как премьер-министр крайне неэффективен, и если мы дальше будем позволять ему руководить всеми экономическими процессами реального военного времени, это может привести страну к катастрофе. Необходимо срочно парафировать коалиционное соглашение, согласовать пошаговый алгоритм экстренных действий и добиваться безотлагательного начала работы Верховной Рады. И в первый же сессионный день избрать руководство парламента, а далее очень быстро назначать эффективных главу правительства, его заместителей и министров. Главное — назначать решительных, ответственных, компетентных и порядочных руководителей. Тех кто в состоянии решить тяжелейшие задачи и по реформированию страны и по ее защите. Тех, кто не на словах, а на деле способен и готов жертвовать своими политическими и карьерными амбициями. Сегодняшние условия требуют реального, а не пиарного и имитационного «правительства камикадзе».

Могут ли молодые политики реализовать свой потенциал и найти ключ к навязыванию правильных подходов к поведению власти в экстремальных ситуациях? На этот вопрос ответ мы получим в самое ближайшее время.

Остается надежда, что те, кто еще недавно боролся с преступной системой Кучмы — Януковича потребуют внесения в коалиционное соглашение положение об обязательности открытых судебных процессов над Кучмой и Януковичем. Пока подобные открытые процессы не начнутся — ничего не изменится, и доверие к власти будет стремительно падать в условиях войны и экономического кризиса. Эти судебные процессы обязательные условия реального очищения власти. Без них никакие реформы в Украине не возможны в принципе.

И еще один важный момент. Политики должны быть готовы к введению военного положения в любой момент, а у нас непростительно затягиваются организационные вопросы по формированию Верховной Рады и исполнительной власти. Политики до сих пор не вышли из избирательного процесса и готовы часами спорить на ток-шоу на олигархических телеканалах. Но политики не готовы решать реальные проблемы, которые гигантски накопились и уже перешли в самую острую фазу. Да и обострение военного конфликта может произойти в любой момент. Сложность ситуации предполагает, что нужно «работать с колес», и новоизбранная власть не имеет права на промедление. Цена этого промедления крайне высока...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать